Наталья Коваленко, партнер, руководитель телекоммуникационной группы "Пепеляев Групп"
Наталья Коваленко,
партнер,
руководитель телекоммуникационной группы "Пепеляев Групп"
© ComNews
18.07.2019

Не секрет, что правовое регулирование часто не успевает за развитием новых технологий, и в то же время для обеспечения национальных интересов при развитии информационного общества государство называет в качестве приоритетов развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры РФ, формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.

Казалось бы, при декларировании таких приоритетов, государство должно создавать условия (в том числе законодательную базу), способствующие развитию новых технологий, укреплению позиций компаний, развивающих соответствующие технологии или создающих некую основу, инфраструктуру для их внедрения и продвижения.

К сожалению, на практике встречаются совсем обратные примеры. Их реализация может вызвать крайне негативный эффект как для развития новых технологий, так и для всего рынка. 11 июля 2019 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона №586665-7 (далее - Законопроект), которым предлагается изменить статью 71 Федерального закона "О связи" №126-ФЗ от 07.07.2003 (далее - Закон о связи), добавив абзац следующего содержания:

"Ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться".

В пояснительной записке к Законопроекту указывается, что "такая мера будет способствовать предотвращению угроз национальной безопасности, обусловленных неконтролируемым ввозом абонентских терминалов и использованием зарубежных спутниковых систем связи и доступа в сеть "Интернет" на территории РФ".

На сайте Государственной Думы срок для представления поправок ко второму чтению (а это единственный этап, когда возможно предложить / внести поправки в рассматриваемый законопроект) предоставлен до 9 августа 2019 года.

Итак, что же может повлечь за собой принятие названного Законопроекта?

Известно, что через спутниковую сеть связи возможно подключение к интернету на движущихся объектах. На тех территориях и в том пространстве, где отсутствует покрытие других сетей связи, спутниковая сеть связи способна обеспечивать безопасность движения транспорта (кораблей, самолетов, поездов) путем быстрой передачи большого объема информации через интернет, доступ в интернет пользователей (пассажиров, экипажа) с хорошим качеством. Уже есть реализованные в мире примеры умных самолетов, умных кораблей и др.

Основным участником в реализации указанных проектов в России являются лицензированные операторы фиксированной спутниковой связи, строящие и эксплуатирующие свою часть сети спутниковой связи с использованием абонентских земных станций, находящихся в движении.

И, как ни странно, целью Законопроекта, является в том числе исключение таких операторов из круга субъектов, имеющих право ввезти те самые абонентские станции, находящиеся в движении, в Россию.

Если внимательно проанализировать проектируемую норму, то напрашивается ряд неутешительных выводов.

В той формулировке, в которой норма предложена, ввоз земных станций, находящихся в движении, будет невозможен не только для операторов фиксированной спутниковой связи, но и для операторов подвижной спутниковой связи, поскольку они не эксплуатируют сети связи, в которых ввозимые станции будут применяться, как того требует норма.

К тому же приходится констатировать, что не достигается цель Законопроекта, связанная с обеспечением национальной безопасности, поскольку три (ООО "Иридиум Коммьюникейшнз" - оператор сети IRIDIUM, США; АО "Глобалтел" - оператор системы GLOBALSTAR, США; ЗАО "Джи-Ти-Эн-Ти" - оператор системы Thuraya, ОАЭ) из четырех операторов связи (включая ФГУП "Морсвязьспутник" - оператор системы ИНМАРСАТ), являющихся в настоящее время держателями лицензий на подвижную спутниковую радиосвязь в России, находятся под иностранным влиянием.

Да и целям Закона о связи норма тоже противоречит, поскольку не способствует созданию условий для оказания операторами фиксированной подвижной связи услуг связи на территории РФ, не защищает интересы указанных операторов, препятствует эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи в связи с исключением из круга экспортеров "спутникового" абонентского оборудования операторов фиксированной подвижной службы и дистрибьюторов, не имеющих в принципе статуса операторов связи.

Излишне говорить о том, что норма вторгается в сферу таможенного регулирования, заранее создавая противоречия с таможенным законодательством ЕАЭС.

Поскольку норма направлена на ограничение субъектов, имеющих право на ввоз не только земных станций, находящихся в движении, но и абонентских терминалов, вероятно, у инициаторов таких изменений были основания для принятия соответствующих решений (например, для целей создания условий, препятствующих, "серому" импорту). Однако предложенный способ решения задач (при наличии большого количества иных инструментов) вступает в противоречие с действующим законодательством.

Непонятны и перспективы для бизнеса. А в условиях неопределенности возникает главный вопрос: будет ли в новых реалиях активно развиваться в России умный транспорт? Остается надеяться, что в оставшееся для предложения поправок в Законопроект время (до 9 августа 2019 г.) законодатель над этим задумается исходя из интересов общества и высокотехнологического бизнеса в России.

 

 

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты