корреспондент ComNews.ru
© ComNews
17.06.2019

На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, существенно повышающий штрафы за нарушение требований по хранению персональных данных российских пользователей на территории РФ. Если законопроект будет принят, то такие крупные зарубежные социальные сети, как Facebook и Twitter, почувствуют себя на российском рынке неуютно, а то и вовсе могут уйти с него.

Согласно российскому законодательству, любая отечественная или зарубежная компания, работающая с российскими пользователями, должна обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение персональных данных россиян, используя базы данных на территории РФ. За нарушение данных требований предусматриваются штрафные санкции, однако их размер - от 3000 до 5000 рублей - незначителен. В случае отказа от выплаты штрафа Роскомнадзор вправе заблокировать доступ к сервисам-нарушителям в судебном порядке.

Согласно новому законопроекту, штраф увеличивается в сотни раз: в случае первого нарушения для юридических лиц он будет составлять от 2 млн до 6 млн рублей, а в случае повторного нарушения - от 6 млн до 18 млн рублей. Данные размеры штрафов, как указывают авторы законопроекта, сопоставимы с расходами, связанными с выполнением установленных требований.

По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, которые приводит Интерфакс, законопроект является сигналом для таких компаний, как Facebook и Twitter, и станет эффективным механизмом воздействия на них. В то же время, как утверждает глава надзорного ведомства, документ является сигналом не только для Twitter и Facebook, но и для других компаний, которые еще не исполнили требования российского законодательства. Вместе с тем, по мнению Александра Жарова, миллионные штрафы нового законопроекта - это "цивилизованный и эффективный механизм воздействия на компании, которые нарушают законодательство".

Напомним, что "диалог" между Роскомнадзором и Facebook, Twitter и др., длится уже не первый год. В недавнем интервью РБК (см. новость на ComNews от 10 июня 2019 г.) Александр Жаров признавал "печальным" факт отсутствия диалога с Facebook и некоторыми другими онлайн-площадками по поводу выполнения ими требований российского законодательства.  

Отметим также, что в декабре 2018 г. Роскомнадзор направлял Facebook и Twitter требования предоставить информацию о локализации баз данных российских пользователей в РФ. Однако ответы этих компаний, по словам Александра Жарова, не содержали конкретной информации. А в апреле 2019 г. Роскомнадзор оштрафовал и Facebook, и Twitter на 3000 рублей.

Очевидно, что затянувшиеся "переговоры" между крупными зарубежными интернет-сервисами и российским регулятором не идут на пользу последнему, поскольку демонстрируют отсутствие у него рычагов воздействия.

По всей видимости, российские законотворцы полагают, что увеличение штрафов заставит Facebook и Twitter призадуматься и во избежание "наказания рублем" привести деятельность в соответствие с законами РФ.

Однако Facebook и Twitter могут задуматься о том, что для них выгоднее: платить значимые штрафы и находиться под угрозой возможной блокировки или вовсе уйти с российского рынка. А точнее - прекратить контакты с регулятором в РФ и оставить ситуацию как есть в расчете на то, что те, кому нужен Facebook и Twitter, найдут способ ими пользоваться, даже в случае блокировки. Показательным примером является ситуация с социальной сетью LinkedIn, которая с 2016 г. заблокирована в России, однако все желающие россияне давно нашли способы доступа к этому ресурсу. Еще один пример - мессенджер Telegram, который также официально заблокирован в России, однако многие десятки тысяч россиян продолжают им пользоваться.  

О вероятной заинтересованности Facebook и Twitter в работе на российском рынке говорит статистика. Согласно рейтингу компании SEO-Auditor, в апреле 2019 г. популярность Facebook в РФ не дотягивала до 20%, а у Twitter была менее 2%, тогда как у "ВКонтакте" она составляла 60% (популярность - доля трафика, генерируемая в Рунете). Можно предположить, что и доходы от рекламы Facebook в России не так велики или, по крайней мере, не занимают значимой доли в ее общем доходе. Соответственно, увеличенные штрафы, которые Facebook должен будет платить в случае принятия законопроекта, могут заставить эту соцсеть задуматься о коммерческой целесообразности работы с российским рынком.

При этом, в случае ухода Facebook или Twitter из России выиграть могут отечественные соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники" (обе входят в Mail.Ru.Group). В общем и целом, можно с высокой долей вероятности предположить, что данный законопроект - это история, в которой есть интерес и у государства, и у бизнеса. Хотя Facebook и Twitter не составит никакого труда объявить об уходе с российского рынка - для этого им не придется  закрывать офисы или магазины, как это делал, например, Media Markt в 2018 г. Этим компаниям будет достаточно просто декларировать прекращение работы в РФ, после чего любой россиянин будет пользоваться их сервисами на свой страх и риск.

Правда, возможен и сценарий с блокировской сервисов-нарушителей. С одной стороны, у Роскомнадзора появляются новые инструменты для реальной блокировки (их, в частности, дает закон "О суверенном Рунете"). Но с другой никто не отменял VPN или анонимный браузер Tor. Кто окажется сильнее в новой схватке Роскомнадзора и глобальных интернет-сервисов, покажет только время.