Новости / ноябрь 2018
Удвоение "черной пятницы"

Никита Щуренков
Александра Мерцалова
27.11.2018

В этом году оборот продаж российских ритейлеров во время "черной пятницы" увеличился почти в два раза по сравнению с аналогичной акцией 2017 года, достигнув рекордных показателей. Лучше всего россияне покупали одежду, электронную технику и товары для дома, хуже — авиабилеты.

Рекордные продажи "черной пятницы" в России в этом году зафиксировали в агентстве "Infoline-Аналитика". По его данным, в сравнении с прошлогодней акцией общая выручка торговцев выросла на 70–100% в зависимости от вида товаров. Маркетинговая компания Criteo выяснила, что самым активным временем шопинга стала пятница: через два часа после полуночи продажи выросли до 230%. "Акция становится шире, к ней присоединяются новые участники. Многие компании используют ее как дополнительную возможность распродать залежавшиеся запасы и делают акцент на тех товарах, которые давно не продвигались",— объясняет гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Он говорит, что только за один пятничный день продажи непродовольственных товаров в офлайновых магазинах превысили 70 млрд руб., в онлайне продажи составили более 17 млрд руб.

При этом, как установили в "Infoline-Аналитике", онлайн-продажи в эту "черную пятницу" выросли почти в пять раз по сравнению с показателями выручки в начале ноября. В офлайн-магазинах этот показатель был несколько ниже, но торговля шла на 30–40% успешнее относительно обычных дней. За все дни распродаж, с 19 по 25 ноября, самыми востребованными товарами стали одежда и обувь, электронная техника и товары для дома, отметил господин Бурмистров. Согласно исследованию производителя онлайн-касс "Атол" (данные более 13 тыс. касс), во время акции россияне через интернет купили электроники на 299 млн руб.: в основном это были смартфоны, игры, программное обеспечение и аксессуары.

 "По итогам акции в этом году средний чек вырос на 31% по сравнению со средним чеком в ноябре и на 65% относительно показателей "черной пятницы" 2017 года",— отметил основатель "Атол" Алексей Макаров.

В "М.Видео-Эльдорадо" подсчитали, что благодаря "черной пятнице" клиенты обеих сетей смогли сэкономить в этом году порядка 700 млн руб. Трафик и количество заказов за шесть дней акции увеличились практически вдвое по сравнению с обычными днями в октябре и на 30% относительно акции годом ранее. Кроме смартфонов в "Эльдорадо" охотнее прочего люди покупали пылесосы, СВЧ-печи и фены, в "М.Видео" — товары для геймеров и мобильные устройства.

Представитель интернет-гипермаркета Ozon говорит, что его продажи в эту "черную пятницу" шли примерно вдвое лучше, чем в обычные дни. В его случае самыми популярными оказались детские товары, товары для дома и сада, электроника, одежда и книги. Трафик магазинов "Связной" и "Евросеть" в период акции вырос в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом, отмечает директор по маркетингу объединенной компании Юлия Зарипова. "Наиболее популярной категорией товаров в сравнении со средней неделей стали планшеты — рост 22%, аксессуары — 20%, умные часы и браслеты — 19%, игровые приставки — 17%",— прокомментировала она.

Об успехе акции рассказывают и в онлайн-гипермаркете "Утконос", впервые участвовавшем в распродаже. Ритейлер предоставлял скидки на продукты питания, посуду, детские игрушки, товары для животных, средства по уходу и товары для дома. К пятнице предыдущей недели прирост выручки составил 279%.

Fashion-ритейлеры также довольны акцией. В дни ее проведения выручка Sela выросла на 20% к ожидаемому показателю, прибыль — на 30%. Михаил Бурмистров обратил внимание на активное включение в акцию онлайн-платформы Wildberries: "Они нарастили продажи в 1,88 раза и за период акции продали товаров на 11 млрд руб., в саму пятницу — на 3 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем в другие дни".

Не очень успешно прошла "черная пятница" для агрегаторов авиабилетов и отелей. Согласно данным Aviasales, 23 ноября количество билетов, забронированных через партнеров поисковика, выросло лишь на 7% по сравнению с обычными днями. В OneTwoTrip указывают, что число бронирований гостиниц выросло примерно на 20% в сравнении со средним стандартным показателем.