© ComNews
11.07.2019

Телемедицинские сервисы успешны в России только в рамках отдельных проектов. При этом наиболее важные элементы телемедицинских сервисов - такие как электронные консультации, электронные больничные и рецепты - сегодня разрозненны и зачастую несовместимы друг с другом. Эти и другие проблемы развития телемедицины в России обсудили участники конференции "Телемедицина 2019".

Как отметил в ходе конференции руководитель направления цифровой медицины ООО "Инвитро" Борис Зингерман, одной из важных задач в области телемедицины сегодня является определение тех случаев, в которых возможно предоставление телемедицинского первичного осмотра. При этом, по словам Бориса Зингермана, телемедицина - это сервис, который безусловно нужен пациентам и, скорее всего, медицинским организациям. "Однако те еще этого не осознали", - заметил Борис Зингерман.

В свою очередь, главный врач ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России Наталья Мокрышева заявила, что главной проблемой телемедицины сегодня являются кадры. Также она обратила внимание на то, что центром сегодня поднят вопрос оплаты государством тех телемедицинских консультаций, которые имеют модель "врач-врач". "В системе ОМС тарификация телеконсультаций отсутствует. Существуют только отдельные региональные программы, программы ДМС и выгодные для компаний договоренности", - указала Наталья Мокрышева. При этом относительно телемедицинских консультаций по модели "врач-пациент" она сказала следующее: "Данная консультация по сей день находится вне закона. В силу чего юридического основания и возможности в рамках телемедицинских сервисов консультировать пациента, ставить ему диагноз, выписывать рецепт, давать назначение у врачей сегодня нет", - отметила Наталья Мокрышева.

В качестве других проблем телемедицины она назвала необходимость подтверждения личности пациента и врача через портал госуслуг и электронную цифровую подпись; отсутствие для организаций телемедицинской помощи инфраструктуры во многих регионах; отсутствие для телемедицинских консультаций тарифов обязательного медицинского страхования во многих регионах.

Вместе с тем Наталья Мокрышева отметила, что, несмотря на выделенное регионам сегодня на оснащение финансирование, в целом имеющиеся у них возможности оснащения и связи с главными региональными специалистами, к развитию телемедицины они относятся без энтузиазма. "Нет посыла со стороны самих врачей регионов связываться с теми специалистами, которые смогли бы, к примеру, дать им тот или иной совет", - указала Наталья Мокрышева.

Генеральный директор ООО "Доктор рядом" Денис Швецов обратил внимание на следующее: что сейчас декларируется в рамках телемедицины и что делается - это абсолютно разные вещи. "Мы декларируем то, что телемедицина должна давать доступ и увеличивать доступ к первичной медицинской помощи и повышать доступность узких специалистов. При этом на практике мы запрещаем врачам в телемедицине проводить первичные консультации, запрещаем им ставить диагнозы и назначать лечение", - заявил он.

Вместе с тем, он отметил, что для медицинских клиник телемедицина сегодня - это в первую очередь увеличение расходов на информационные технологии, дополнительное обучение врачей и невозможность привлечь новых клиентов. "Ведь первичные консультации запрещены, и возможно, по сути, проводить только повторные консультации, которые и без телемедицины в клиниках делаются", - указал Денис Швецов, добавив, что при этом средний чек телемедицинских услуг существенно ниже, чем у очных приемов. Что касается востребованности телемедицины пациентами, он сказал следующее: "Пациенты достаточно инертны в своем поведении, и в особенности - в потреблении медицинских услуг".

Помимо того, Денис Швецов констатировал, что такие основные элементы телемедицинских сервисов, как электронные консультации, электронные больничные и рецепты сегодня несовместимы друг с другом, будучи разрозненными. "Врач, консультирующий онлайн, не может закрыть электронный больничный. А назначая лечение, не может дать электронный рецепт", - пояснил Денис Швецов.

Он также привел некоторые данные о востребованности телемедицинских услуг компании "Доктор рядом": "Есть случаи, когда наши телемедицинские услуги не используются партнерами вовсе. В то же время в рамках сотрудничества с рядом других партнеров их использование достигает 100%, а в случае с одним партнером - даже 150%. При этом показательно и количество повторных консультаций. Если человек обратился один раз, то впоследствии он уже будет обращаться постоянно".

В качестве инструмента, способного повысить интерес к телемедицине в России, он предложил Министерству здравоохранения быть более смелым в тех изменениях, которые проводятся (связанных с телемедициной) и дать возможность частным игрокам получить доступ к большой аудитории благодаря пилотам министерства тех или иных телемедицинских услуг с целью оценки их полезности