‌‌Илья Яшин: "Wi-Fi – ​это не только способ раздачи Интернета, но и средство коммуникации с пользователем, которому можно найти множество применений"
11.07.2019

Проект World Wi‑Fi представляет собой бесплатную Wi‑Fi сеть, объединяющую владельцев частных роутеров, провайдеров и рекламодателей. Сооснователь проекта и исполнительный директор World Wi‑Fi PTE Ltd. Илья Яшин рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой об истории создания проекта, а также объяснил, в чем социальная значимость публичных Wi-Fi-сетей и почему его компания является партнером, а не конкурентом для операторов связи.

- Проект World Wi‑Fi можно отнести к категории совместного потребления (sharing economy). Насколько эффективна такая схема?

- Одним из наиболее известных представителей шеринг-экономики является Uber. Но проблема в том, что в этом проекте по-прежнему задействован человек. В идеале, беспилотный автомобиль должен доставить вас на работу, а потом, пока вы будете заняты, работать в режиме такси, принося вам пассивный доход. Когда-нибудь так и будет. Ну а мы уже нашли устройство, которое работает на вас. Ведь даже если у вас дома подключен безлимитный Интернет, пользуетесь вы им всего несколько часов в день, а все остальное время просто платите оператору. Мы предлагаем монетизировать неиспользуемые мощности.

- В чем бизнес-идея World Wi-Fi?

- Суть проста: мы разработали программное обеспечение, которое позволяет любому пользователю на базе своего роутера создать управляемую Wi-Fi-сеть и получать доход за показ рекламы, которая транслируется при подключении. Наша компания осуществляет техническое обеспечение, а также собирает статистику просмотров и подключений, которая актуальна для рекламодателей.

Особенность точки доступа к Wi-Fi-сети (хот-спота) заключается в том, что мы знаем, кто к ней подключался и можем использовать эти данные для персонализации рекламы. Скажем, если точка доступа установлена на детской площадке, то днем на ней собираются мамы с детьми, вечером – ​подростки, по выходным – ​папы. Это разные аудитории, каждой из которых интересны определенные товары и услуги. Проанализировав статистику подключений, мы предлагаем рекламодателям достоверные данные о том, какого рода информация востребована в каждой точке. Это уникальная возможность, такого в мире никто, кроме нас, не делает.

В большинстве случаев коммерческие организации, владеющие сетью хот-спотов, предоставляют не вполне достоверные данные об охвате и параметрах аудитории – ​с целью получить как можно большую часть рекламного бюджета на тестирование.

Преимущество нашей бизнес-модели в том, что сеть World Wi‑Fi базируется на существующих точках доступа, которых в мире около 330 млн, поэтому мы избавлены от капитальных затрат на построение инфраструктуры.

- Для каких целей вы используете технологию blockchain?

- Во-первых, технология распределенного реестра позволяет осуществлять международные микроплатежи. Перевести пару долларов за показ рекламы между двумя странами стоит очень дорого. Расчеты на нашей платформе осуществляются в токенах (WeToken, WT), что снижает стоимость международных операций.

Во-вторых, у нас действует реферальная система: для того чтобы подключиться к платформе World Wi-Fi, необходимо получить ссылку – ​invite. При этом тот, кто присылает ссылку, получает 25 % от суммы, которую собирает приглашенная точка за показ рекламы. Таким образом мы даем пользователям возможность зарабатывать не только на собственных точках, но и получать часть доходов от хот-спотов, которые подключились к платформе по рекомендации. Blockchain применяется для контроля транзакций и подсчета реальных показов рекламы, а также для фиксации взаимосвязи между пользователями. Это позволяет нам обеспечить прозрачную схему взаимодействия участников платформы.

- А на чем зарабатывает ваша компания?

- Мы получаем 5 % от каждой транзакции. Кроме того, как я уже отмечал, мы имеем возможность аккумулировать большое количество обезличенных данных о потребительской аудитории, которые представляют ценность для рекламодателей. Ведь известно, что если сейчас не собирать и не обрабатывать большие данные, то в ближайшей перспективе за них придется платить.

- Вы упомянули токены WT, которые используются внутри платформы World Wi-Fi. Сколько токенов было реализовано и какой объем средств удалось собрать?

- В общей сложности продано 258 млн WT, что составляет 43 % от их общего количества, остальные пока "заморожены". Всего удалось собрать около $24 млн, хотя корректнее было бы считать не в долларах, а в криптовалюте Ethereum, так как мы привязывали стоимость WT именно к ней.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает механизм ICO?

- Для нас ICO было в первую очередь инструментом привлечения пользователей на платформу, а не сбора средств. Мы добились поставленных целей и заручились поддержкой сотен людей по всему миру.

При этом стоит учитывать, что ICO на волне популярности привлекло большое количество мошенников. Кроме того, известны случаи, когда учредители проектов были вынуждены отдавать большую часть привлеченных средств подрядчикам, помогающим с проведением ICO, и денег на реализацию идей им уже не хватало.
Мы также столкнулись с мошенниками, которые использовали название World Wi‑Fi и выдержки из нашего Whitepaper для получения денег. Выявляя поддельные сайты, мы направляли регистраторам доменных имен запросы о блокировке, но даже это не всегда помогало. Такое паразитирование, конечно, нанесло определенный ущерб репутации проекта.

- В июле 2018 года началось бета-тестирование платформы World Wi-Fi. Каковы его результаты? Завершен ли данный этап?

- Бета-тестирование продолжается, но при этом платформа уже полноценно функционирует. Пользователи имеют возможность скачать ПО и начать зарабатывать реальные деньги, а рекламодатели могут размещать ролики и оценивать эффективность показов. В то же время мы продолжаем улучшать интерфейс платформы.

Другой важной задачей является обеспечение совместимости нашего ПО с максимальным количеством моделей роутеров. К счастью для нас, большинство современных роутеров работает на сходном программном обеспечении. На сегодняшний день World Wi‑Fi совместим с большинством моделей MikroTik и Xiaomi. В том числе достигнута договоренность с одним из производителей о том, что в новом ПО для его роутеров будет предустановлена функция подключения к нашей платформе.

Основной задачей, стоящей перед нашими инженерами, является проведение тестирования 150 моделей роутеров, оценка совместимости ПО и технических требований. Это то немногое, что осталось сделать для перехода от стадии бета-тестирования к предложению полноценного рабочего решения.

Помимо этого мы разрабатываем виртуальный сервер, который позволит интегрировать World Wi‑Fi с платформой операторов связи – ​владельцев тысяч хот-спотов. Для них это должно стать так же просто, как подключение частных роутеров.

- Сколько точек доступа подключено к World Wi‑Fi по состоянию на начало 2019 года?

- У нас на платформе около 5 тыс. регистраций. При этом нужно понимать, что не каждая регистрация означает подключение только одной точки. Одновременно с этим не каждая регистрация означает работающую точку доступа. В ближайшее время мы планируем дополнить сайт World Wi‑Fi функцией мониторинга текущего состояния сети в режиме реального времени.

- Вы работаете как с провайдерами, так и с физическими лицами. С кем легче выстраивать взаимодействие?

- С операторами связи нам работать немного легче. У них уже есть определенное количество точек доступа, на которых мы им предлагаем дополнительно зарабатывать – ​без каких-либо вложений в сеть, просто установив наше ПО. Главное, операторы видят, что мы "не едим их хлеб".

Что касается частных пользователей, то, по нашим расчетам, для того чтобы этот сегмент сети рос без активного маркетингового продвижения с нашей стороны, нужно 25 тыс. активных подключений. Надеемся, что в ближайшие несколько месяцев мы достигнем этой цифры, после чего начнется лавинообразный приток пользователей. Для этого мы используем все возможные каналы информирования: публикации в СМИ, PR-инструменты, участие в выставках.

Как ни странно, негативную роль для нас сыграла история с ICO. В погоне за быстрыми прибылями люди не особенно вникали в то, что они покупают.

К сожалению, их не интересует развитие сети, они не планируют устанавливать ПО на свои роутеры и зарабатывать на показах рекламы – ​они просто ждут, когда взлетит стоимость нашего токена. Мы, в свою очередь, рассчитывали на привлечение активных пользователей, которые будут вместе с нами развивать проект. Теперь мы стараемся привлекать аудиторию, которая занимается не трейдингом, а построением собственной Wi-Fi-сети.

- Насколько легитимна ситуация, когда какой-либо оператор и его абонент используют ПО World Wi‑Fi для получения дополнительного дохода?

- Мы предоставляем программный продукт разным группам пользователей. При этом с точки зрения законодательства все прозрачно: абонент не имеет права перепродавать услуги связи операторов, но он этого и не делает. По сути, абонент продает рекламное место внутри локальной сети. Разместив рекламное объявление на своей двери, человек же не платит производителю этой двери.

- Как избежать перегрузки сети оператора из-за большого количества подключений?

- К самому хот-споту могут подключиться только те, кто окажется в зоне его действия, которая довольно ограничена.

Что касается тех, кто подключается к нашей платформе, то тут за нагрузку отвечаем мы. Проект World Wi‑Fi стал возможен потому, что мы нашли техническое решение, позволяющее уйти от устаревших протоколов. Мы используем около десяти серверов, нагрузка на которые сравнима с нагрузкой на web-сервера. При этом всегда есть возможность масштабировать мощности под текущие потребности.

Также есть привязка к регионам присутствия. Благо, сейчас использовать сервер в любой точке мира – ​задача простая и недорогая.

- В каких странах вы уже работаете? Какие регионы являются приоритетными?

- Помимо России World Wi‑Fi присутствует в Белоруссии, Испании, Чехии, Бразилии, ЮАР, Саудовской Аравии, на Украине. На острове Маврикий реализуется инициатива, в рамках которой можно бесплатно подключиться к одной из 350 точек доступа, и наше ПО там тоже тестируется.

У World Wi‑Fi около 100 амбассадоров в 40 странах мира, которые помогают с продвижением нашего проекта. При этом они получают определенные преференции – ​например, корневые приглашения на подключение, за которые не платят комиссию.

В целом наша задача состоит в том, чтобы создать децентрализованный бизнес. По техническим вопросам мы взаимодействуем со специалистами, которые помогают нам грамотно использовать облачные ресурсы. Какой смысл ограничиваться, например, только возможностями Amazon Web Services? Мы планируем, что со временем пользователи World Wi‑Fi "высокого уровня", а это операторы связи, будут поднимать свои сервера для поддержки нашей платформы, что обеспечит большую степень отказоустойчивости всей системы.

- В 2018 году в ходе встречи с государственными деятелями Армении вы обсуждали проект создания единого информационного пространства для жителей и гостей республики. Насколько удалось продвинуться в этом направлении?

- Подвижки есть – ​в частности, налажена коммуникация с местными операторами связи. Но прогнозировать, когда сеть будет запущена, пока сложно. Слишком большое количество людей вовлечено в процесс принятия решений на государственном уровне.

При этом интерес к проекту сохраняется. Так, заместитель министра территориального управления и развития Армении обозначил потребность в получении обратной связи от населения. И мы готовы предоставить такую возможность. Ведь при подключении необязательно просматривать рекламу – ​можно пройти онлайн-опрос или отправить сообщение. Мы предлагаем средство коммуникации, которое можно использовать, в том числе на государственном уровне.

- Какие еще социально значимые эффекты дает общедоступный Интернет?

- Начнем с того, что в России – ​одни из самых низких в мире тарифов на услуги связи. Во многих странах до сих пор приходится ежемесячно платить значительные суммы даже за ADSL-канал. Так что где-то публичные сети – ​это единственная возможность для социально незащищенных групп населения воспользоваться Интернетом.

Также можно отметить просветительскую роль. Например, в Йоханнесбурге (ЮАР) реализуется проект, в рамках которого после просмотра рекламы начинается трансляция образовательных программ.

Важно понимать, что Wi-Fi – ​это не только способ раздачи Интернета, но и средство коммуникации с пользователем, которому можно найти множество применений.

- Могут ли публичные сети Wi‑Fi составить конкуренцию сетям сотовых операторов? Какие условия для этого необходимы?

- Тут опять нужно смотреть на специфику каждой отдельной страны. Мы привыкли к скоростному мобильному Интернету, а есть много стран, где сотовая связь – ​это голосовые вызовы и обмен SMS-сообщениями.

В какой-то степени Wi‑Fi и сотовая связь конкурируют, так как их можно отнести к "последней миле". Но все же у них разный охват. Так, покрытие сотовой базовой станции гораздо шире, чем у хот-спота, однако у последнего качество и скорость соединения лучше. Все ожидают внедрения 5G, но это далекая перспектива. Достаточно вспомнить, что инфраструктура 4G еще не везде окупилась.

Мы со своей стороны больше ожидаем развертывания низкоорбитальных спутниковых группировок, таких как OneWEB, которые обеспечат широкополосным доступом пользователей по всему миру. Тут мы видим для себя широкие возможности, поскольку сигнал со спутника может доставляться до базовой станции, а дальше – ​передаваться любым способом, в том числе по Wi-Fi.