© ComNews
25.03.2019

Некоторые игроки рынка полагают, что старая парадигма, в которой магистральные каналы связи успевали расширяться по мере роста объемов трафика, больше не работает. О роли контент-провайдеров на магистральном рынке и о том, может ли решить проблему перегрузки магистралей развертывание и применение сетей доставки контента (Content Delivery Network, CDN), говорили участники круглого стола, прошедшего в рамках Х Международной конференции "Transport Networks Russia & CIS: Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в России и СНГ".

По словам директора по развитию сетевой инфраструктуры ООО "Яндекс" Алексея Соколова, в 2018 г. случилось эпохальное событие, которое изменило ситуацию на российском магистральном рынке, - Чемпионат мира по футболу.

"В ходе ЧМ-2018 впервые начались масштабные онлайн-трансляции в интернете. Причем в основном смотрение было на мобильных устройствах. Но важен даже не этот факт, а то, что суммарный трафик, по нашим оценкам, превышал 4 Тбит/с. Судя по отзывам пользователей, магистрали захлебнулись", - сказал Алексей Соколов.

Он уверен, что старая парадигма, в которой магистральные каналы связи успевали расширяться по мере роста объемов трафика, больше не работает. Увеличение трафика происходит настолько быстро, что апгрейды магистралей не помогают.

Алексей Соколов сообщил, что "Яндекс" хочет решить проблему перегрузки магистралей, так же как и Google, с помощью CDN.

"Google очень вовремя запустил программу Google Global Cache. Понаставил сервера везде, где только было можно, и сильно разгрузил магистрали. "Яндекс" пошел по этому же пути. Главным решением проблемы опережающего роста трафика мы видим усиленное развитие разных типов CDN. Мы готовы устанавливать свои кэширующие сервера по той же схеме, что и Google Global Cache", - сказал Алексей Соколов.

Он считает, что этот проект не прибыльный, а социально значимый, поэтому компании следует вести расходы совместно с операторами.

Начальник отдела поддержки продаж АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Алексей Кипчатов с Алексеем Соколовым категорически не согласен. Он полагает, что с магистралями во время ЧМ-2018 было все в порядке и никакой проблемы опережающего роста трафика в принципе не существует.

"Я услышал очень обидные для себя слова по поводу того, что во время ЧМ-2018 магистраль не выдержала. Не магистраль не выдержала. Главным по трансляции чемпионата в интернет-среде был "Яндекс", и он раздавал ее из Швеции. Трафик полился в апстримы - и не выдержали стыки. Не было взрыва трафика на сетях, был взрыв трафика на одном источнике. Магистраль выдержала, и она в два раза больше бы пропустила. Проблема была в раздаче", - говорит Алексей Кипчатов.

"Во-первых, не из Швеции, а из Финляндии, - парирует Алексей Соколов. - Во-вторых, из Хельсинки мы сливали только то, что не помещалось в Москве. Основная часть была все-таки в Москве. Я думаю, что тогда проблема все-таки была на магистралях. Другое объяснение может быть только в нехватке полосы доступа. Такое тоже возможно. Но я все-таки грешу на магистрали".

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин поддержал Алексея Соколова в том, что CDN - простой и эффективный способ разгрузить и сбалансировать магистральные сети связи в случае нехватки ресурсов. Он заметил, что такие масштабные события, как ЧМ по футболу, происходят нечасто. Кроме того, Алексей Бырдин напомнил участникам дискуссии и про другое решение проблемы опережающего роста трафика.

"Есть прекрасная технология. Она уже в течение нескольких лет тестируется и внедряется сервисами. Это P2P CDN - когда сами пользователи формируют некое микрокэширование и передают контент друг другу. Таким образом технология может сбалансировать очень эффективно любую нагрузку. И чем большее количество пользователей проявляет интерес к одному и тому же контенту, тем меньше нагрузка. Так делал во время ЧМ Первый канал", - напомнил Алексей Бырдин.

Алексей Соколов назвал P2P-технологии частным случаем. "Такая технология есть. И к нам приходили разработчики нескольких таких решений. Но она не избавляет от проблемы в целом. Первый канал спасло только то, что они работали с Akamai Technologies и Nginx. P2P - это неплохо, но не решение проблемы", - ответил он Алексею Бырдину.  

В контексте разговора Алексей Соколов вспомнил и про 5G. По его мнению, если к моменту запуска сетей мобильной связи пятого поколения не будут поставлены кэширующие сервера, конечный пользователей не увидит разницы между 5G и 3G.

"Неизбежно грядет 5G. И все мы понимаем, что это будет колоссальный разрыв пропускной способности на одного абонента к пропускной способности магистрали на узел доступа. Она вырастет катастрофически. Разрыв будет на порядки. Почему я опять возвращаюсь к этой теме кэшей и CDN: просто потому, что других путей не будет, если 5G все-таки пойдет", - эмоционально говорил Алексей Соколов.

Руководитель продаж национальным операторам связи и контент-провайдерам ПАО "МегаФон" Константин Новиков во всем поддержал Алексея Соколова. По словам Константина Новикова, "МегаФон" сейчас сфокусирован на собственной CDN.

"В целом потребление все-таки происходит достаточно равномерно. То есть нет такого, что огромная масса людей побежала смотреть что-то одно в таких масштабах, как это было в рамках ЧМ. P2P достигает своего максимального эффекта только в такой ситуации. Во всех остальных случаях CDN куда эффективнее, надежнее, удобнее, проще", - уверен Алексей Бырдин.   

Он обратил внимание участников обсуждения на потенциал линейного телевидения в интернете. "Скоро эфирные каналы будет транслировать "каждый утюг", каждая вещь интернета, потому что такова государственная политика. Операторов не зря обязали вещать два мультиплекса. И вот тогда реально понадобятся технологии, которые будут тянуть весь этот трафик. Когда люди будут смотреть телеконтент с телефонов, с планшетов, Smart TV, через IPTV или в OTT, то нагрузка будет совершенно другая. И я призываю вас к этому готовиться уже сейчас. Мы будем внедрять технологии, будем ставить свои CDN или использовать услуги специализированных провайдеров", - заявил Алексей Бырдин.

Строить отечественные CDN не выгодно, считает Алексей Кипчатов, надо подождать, когда на рынок придут глобальные игроки. "Нельзя сделать CDN на Камчатке на три яранги, чтобы она была эффективной. Национальный рынок CDN - копеечный, потому что контент, который потребляется в России - телевидение и все прочее - не приносит большого дохода, а весь остальной контент, к сожалению, мировой", - сказал Алексей Кипчатов.

Алексей Соколов призвал аудиторию разбираться с критической, по его оценке, ситуацией. "Чтобы магистрали и сети доступа не легли, давайте срочно совместно решать проблему опережающего роста трафика по сравнению с ростом пропускной способности магистралей и сети доступа. Вопрос горячий. ЧМ - это просто иллюстрация. В будущем такие события будут происходить все чаще", - подытожил Алексей Соколов.