корреспондент ComNews.ru
© ComNews
08.07.2019

На выборы ходит все меньше россиян, но возможно, что скоро все снова начнут активно "голосовать" - ловить такси "с руки". Пока неясно, как будет развиваться отечественный рынок агрегаторов такси - уйдет "Яндекс.Такси" из России, например, или станет монополистом. В то время как агрегаторы такси борются за клиента, государство стремится отрегулировать этот рынок. Ясно одно: все сценарии приведут к удорожанию сервиса и, весьма вероятно, к подзабытому голосованию на обочине "с руки".

По данным Департамента транспорта Москвы, "Яндекс.Такси" и Uber сообща (в феврале 2018 г. эти онлайн-сервисы объединились в России и еще пяти странах СНГ) в 2018 году имели рыночную долю 66%, что делает их лидером столичного рынка агрегаторов такси. На втором месте на рынке Москвы - "Ситимобил", на третьем - израильская Gett. Расклад сил в масштабах всей России несколько иной, но и здесь позиции "Яндекс.Такси"/Uber сильны.

Несколько месяцев назад "Яндекс" отключил Gett от своих картографических сервисов. При этом у водителей, использующих приложение Gett, оставалась возможность использовать "Яндекс.Навигатор" в коммерческой эксплуатации. Но недавно "Яндекс" сделал платной и эту возможность - теперь водители Gett используют карты 2ГИС и возмущаются (хотя никто не мешает им пользоваться бесплатным приложением "Яндекс.Навигатор" на личном смартфоне). Об этом стало известно ComNews и в Gett подтвердили информацию. Позиция "Яндекс" такова: "Это неправда. Яндекс.Навигатор — бесплатное приложение. Ограничений на скачивание и установку приложения не существует. Все навигационные и другие функции бесплатны для всех пользователей и всех случаев некоммерческого использования. Коммерческое использование предполагает переход в Навигатор из стороннего приложения через ссылки Deeplink. Такой способ работы с навигацией используют разные бизнесы: логистические компании, службы доставки, такси и другие. В таких случаях они обращаются за платными ключами на коммерческое использование приложения с помощью Deeplink сверх бесплатного лимита".

Что касается "Ситимобила", то с ним, похоже, "Яндекс" пока "дружит". Весной 2019 года службы онлайн-заказа такси "Ситимобил", "Везет" и "Яндекс.Такси" запустили в тестовом режиме систему обмена данными о совокупном времени работы водителей. Как только технология пройдет все этапы тестирования, компании намерены ограничить доступ к получению заказов для водителей, которые слишком долго работают на линии. Введение нового режима может повлечь увеличение цены на услуги такси и развитие теневого рынка в сегменте.

Налицо все признаки желания "Яндекса" монополизировать все, что получится. Помимо сервисов для конкурентов в сфере такси, эта интернет-компания действует по праву сильного и в других сферах. Недавно Avito, ЦИАН, 2ГИС, сайт поиска специалистов profi.ru и онлайн-кинотеатр ivi обвинили поисковик от компании "Яндекс" в нарушении закона о конкуренции. Также в Федеральную антимонопольную службу пожаловался билетный оператор Kassir.ru - на то, что "Яндекс" продает билеты с помощью виджетов, отказывая в такой возможности другим игрокам даже на коммерческой основе. "Яндекс" предоставляет "определенные преференции" собственным сервисам в ущерб другим, жаловался представитель Avito изданию "Ведомости". Позицию перечисленных игроков рынка поддерживают и другие компании. Представитель "Туту.ру" сказал, что виджеты "Яндекса" получают значительную долю трафика и другие сайты занять их позиции не могут.

"Яндекс.Такси"/Uber уже занимает значимую долю рынка таксомоторных перевозок в России, и если рыночные тенденции сохранятся, то "Яндекс" станет практически монополистом в этом секторе, что повлечет повышение тарифов и едва ли приведет к улучшению качества услуг. Зато о гражданах пытается позаботиться государство, которое желает принудительно улучшить сервис такси. А внедрение любых регуляторных механизмов обычно приводит к росту цен.

Летом 2018 года депутаты внесли в Госдуму законопроект о регулировании перевозок на такси и деятельности агрегаторов такси. После принятия законопроекта в первом чтении посыпались предложения с поправками, ужесточающие нормы перевозок. Так, проект закона предлагается дополнить запретом работы иностранных компаний на российском рынке такси.

"Мы написали совершенно новые требования к службе заказа такси: это должно быть только юридическое лицо, и оно не может быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом", - сообщил председатель комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Евгений Москвичев агентству "РИА Новости". Если подобную поправку примут и закон вступит в силу, то "Яндексу" не поможет наличие "дочки" в России - ООО "Яндекс.Такси" (99,9% его долей находятся в собственности нидерландской Yandex.Taxi B.V.). Хотя интернет-гигант вполне может создать новое юрлицо с номинальными российскими собственниками.

Принятие закона в такой редакции поставит под вопрос продолжение работы в России и других иностранных сервисов такси, в том числе Gett (ООО "ГетТакси Рус" принадлежит кипрской компании Dooboo Holding Ltd и имеет израильский капитал).

Уход с рынка таких гигантов, как "Яндекс.Такси" и других компаний с иностранным капиталом, казалось бы, неизбежно повлечет за собой повышение тарифов на перевозку пассажиров. Однако Евгений Москвичев уверен, что благодаря нововведениям поездки на такси станут дешевле, так как компании-агрегаторы будут получать не по 20-30% с каждого заказа, как сейчас, а по 2-3%. Но кто "заставит" новых агрегаторов довольствоваться 2-3% с таксистов, а не 20%? В России снова складывается ситуация, как в других отраслях: с отечественного рынка выдавливаются иностранные игроки, что наверняка ограничит конкуренцию, приведя к снижению уровня сервиса и росту цен.

Законопроект предполагает, что работать таксистами смогут только водители со стажем не менее трех лет. Водителей также предлагается обязать проходить медосмотры и проводить технический осмотр автомобиля перед рейсом. Возможно, цифровые технологии позволят сделать медосмотр и техосмотр быстрым и удобным, но копейку в итоговую стоимость заказа такси все-таки накинут. Когда гражданин "голосовал" на дороге, риски у него были те же, что и при вызове такси через онлайн-сервис: водитель может находиться за рулем 15-й час, быть с похмелья или под действием наркотических веществ. Лицензия на пассажирские перевозки, наличия которой формально требуют от водителей агрегаторы, от этих проблем не спасает. Не говоря уже о том, что частенько в онлайн-сервисах попадаются водители без лицензии.

Законопроект предлагается дополнить нормой, запрещающей иностранцам водить такси. Пока документ завис во втором чтении на стадии принятия поправок к нему. Вероятно, чиновники понимают последствия регулирования рынка такси. Ведь агрегаторы поменяли его радикально. Такси превратилось в действительно массовый сервис, при этом автомобили и водители стали прилично выглядеть.

Если государство все же возьмется железной рукой наводить порядок на рынке такси, велик шанс сокращения количества агрегаторов и водителей, а также ухода существенной части рынка в тень.

Но если оградить рынок от регуляторного воздействия, то связка "Яндекс.Такси"/Uber продолжит его монополизацию и выдавливание конкурентов техническими методами. А любой монополизм ведет к повышению цен.

Получается, как ни крути, "аналоговые" такси станут выгоднее, и люди снова начнут "голосовать" на обочине.