корреспондент ComNews.ru
© ComNews
04.03.2019

Несмотря на то что пятое поколение мобильной связи (5G) изначально позиционируется как связь для устройств (так называемый интернет вещей, IoT), крупные вендоры, судя по всему, решили пойти по проторенному пути и на прошедшем в Барселоне Mobile World Congress (MWC-2019) представили несколько моделей смартфонов с поддержкой 5G. За всей маркетинговой шумихой вокруг 5G встает вопрос окупаемости: готов ли потребитель платить за новый смартфон, учитывая то, что у него в кармане уже лежит устройство с поддержкой 4G. Немаловажно и то, окупится ли развертывание сетей пятого поколения для операторов и не торопятся ли они с развертыванием 5G.

Топовые вендоры в преддверии коммерческих запусков сетей пятого поколения представили на площадке MWC-2019 первые смартфоны с поддержкой 5G. Huawei показала смартфон со складным дисплеем Mate X. ZTE презентовала флагман Axon 10 Pro 5G. Xiaomi добавила в существующую "трубку" Mi Mix 3 поддержку 5G. По тому же пути пошла и LG: V50 ThinQ - версия с 5G одного из существующих телефонов LG - V40. Samsung в Барселоне показала проморолик с Galaxy S10 5G, который поступит в продажу уже в апреле. Известный бюджетными телефонами Alcatel продемонстрировал прототип Alcatel 7 с поддержкой пятого поколения (у Alcatel есть одноименная модель и без 5G). Еще одну совместимость с 5G показала компания OnePlus, представив прототип своего устройства. Рядом с OnePlus на стенде Qualcomm находился прототип устройства 5G от Oppo. И, наконец, компания Sony также похвасталась на MWC-2019 собственным телефоном с поддержкой 5G.

За всеми этими яркими презентациями стоит несколько вопросов. В первую очередь, нужен ли пользователям смартфон с 5G, учитывая то, что скорости 4G для многих интернет-пользователей достаточны. Наверное, покупать 5G-смартфон имеет смысл только тогда, когда располагающие сетью 4G операторы пристроят к ней "кусочки" 5G там, где больше абонентов и трафика. Однако история эта далеко не повсеместная и не одномоментная, как нам пытались внушить маркетологи на выставке, где практически каждый стенд призывно светился вывеской с сакральным символом "5G".

Тем не менее стоит отметить, что рост потребления интернет-трафика никто не отменял. Последние исследования говорят о том, что сети LTE захлебнутся трафиком, если не будут развиваться. Согласно прогнозам, которые привела на MWC-2019 генеральный директор Singtel Чуа Сок Кунг, к 2025 году мобильное потребление трафика будет в четыре раза выше, чем сейчас (или в пять раз выше с запуском 5G).

При этом реальность такова, что при росте трафика доходы в мобильном секторе продолжат снижаться. По данным Чуа Сок Кунг, годовой рост мобильной выручки в перспективе до 2025 года сократится с 5% до 1%. "Это, безусловно, серьезная проблема для операторов, - сетует она. - Поскольку телеком-компании вкладывают миллиарды в развитие 5G и покупку радиочастотного спектра для обеспечения роста объема данных".

Тут встает второй вопрос: как операторы могут эффективно компенсировать затраты на развертывание 5G (учитывая еще и то, что многие не так давно потратились на строительство сетей 4G), при ожиданиях отрасли, что повышение ARPU будет незначительным. Неутешительные прогнозы главы Singtel усугубляются еще и тем, что лишь 5% выручки к 2025 году придутся на услуги связи (см. новость ComNews от 26 февраля 2019 г.). По ее словам, 95% доходов в мобильном секторе обеспечат приложения, платформы и сервисы. "В этом заключается одновременно проблема и возможность для нас", - заявила Чуа Сок Кунг с трибуны MWC-2019. 

Таким образом, получается, что наращивание доли в доходах возможно при переходе операторов от традиционных услуг связи к интеллектуальным телекоммуникациям (Intelligent Connectivity). К слову, именно этот слоган взяли организаторы MWC в этом году. Генеральный директор Глобальной ассоциации GSM (GSMA) Матс Гранрид пояснил, что интеллектуальные телекоммуникации состоят из четырех элементов - 5G, искусственного интеллекта (AI), интернета вещей (IoT) и Big Data.

Как следует из отчета The Mobile Economy 2019, подготовленного GSMA, в течение следующих семи лет в мире добавится еще 1,4 млрд пользователей мобильного интернета, а общее количество мобильных интернет-подписчиков к 2025 году достигнет 5 млрд (более 60% населения мира). При этом количество IoT-устройств к 2025 году достигнет 25 млрд. Цифры свидетельствуют о том, что отрасли есть куда расти.

Тем не менее, как говорится в исследовании Syniverse, представленном в Барселоне, поставщики услуг пока не готовы использовать возможности 5G. Эксперты говорят о том, что, хотя мобильная индустрия и делает ставку на получение новых доходов от возможностей 5G, многим компаниям еще предстоит разработать базовые системы оплаты, партнерства и взаимодействия, которые позволят экосистеме найти способы монетизации сетей пятого поколения. Поэтому спешить с развертыванием нового поколения связи вовсе не стоит.

Похожая мысль звучит и в исследовании Accenture. Большинство руководителей предприятий считают, что 5G даст им конкурентное преимущество, но почти три четверти респондентов отмечают, что им нужна помощь в представлении будущих возможностей и вариантов использования новой технологии. 53% опрошенных считают, что 5G позволит им сделать небольшое количество вещей, которые уже доступны с сетями 4G. 60% респондентов заявили о том, что поставщики услуг связи не знают о конкретных проблемах, с которыми сталкиваются различные отрасли. Среди основных барьеров для развертывания 5G руководители компаний назвали авансовые инвестиции (36%) и безопасность (32%).