выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
03.06.2019

Когда в феврале 1922 года Владимир Ленин выдал мем "из всех искусств для нас важнейшим является кино", всем было однозначно понятно, о чем идет речь. Когда в мае 2019 года Владимир Путин высказался в том духе, что из всех технологий для нас важнейшей является искусственный интеллект (ИИ), каждый может понимать под этим что угодно.

С высочайшей долей вероятности можно предположить, что после состоявшегося в конце минувшей недели совещания по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта под председательством президента РФ Владимира Путина, где он и произнес фразу о том, что и "если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта - тот станет властелином мира", ИИ может стать столь же часто упортебимым термином (особенно в устах госчиновников всех уровней), сколь были в свое время "нанотехнологии". Сферу искусственного интеллекта даже хотят выделить в отдельный федеральный проект, который правительство РФ разработает к октябрю.

Безусловно, ИИ - важнейшее направление развития информационных технологий, в особенности в эпоху, когда наша страна встала на путь цифровизации экономики. Однако ИИ как проект в государственном масштабе могут ждать некоторые подводные камни, характерные не только для этого отдельного направления. Для лучшего понимания ситуации следует обратиться к ретроспективе недавних событий и напомнить о том, как же развивалась цифровая экономика в России на организационном уровне.     

Итак, в начале декабря 2016 года Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию РФ и призвал государственных деятелей обратить особое внимание на научно-технологическое развитие страны. 5 декабря правительство РФ опубликовало перечень поручений по реализации послания Владимира Путина. Глава государства поручил до 1 июня 2017 года подготовить программу мер для развития цифровой экономики в РФ. В результате правительство представило на суд президента программу "Цифровая экономика" 5 июля (см. новость ComNews от 7 июля 2017 г.).

Осенью 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о системе управления реализацией программы "Цифровая экономика РФ". (см. новость ComNews от 30 сентября 2017 г.). В начале 2018 года правительство РФ утвердило дорожные карты по пяти направлениям "Цифровой экономики". В январе 2018 года были утверждены дорожные карты по направлениям "Нормативное регулирование", "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов", "Информационная инфраструктура" и "Информационная безопасность" (см. новость ComNews от 10 января 2018 г.), а в феврале - по направлению "Кадры и образование" (см. новость ComNews от 22 февраля 2018 г.).

Однако весной 2018 года увидел свет так называемый майский указ президента РФ (речь об указе от 7 мая 2018 года №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г."; см. новость ComNews от 6 июня 2018 г.). В соответствии с ним Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций во главе с новым министром Константином Носковым заявило о намерении переписать программу "Цифровая экономика РФ", сделав ее соответствующей новому статусу. Так "Цифровая экономика" обрела статус национальной программы (нацпроекта).

Все мы с недавнего времени знаем точно, что "времени на раскачку нет", но во всей этой истории примечательным фактором является именно время. То самое время, которое было потрачено сначала на создание программы "Цифровая экономика", а затем на ее преобразование в нацпроект "Цифровая экономика". Фактор времени, а точнее съедающее время переписывание и переделывание отраслевыми госорганами программ и проектов, является одним из тех подводных камней, с которыми может столкнуться ИИ в виде федерального проекта.

Еще интереснее на организационном уровне обстоят дела с отдельными направлениями "Цифровой экономики", а точнее с дорожными картами по так называемым сквозным технологиям (среди которых, кстати, и искусственный интеллект). Напомним, что согласно федеральному проекту "Цифровые технологии" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ", сквозных технологий было девять: большие данные (big data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи и технологии виртуальной и дополненной реальностей (VR и AR).

В конце мая 2019 года на конференции "Цифровая индустрия промышленной России" (ЦИПР-2019) в Иннополисе были представлены дорожные карты по сквозным технологиям (см., например, новость ComNews от 27 мая 2019 г.). Однако по итогам прошедшего в рамках ЦИПР-2019 заседания наблюдательного совета АНО "Цифровая экономика" мероприятия, предусмотренные дорожными картами по ряду сквозных технологий, были распределены между дорожными картами по другим направлениям. Речь, в частности, идет о робототехнике, сенсорике и промышленном интернете (см. новость ComNews от 28 мая 2019 г.).

Примечательным здесь являются причины по которым некоторые дорожные карты были, по сути, расформированы и переданы в другие направления. Как сообщал ComNews источник, знакомый с ситуацией, "в ходе заседания наблюдательного совета было решено изменить подход к сквозным технологиям и их выделению - обозначать таковыми только то, что действительно ими является". По его словам, в соответствии с этим новым подходом было решено, что сам по себе, например, промышленный интернет является не столько сквозной технологией, сколько совокупностью ряда сквозных технологий из различных областей (то есть совокупностью технологий ряда других дорожных карт).

Это важный момент, поскольку он подводит нас к еще одному возможному препятствию на пути развития ИИ в рамках федерального проекта. Речь о понятийном аппарате. По всей видимости, разработчики дорожных карт сначала их создали, а затем уже начали разбираться в том, что следует понимать под "сквозными технологиями", а что - нет.      

Очень хочется верить, что Владимир Путин, говоря об искусственном интеллекте, вкладывает в это понятие то же, что и те, кто предложил выделить сферу ИИ в отдельный федеральный проект. В ином случае есть риск столкнуться с ситуацией, когда вновь сойдутся два фактора: различный смысл, который будут вкладывать в понятие "искусственный интеллект" те, кто займется разработкой федеральной программы по ИИ, может привести к тому, что сделанный проект придется переосмысливать и переделывать, затрачивая на это дополнительное время и ресурсы.    

Кстати, на все том же совещании по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта, правительство РФ выступило с предложением дать ряду крупных российских компаний полномочия по разработке и принятию подробных дорожных карт, предполагающих развитие высокотехнологичных направлений. Первым шагом должно стать подписание соглашений о намерениях между правительством РФ и компаниями-лидерами, которое может состояться уже в июне (см. новость ComNews от 31 мая 2019 г.). По всей видимости, можно говорить о том, что есть у дорожной карты начало, нет у дорожной карты конца.