Новости / май 2019
Рубрики: Кадры
"Яндекс" меняется на всех уровнях

© ComNews
24.05.2019

"Яндекс" меняет топ-менеджмент и объявляет о новых продуктах. Экс-генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян назначен управляющим директором всего холдинга "Яндекс". Кадровая перестановка произошла накануне ежегодной конференции компании YaC 2019. На ней "Яндекс" объявил о запуске нескольких новых продуктов, среди которых умный дом и система для умного авто.

Управляющий директор - новая должность в холдинге. Тигран Худавердян (на фото) пришел в "Яндекс" в апреле 2006 г. За время работы в компании он руководил несколькими сервисами, включая "Яндекс.Браузер" и "Яндекс.Навигатор". В 2015 г. он перешел в "Яндекс.Такси" на должность генерального директора. В 2018 г., когда "Яндекс" купил Uber в России, Тигран Худавердян возглавил новую компанию.

"Тигран очень давно работает в "Яндексе", знает бизнес вдоль и поперек и пользуется уважением в компании, - сказал генеральный директор ГК "Яндекс" Аркадий Волож. - Благодаря тому что Тигран займется текущим руководством в должности управляющего директора, я смогу сконцентрироваться на более широких стратегических задачах".

На посту генерального директора "Яндекс.Такси" Тиграна Худавердяна сменит Даниил Шулейко. Он работает в "Яндексе" с 2015 г. и занимал должность операционного директора с момента объединения бизнесов. 

Из "Яндекса" в августе этого года уйдет директор по технологиям всей компании и руководитель поискового портала Михаил Парахин. Он вернется в СШA после пяти лет работы в России. После отъезда Михаил Парахин продолжит помогать совету директоров "Яндекса", говорится в сообщении компании, но как именно, не уточняется.

Вчера на конференции YaC 2019 "Яндекс" анонсировал новые разработки, которые "приближают будущее или создают его уже сейчас". Таковым сервисом, по представлениям компании, является "Яндекс.Авто".

В дополнение к навигации в новой версии сервиса появилась возможность взаимодействовать с машиной через смартфон. Обновленное "Яндекс.Авто" выйдет до конца 2019 г. и будет доступно в бортовых компьютерах "Яндекса", продажи которых уже стартовали.

Новая версия "Яндекс.Авто" сможет обрабатывать информацию от систем автомобиля. Она будет учитывать пройденный путь и углы поворота колес, что позволит точно определять местоположение машины и вести ее по маршруту без спутникового сигнала.

Взаимодействовать с автомобилем можно будет с помощью любого смартфона: открыть машину, запустить двигатель, включить кондиционер. Все функции будут также доступны в голосовом режиме - достаточно попросить голосового помощника "Алису".

Не нужно будет запоминать точное место, где припаркована машина, - его всегда можно будет увидеть на карте. Если машину эвакуируют, "Яндекс" пришлет пользователю сервиса уведомление.

Кроме того, в новой версии "Яндекс.Авто" через сервис "Яндекс.Заправки" можно будет оплатить топливо, не покидая машину. Остановившись в платной зоне, автомобиль сам оплатит и вовремя завершит парковку.

На YaC 2019 "Яндекс" представил и умный дом. Им управляет "Алиса". Ее можно попросить зажечь свет, убавить температуру на кондиционере, сделать погромче телевизор. Умный дом Яндекса совместим как со своими умными лампочками, розетками и пультами, так и с десятками других умных устройств брендов Philips, Redmond, Rubetek, Samsung и Xiaomi.

"Год назад мы представили "Яндекс.Станцию", и у людей появилась возможность включать музыку и фильмы голосом, просто общаясь с "Алисой". Сегодня мы предлагаем с помощью голоса управлять домом и решать множество бытовых задач. Мы верим, что за голосовыми интерфейсами - будущее, и сегодня делаем к нему большой шаг", - говорит руководитель разработки устройств с "Алисой" в "Яндексе" Денис Чернилевский.

Для управления умным домом понадобится устройство или приложение с "Алисой". Давать команды можно как одному устройству, так и сразу нескольким. Умный дом позволяет настроить любой сценарий: выбрать приборы и действия, придумать фразу для активации.

Главный аналитик Промсвязьбанка Богдан Зварич считает, что в России пока слабый интерес к подобного рода продуктам. "Однако данный рынок имеет хороший потенциал. Спрос на такие продукты и услуги будет расти. Сейчас же компания, благодаря представленным продуктам, попытается занять существенную долю на рынке", - полагает Богдан Зварич.

По его оценке, опубликованные новости о новинках и перестановках не смогли оказать поддержку бумагам компании. "С фундаментальной точки зрения справедливая цена бумаг Яндекса - 2642 рубля за акцию, что предполагает апсайд в 11% к текущим значениям", - уверен Богдан Зварич.

Несмотря на то, что продукты умного дома предлагаются операторами связи, инженерными компаниями достаточно давно, они не получили широкого распространения на российском массовом рынке, согласна с экспертом аналитик J'son & Partners Consulting Елена Сакулина.

"Ключом к широкому внедрению продуктов и устройств умного дома могут стать умные колонки и голосовые помощники. Пользователям легко применять их для управления устройствами умного дома. "Яндекс", выпустив на только складывающийся российский рынок голосового помощника, умную колонку, а также обеспечив совместимость умных устройств, получил весомый шанс для внедрения продуктов на перспективном рынке умного дома", - сказала Елена Сакулина.

Акции "Яндекса" скорректировались вниз в пределах 1% несмотря на позитивные новости о запуске новых проектов, рассказывает младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова. "Негатив вокруг "Яндекса" формирует уход директора по технологиям Михаила Парахина, который был одним из влиятельных топ-менеджеров компании, считался ее ядром. Стоит отметить, что смена руководства часто воспринимается рынком негативно, поскольку за этим может последовать изменение в стратегии компании, что добавляет неопределенности по повод будущей стоимости акций", - объясняет Александра Овчинникова.

На ее взгляд, негативная реакция окажется краткосрочной, поскольку изменения в структуре управленцев без привлечения человеческого капитала со стороны указывают на сильную команду компании, и не должны восприниматься неодобрительно после достигнутых результатов компании. "Выручка Яндекса выросла на 40% год к году в I квартале, в то время как операционная прибыль холдинга увеличилась на 70%. В текущем году возможен рост доходов компании на 30% в связи с внедрением новых разработок", - ожидает Александра Овчинникова.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын утверждает, что снижение стоимости акций не следует толковать как проблему фондового рынка по поводу назначения Тиграна Худавердяна. "Нередко акции российских ИКТ-компаний реагируют не столько на собственные новости компаний, сколько на события, связанные с глобальным хайтеком или с российским рынком вообще. Несколько утрируя, можно сказать, что акции российских компаний сильнее отреагируют на уход Тима Кука или Сатьи Наделлы, чем на обновление менеджмента самой компании", - сказал Леонид Делицын.

По его словам, как и всем ИКТ-компаниям, лидирующим на рынке, который снижает темпы роста, "Яндексу" нужны новые крупные рынки. "Умные дом и автомобиль - это массовые рынки. На них работают и Amazon, и Google, и бизнес-логика не позволяет "Яндексу" оставить их, как в свое время была упущена операционная система для смартфонов. Благодаря смартфону Microsoft перестала быть производителем самой популярной операционной системы, а "Яндекс" чуть не потерял свою долю поискового рынка. Дом и автомобиль контактируют с нами и влияют на нас ничуть не меньше, чем телефон, поэтому нельзя оставлять их наедине с Google и Amazon", - предостерегает Леонид Делицын.