Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 27.06.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.81 EUR 71.38
27 июня 2019 года, Чт
Игорь Мацкевич, генеральный директор ООО "Итеранет Холдинг"

20 динамичных лет "Итеранет"

© ComNews
23.05.2019
Игорь Мацкевич, генеральный директор ООО «Итеранет Холдинг»
Игорь Мацкевич, генеральный директор ООО "Итеранет Холдинг"

23 мая 2019 года ИКТ-компания "Итеранет" отмечает 20 лет со дня основания. Начав как телеком-подразделение международной группы компаний (МГК) "ИТЕРА", в последние пять лет она развивается как независимый участник рынка, занимается большими комплексными проектами в разных отраслях экономики, как в государственном, так и в коммерческом секторе. В интервью главному редактору ComNews Леониду Конику генеральный директор ООО "Итеранет Холдинг" Игорь Мацкевич рассказал о том, с чем компания пришла к 20-летию и как трансформируется ее тактика на быстроменяющемся ИТ-рынке России.

- Компания "Итеранет" создавалась на базе ИТ-подразделения МГК "ИТЕРА" и полтора десятка лет была основным оператором для этого холдинга. Однако в 2013 году "Итеранет" вышла из периметра группы "ИТЕРА", а основным собственником компании стал созданный в том же году "Итеранет Холдинг". С чем были связаны эти события?

- В 2012 году основной актив группы "ИТЕРА" - одноименная нефтегазовая компания - был куплен "Роснефтью". У "Роснефти" есть свое подразделение, обслуживающее ИТ-системы (тогда - "РН-Информ", ныне - "Сибинтек" - прим. ComNews), поэтому мы постепенно отошли в сторону. В 2013 году мы создали холдинговую структуру "Итеранет Холдинг", в которую вошли "Итеранет", "CофтЭра" (была учреждена в 2011 г.) и "Моблнет" (зарегистрирована в 2014 г.) - каждая из них организовывалась под профильный вид деятельности: информационная безопасность (ИБ), программное обеспечение и информационные системы, телеком.

Пока "Итеранет" входил в группу "ИТЕРА", мы решали широкий набор задач и выполняли много функций, связанных с информационно-коммуникационным обеспечением деятельности группы: мы были оператором связи, разрабатывали и внедряли информационные системы, занимались ИБ, вели инфраструктурные проекты. На пике развития в группу "ИТЕРА" входило более 150 компаний, разбросанных по России и по миру, и мы обеспечивали весь этот комплекс заказчиков. Это позволило нам накопить большой опыт и наработать уникальные компетенции. К примеру, мы первыми в РФ установили пакет приложений Oracle E-Business Suite (в "ИТЕРЕ").

- Что принципиально изменилось для компании с момента, когда "Итеранет" стал независимым участником ИКТ-рынка?

- Мы занимались коммерческими проектами на открытом рынке и в те времена, когда "Итеранет" входил в периметр группы "ИТЕРА" - примерно с 2008 года. И к моменту выхода из группы "ИТЕРА" в 2012 году на ее заказы приходилась примерно треть оборота "Итеранет". Принципиально изменилось наше состояние: одно дело - быть в составе большой группы, которая могла помочь с финансированием, получением кредитов, с заказами, и совсем другое дело - находиться на открытом рынке, где все эти вопросы потребовалось решать самостоятельно. Нам пришлось научиться быстро реагировать на внешние факторы, связанные с динамикой рынка, потребностями клиентов и др. И выстраивание с этой целью процессов внутри компании оказалось непростой задачей. 

- Удалось ли вам заместить выпавшие доходы от МГК "ИТЕРА"?

- В 2012-2013 годах мы зафиксировали падение выручки, что потребовало даже прибегнуть к финансовому участию акционеров, но уже с 2014 года начался рост. И с того момента мы имеем динамичный рост выручки: например, в 2018 году она увеличилась на 45% год к году. За те неполные пять лет, которые "Итеранет" действует как независимый игрок, мы наработали новые компетенции во многих областях. 

- На портале "Итеранет" обозначено пять направлений деятельности: услуги связи, информационные системы, ИБ, инфраструктура (оснащение офиса комплексом слаботочных систем с последующим обслуживанием) и отраслевые решения. Как распределяется между этими направлениями выручка компании?

- С течением времени эта пропорция сильно изменилась. В последнее время на первое место для нас вышли вопросы, связанные с ИБ. Это диктуется и внешней средой для нашей страны, и внутренними факторами, и новой - постоянно меняющейся - законодательной базой в этой области. Мы делаем на сферу ИБ все больший упор, разрабатывая аппаратные и программные продукты и развивая компетенции. Второе приоритетное направление для нас - разработка программного обеспечения, как заказного, так и в рамках опытно-конструкторских работ. Мы выполняем и инфраструктурные проекты, включающие проектирование на всех этапах, поставку, внедрение и обслуживание оборудования - и сетевого, и серверного, и связанного с защитой информации.

В начале 2000-х годов основной областью деятельности нашей компании был телеком, а ныне мы лишь поддерживаем существующих клиентов, но не расширяем клиентскую базу. Причина в том, что конкурировать с государственными компаниями, которые могут вкладывать огромные деньги без ожидания быстрой отдачи, очень трудно. И объем выручки "Итеранет" от телеком-услуг снижается - сейчас это уже наименьшее с точки зрения доходов направление нашей деятельности. Некогда мы работали по регионам России, но это уже в прошлом: мы постепенно распродаем части сети в Московской области и сохраняем клиентов по услугам связи только в Москве. Мы сознательно не расширяем пул телеком-клиентов, работая лишь с теми, кому требуются другие наши услуги - прежде всего информационные системы и программные разработки, в совокупности со связью.

- Могли бы вы назвать крупнейших клиентов "Итеранет"?

- Например, нашими клиентами являются Минстрой России, московский аэропорт Домодедово, KDV - крупный российский производитель снеков и кондитерских изделий, а также многие другие. 

- В сфере цифровой экономики каждая отрасль и даже отдельное предприятие нуждаются в уникальных комплексных ИТ- и ИКТ-решениях. Способен ли оператор связи или ИТ-компания своими силами создавать такие industry-specific-решения?

- Как пример, с давних времен мы внедряем системы электронного документооборота. Поначалу мы пытались идти путем использования коробочных решений, которые сулили широкие возможности и короткие сроки реализации, но и тогда опыт показывал, что все равно требуется серьезная кастомизация под каждого клиента. И каждый раз выяснялось, что вендор - будь то иностранный или отечественный - не способен сделать дополнительный модуль или реализовать функцию по запросу одного клиента, либо это получается очень дорого. Так что, как тогда, так и сейчас, при переходе от клиента к клиенту с внедрением аналогичной информационной системы удается использовать лишь часть предыдущих наработок - а в значительной степени каждое внедрение уникально. Никуда от этого не деться: у каждого заказчика - свои потребности, и под них нужно подстраиваться. Конечно, было бы проще тиражировать стандартные решения, но так не получается.

- В 2012 году "Итеранет" разработал программный комплекс АПС СОРМ. Развивается ли этот продукт и пользуется ли он спросом?

- Как раз на этом примере можно показать, что даже такой стандартный продукт требует кастомизации. Действительно, мы пять лет назад разработали СОРМ для интернет-услуг. Задолго до этого, еще в 2000-х годах, мы создали своими силами DLP-систему Business Guardian - для защиты бизнеса от утечек информации. Система DLP (data loss prevention) имеет гораздо большую функциональность, чем СОРМ, и мы решили сделать на ее базе комплекс СОРМ - и для себя (как оператора телематических услуг), и для сторонних операторов связи. Однако из-за специфических требований ФСБ к системам СОРМ нам пришлось существенно доработать Business Guardian для этих задач.

- Был ли рыночный успех у вашей АПС СОРМ?

- На рынке есть ограниченный перечень компаний, которые разрабатывают СОРМ: они поделили весь российский рынок по географическому признаку и не очень открыты к сотрудничеству. Поэтому мы не стали дальше продвигать АПС СОРМ и продолжили развивать систему Business Guardian. Она внедрена у многих клиентов, и мы расширяем инсталляционную базу этой системы.

- Какие отрасли экономики являются для "Итеранет" самыми значимыми с точки зрения выручки и перспектив?

- Мы работаем с любым клиентом - из какой бы отрасли экономики он ни пришел, и не ставим приоритеты по отраслям или направлениям деятельности заказчиков. Много работая с государственными заказчиками, мы последовательно повышаем уровень присутствия и в коммерческом секторе, реализуя все больше проектов в банковском секторе, в ретейле, в аэропортах, в крупных производственных структурах, в управлении недвижимостью и проч.

- Сколь в целом значимо для компании направление собственной разработки программных систем и ИТ-решений?

- Это важное направление для нас, и "Итеранет" располагает очень большим опытом в части создания заказного программного обеспечения. О Business Guardian - нашей разработке в сфере ИБ, для контроля информационных потоков в сетях - я уже упомянул. Мы ее постоянно дорабатываем, так как меняются сети, меняются протоколы, меняются потребности клиентов. Отраслевой специфики для таких систем нет - различаются лишь задачи, которые клиенты могут решать с их помощью.

Еще один пример: сейчас в аэропорту Домодедово идет внедрение аппаратно-программного комплекса для передачи видеопотока высокой четкости в режиме реального времени, с широким набором функций по всему аэропорту, включая контроль стационарных и подвижных объектов. Мы выполняем программные разработки, а оборудование поставляет сторонний производитель.

Третий пример нашей программной разработки - платежно-пропускная система на горнолыжном курорте Сорочаны под Москвой.

Мы выполнили много сложных и уникальных проектов для государственных заказчиков, но по условиям контрактов не можем их называть. Почти в каждом проекте встают вопросы интеграции существующего ИТ-ландшафта заказчика с новой системой, создания единого центра управления - в этом "Итеранет" также обладает большой экспертизой. Создание интерфейсов интеграции - еще одна востребованная и растущая сфера деятельности "Итеранет".

- Видите ли вы возможности для развития "Итеранет" в новых государственных программах и инициативах - нацпроекте "Цифровая экономика РФ", ведомственном проекте "Умный город", государственных информационных системах типа ЕГАИС, "Меркурий", ГИС маркировки товаров и др.?

- Мы стремимся участвовать в конкурсах по таким проектам - где-то самостоятельно, а иногда в кооперации с другими крупными игроками. Группа компаний "Ростелеком" перетянула на себя немалую часть этого рынка, но и для независимых игроков остается возможность работы на нем. Наряду с федеральным уровнем много инициатив реализуют региональные власти, и мы выполнили немало проектов, к примеру, для структур правительства Москвы. По сути, такие проекты и обеспечивают нам рост, ведь на госконтракты приходится большая часть российского ИТ-рынка.

Конечно, госкомпании имеют большие инвестиционные возможности, но у любой крупной структуры, не обязательно государственной, есть очевидный минус - высокая забюрократизированность. Принятие решений в таких структурах - а будучи в структуре холдинга "ИТЕРА" я знаю об этом не понаслышке - представляет собой длительный цикл. В этом у нас есть преимущество: мы значительно быстрее способны подстраиваться под задачи клиента и оперативно принимать решения о том, куда направлять усилия.

- Каков главный итог первых 20 лет работы "Итеранет", и как вы видите стратегию развития на перспективу?

- Главный итог - это то, что за 20 лет мы не исчезли, а живем и успешно развиваемся. И на протяжении двух десятилетий динамика роста доходов у нас была всегда положительной, за исключением трех периодов. Первым стал экономический кризис 2009-2010 годов - тогда падения доходов не случилось, но была стагнация. Второй такой "плоский" с точки зрения доходов участок пришелся на кризис 2014-2015 годов, а третьим стал наш внутренний кризис 2012-2013 годов, когда мы вышли из "ИТЕРЫ" и потеряли треть выручки. Это говорит о том, что тактика работы у нас правильная и позволяет нам развиваться стабильно, а не скачкообразно, и весьма динамично.

Что касается стратегии - я читал много стратегий, и ни одна потом не выполнялась. Более чем на год-два вперед я планировать не берусь. У нас есть отдельные работы с горизонтом три года, но они не меняют общую картину бизнеса. Поэтому я бы скорее говорил не о стратегии, а о принципах и ценностях, на которых нужно основывать свою работу. Главное, что у нас есть, - это люди и их компетенции. И второе - финансовые ресурсы. Имея и то, и другое, можно с оптимизмом смотреть вперед.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости