Новости / июнь 2019
Европу и Азию свяжет арктический кабель

© ComNews
07.06.2019

ПАО "МегаФон" и Cinia Oy построят новую подводную высокоскоростную оптическую линию, которая соединит Европу и Азию по Арктическому пути. Для ее строительства компании подписали соглашение о создании международного консорциума. Как считают в экспертном сообществе, для России эффект от проекта будет неоднозначный.

Как рассказали в пресс-службе "МегаФона", новый оптоволоконный кабель проляжет по маршруту Хельсинки - Токио по дну Северного Ледовитого океана. Общая протяженность кабеля составит 10 тыс. км. Кабель обеспечит оптимальное сочетание самого низкого уровня задержки сигнала и высокого уровня доступности сети. Это заложено как в архитектуре маршрута - новый кабель будет идти по наиболее прямому пути из Европы в Азию, так и в применении самых передовых технологических решений в строительстве. Самый ранний срок начала строительство подводного кабеля, по словам генерального директора Cinia Oy Ари-Юсси Кнаапила - навигация 2021 г. "Cinia рассчитывает на прокладку кабеля за одну навигацию - для этого планируется использовать два судна-кабелеукладчика, идущих навстречу друг другу", - заявил Ари-Юсси Кнаапила. Что касается стоимости проекта, по словам генерального директора "МегаФона" Геворка Вермишяна, она станет понятна после проведения детального исследования. "Но предварительные оценки говорят о том, что проект потребует инвестиций всех участников консорциума в объеме $0,8-1,2 млрд", - сообщил Геворк Вермишян.

Международными партнерами проекта, возглавляемого Cinia Oy, как указали в "МегаФоне", являются японские и скандинавские компании, а также международные финансовые организации. "Cinia Oy уже имеет опыт реализации масштабных телекоммуникационных проектов, ранее проложив подводный кабель C-Lion1 протяженностью 1,2 тыс. км между Германией и Финляндией. "МегаФон", в свою очередь, также имеет опыт строительства и эксплуатации высокоскоростных оптико-волоконных сетей на территории России и сопредельных государств - общая протяженность собственной оптоволоконной сети оператора составляет более 200 тыс. км", - отметили в "МегаФоне".

Ари-Юсси Кнаапила сказал о партнерах проекта следующее: "Нам было важно найти надежного российского партнера для реализации проекта. В настоящий момент мы нашли пятерых партнеров - в Японии, Норвегии, Финляндии, России и других странах, и с каждым из них Cinia подписала двусторонний меморандум о намерениях. Имена партнеров мы пока не разглашаем". Также Ари-Юсси Кнаапила добавил, что детальные переговоры о создании консорциума и долях участников еще впереди, но по базовому сценарию "МегаФон" получит примерно 1/3 уставного капитала консорциума, а остальные участники - 2/3, при этом Cinia претендует на 20-25% его акций.

Геворк Вермишян сообщил: "Мы обеспечим прохождение всех разрешительных процедур с российскими регулирующими органами". Ничего более о том, что собой будет представлять вклад "МегаФона" в проект, он не рассказал.

Обсуждая совместный с Cinia Oy проект, в "МегаФоне" обратили внимание на следующее: "На долю международных подводных кабельных сетей приходится свыше 95% мирового объема передачи данных, при этом ожидаемый рост транзита международного IP-трафика между Азиатским и Европейским континентами в ближайшие пять лет превысит 200%. Основными драйверами роста трафика будут являться рост связанности дата-центров по всему миру, передача данных в сетях следующих поколений, развитие IoT и цифровизации индустриального интернета. В настоящее время в составе международных магистральных сетей отсутствует подводная оптоволоконная линия связи, которая напрямую соединяла бы Европу, прибрежные районы России, Японию и Северную Америку".

Комментируя совместный проект Cinia Oy и "МегаФона", Ари-Юсси Кнаапила заявил: "Прокладка трансарктического кабеля является частью работы по стимулированию социально-экономического развития Арктического региона. Новая линия связи - это пример высокотехнологического решения для развития мировой экономики в сочетании с применением наивысших экологических стандартов в строительстве. Сегодня мы объявляем о проекте, который связывает между собой три континента, на которых проживает около 85% мирового населения".

Ари-Юсси Кнаапила также отметил, что новая кабельная система резко повысит надежность мировых магистральных сетей связи и позволит передавать данные из Азии в Европу с минимальными задержками.

Геворк Вермишян прокомментировал совместный с Сinia Oy проект следующим образом: "МегаФон" рад присоединиться к крупнейшему международному инфраструктурному проекту, который позволит не только связать континенты через Арктику, но и обеспечить интересы "МегаФона" как лидера цифровых возможностей - в развитии сетевой инфраструктуры для потребителей Арктики и Дальнего Востока". Вместе с тем Геворк Вермишян отметил, что для "МегаФона" проект интересен не только с точки зрения магистрального бизнеса, но и для транзита собственного трафика между европейской частью РФ и Дальним Востоком". При этом Геворк Вермишян подчеркнул, что не рассматривает новую ВОЛС как конкурента действующим кабельным системам на маршруте Европа-Азия: "Телекоммуникационный трафик растет очень быстро, и рынок нуждается в новых емкостях. А с запуском сетей 5G в Японии, Китае и Европе этот рост увеличится еще сильнее".

Между тем исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов, выступая в марте на конференции TransNet 2019, заявил, что доля российских операторов на рынке транзита трафика Европа - Азия сократилась до 16%, тогда как в 2010 г. составляла 65-70%. "Из всего объема китайского и японского трафика, идущего в Европу, на долю российских операторов в 2015 г. приходилось 53%, в 2018 г. - около 40%, а ныне - около 15-16%", - отметил Сергей Шавкунов.

Напомним, что с инициативой подобного заявленному проекта в свое время выступала компания "Поларнет Проект": предварительной договоренности после переговоров об инвестициях с Cinia Oy она достигла весной 2016 г. Проект носит название "Российская оптическая трансарктическая кабельная система" (РОТАКС). В июле 2017 г. поддержать проект собиралось Минкомсвязи, тогда же к нему проявляло интерес Министерство промышленности и информатизации Китая. В августе 2017 г. Cinia Oy должна была создать для развития проекта совместное с "Поларнет Проект" предприятие. При этом еще в 2011 г. правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации поддержала проект РОТАКС, чего компания "Поларнет Проект" добивалась в течение 10 лет.

Проект РОТАКС предполагает строительство магистральной линии связи по дну Северного Ледовитого океана по маршруту Бьюд (Великобритания) - Мурманск - Анадырь - Владивосток - Токио. Изыскательские работы на месте ее строительства начались еще в 2002 году. Все это время компания искала источники финансирования проекта РОТАКС. В 2003 г. "Поларнет" купил подводную волоконно-оптическую сеть Tyco Global Network (TGN), которая связывает Европу и Азию через территорию США. На аукционе по приобретению TGN "Поларнет" вступил в альянс с крупнейшим индийским оператором международной фиксированной связи и интернет-услуг Videsh Sanchar Nigam Limited (VSNL), входящим в финансово-промышленную группу Tata Group. Юридически покупателем стала VSNL, а "Поларнет" участвовал в сделке своими активами. Взамен "Поларнет" должен был получить от VSNL инвестиции и часть емкости в сети TGN. Однако еще до закрытия сделки VSNL отказалась выполнять договорные обязательства. Из-за проблем раздела активов с VSNL "Поларнету" пришлось сдвинуть сроки прокладки кабеля в Арктическом и Дальневосточном регионах.

Отвечая в день написания материала на вопрос корреспондента ComNews о том, почему не увенчались успехом переговоры с "Поларнет Проектом", глава Cinia дал понять, что эта компания так и не смогла привлечь финансовых ресурсов. "Они занимались этим проектом 15-20 лет и, в частности, провели изучение дна всех северных морей на российском участке подводного кабеля - а это 5000-6000 км). Мы продолжим диалог с командой "Поларнет Проекта", так как они располагают профильными знаниями", - рассказал Ари-Юсси Кнаапила.

Вместе с тем, говоря с корреспондентом ComNews, генеральный директор "Поларнет Проекта" Олег Ким заявил, что ни о создании для строительства подводной ВОЛС по маршруту Хельсинки - Токио консорциума, ни о самом проекте Cinia Oy и "МегаФона" он не знает. При этом относительно реализации "Поларнет Проектом" своего проекта он сказал следующее: "Компания очень сильно продвинулась вперед с точки зрения локализации кабельной системы полностью внутри страны. Решением этого вопроса компания занималась весь 2018 г. Что же касается перспектив, то я очень надеюсь, что в ближайшем будущем в проект начнут поступать инвестиции. Помимо того, в наших ближайших планах - локализация усилителей и дальнейшая локализация самой кабельной системы внутри страны". Олег Ким также заметил, что без локализации внутри страны, ни у каких компаний, в том числе у Cinia Oy и "МегаФона", не получится провести международную ВОЛС.

Отраслевой специалист, участвовавший в проекте, который продвигает "Поларнет Проект", в разговоре с корреспондентом ComNews указал на сложности в его реализации: "По дну российских северных морей движутся льды - особенно в местах впадения больших рек, и это ежегодно меняет рельеф дна, что создает проблемы для прокладки по дну оптического кабеля. Как будет вести себя оптика в условиях очень холодной воды, тоже до конца не известно". Также он видит еще один барьер на пути проекта: по вибрации оптического кабеля можно отслеживать перемещения российских подводных лодок, и Минобороны РФ может заблокировать проект, особенно с учетом того, что на 2/3 он будет принадлежать иностранным компаниям.

В компании ТТК (АО "Компания ТрансТелеКом") о проекте сказали следующее: "Мы приветствуем проект по строительству подводной ВОЛС между Хельсинки и Токио и считаем, что новые маршруты способствуют развитию рынка передачи данных. ТТК первым в России реализовал стык с Cinia и построил первый ВОЛС для передачи трафика на территорию Японии. В настоящее время сеть ТТК обеспечивает самую низкую задержку сигнала между Хельсинки и Токио, и наша услуга передачи трафика на этом направлении пользуется высоким спросом".

По мнению партнера iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, проект, которым будет заниматься "МегаФон", интересный и очень перспективный. "Но его эффект для России неоднозначный. Однозначно выигрывают Финляндия и Япония. После построения кабеля Финляндия станет очень удобной локацией в Европе для транзита трафика по маршруту Европа - Азия, в том числе минуя Россию. Япония приняла стратегию стать международным дата-хабом. Это решает задачи усиления ее связности с Европой. Важным и открытым пока остается вопрос - где будет "приземляться" кабель на территории РФ", - отметила Татьяна Толмачева.

На взгляд директора департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилла Кучерова, на вопрос о востребованности маршрута кабеля, создание которого предполагает проект "МегаФона", однозначно ответить нельзя. "Дело в том, что рост спроса на транзит трафика Европа - Азия практически в одиночку обеспечивает Китай, в этом смысле приземление трафика в Токио выглядит неоднозначным решением", - заметил Кирилл Кучеров. Что касается стоимости создания кабеля, предполагаемого проектом "МегаФона", он сказал следующее: "Учитывая трассу прокладки подводного кабеля - она будет однозначно дороже, чем в среднем по рынку". Поэтому, а также в силу того, что проект позиционируется как маршрут с наименьшей задержкой, по словам Кирилла Кучерова, кабель точно не будет для операторов дешевле, чем другие.

Генеральный директор "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов заверил корреспондента ComNews, что предполагаемая проектом "МегаФона" ВОЛС будет востребована, потому что это самый короткий путь и задержка минимальная.

По оценкам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, стоимость строительства сети "МегаФоном" будет составлять $300-400 млн, а срок окупаемости - восемь лет.

Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова оценила стоимость проекта в 1 млрд руб.  Средний срок окупаемости инвестиций в строительство ВОЛС, по ее словам, составляет около шести лет.