Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 21.08.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.78 EUR 73.98
21 августа 2019 года, Ср

Сбердекс.Ru Group как третья сила

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
29.07.2019

Mail.Ru Group и Сбербанк на минувшей неделе объявили о создании платформы O2O-сервисов (online-to-offline) такси и доставки еды. В свете плодотворного сотрудничества Сбербанка с компанией "Яндекс" такой шаг выглядит по меньшей мере интересным. При этом у Сбербанка могут быть далеко идущие планы. Например, стать в итоге третьей силой на отечественном рынке онлайн-сервисов.  

Весьма вероятно, что для этого Сбербанк в скором времени выкупит доли партнеров в созданных СП. Учитывая, что Сбербанк – банк с госучастием, едва ли он встретит возражения регулирующих органов на этом пути. Таким образом, все получат то, чего хотят – Сбербанк может занять если не доминирующее, то как минимум весомое положение на отечественном рынке интернет-сервисов, а государство через контролируемый банк получит контроль над еще одной сферой, которая, как ни крути, является стратегически важной в цифровую эпоху.

На прошлой неделе Mail.Ru Group и Сбербанк объявили о том, что создадут платформу O2O-сервисов (online-to-offline) такси и доставки еды в формате совместного предприятия. Оценка стоимости СП может превысить 100 млрд руб. Владеть этой совместной структурой стороны будут на паритетных началах. Mail.Ru Group вложит в новую компанию 100% долей Delivery Club и 22,69% такси-сервиса "Ситимобил", а также связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы других компаний в сфере такси и доставки еды. До закрытия сделки Mail.Ru Group организует передачу в СП не менее 75% акций "Ситимобила". Кроме того, холдинг отдаст в СП 7,7 млрд руб. Дополнительные инвестиции - до 5,1 млрд руб. - Mail.Ru добавит в капитал совместной платформы, если внесенные активы выполнят поставленные KPI в течение 12 месяцев после закрытия сделки.

Сбербанк внесет в СП 35% долей компании Foodplex и 38 млрд руб. Если Delivery Club и "Ситимобил" выполнят установленные KPI, Сбербанк внесет в компанию еще 13 млрд руб. Учитывая то, что Сбербанк уже активно сотрудничает с компанией "Яндекс" (эти компании создали СП на базе "Яндекс.Маркета" и реализуют проект маркетплейса "Беру"), а "Яндекс" является основным конкурентом Mail.Ru Group в области интернет-сервисов, создание СП с Mail.Ru Group выглядит по меньшей мере интересным шагом со стороны банка.

К этому следует добавить, что ряд СМИ недавно опубликовал информацию о том, что партнерство Сбербанка и "Яндекса" не так крепко. В частности, издание The Bell со ссылкой на свои источники сообщило, что Сбербанк недоволен тем, как развивается партнерство с "Яндексом". Сбербанк, якобы, имел претензии к тому, что совместный маркетплейс "Беру" не добился плановых показателей. Правда, руководство Сбербанка опровергло эту информацию. Глава банка Герман Греф заявил, что Сбербанк намерен продолжить совместные проекты с "Яндексом", и речи о прекращении сотрудничества не идет.

Впрочем, вопрос о том, с кем же Сбербанк, должен волновать в первую очередь Mail.Ru Group и "Яндекс". Очень возможно, что Сбербанк стремится к более масштабной цели - стать третьей силой на российском рынке интернет-сервисов, то есть, слегка перефразируя все того же Германа Грефа, реализовать формулу "интернет-компания с банковской лицензией". А благодаря партнерствам и с "Яндексом", и с Mail.Ru Group банк сможет набраться опыта на новых для него рынках, которые он сам оценивает как весьма перспективные.  

"Инвестиции в О2О-платформу - важный шаг в построении экосистемы Сбербанка. Мы выходим на крупнейшие и наиболее динамичные рынки страны, чтобы предложить нашим клиентам качественно новую модель потребления услуг и создать ведущего игрока доставки "последней мили" в России", - заявлял президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф по поводу создания СП с Mail.Ru Group.

Очень возможно, что поработав в формате сотрудничества, Сбербанк через некоторое время предложит партнерам выкупить их доли в созданных СП, таким образом формируя третьего крупного игрока на отечественном рынке онлайн-сервисов (условный Сбердекс.Ru Group), который сможет играть значимую роль и на рынке онлайн-торговли (через маркетплейс "Беру"), и в других сегментах (благодаря платформе O2O-сервисов такси и доставки еды).  

Такой сценарий выглядит не таким уж несбыточным, и высока вероятность того, что партнеры пойдут Сбербанку навстречу. Не стоит забывать, что Сбербанк – банк, контролируемый государством, и едва ли он встретит возражения на своем пути. Интерес государства в том, чтобы пойти по такому сценарию, вполне понятен. Государство стремится контролировать стратегические сферы отечественной экономики. Так, например, видно движение в сторону огосударствления (или, как минимум, получения значительного влияния) на телекоммуникационном рынке: всем памятна история того, как Tele2 стала российской компанией, и все знают о том, что не за горами день, когда контроль над Tele2 получит "Ростелеком". Учитывая общий курс на цифровизацию всего и вся, а также то, что онлайн-сфера является стратегически важной в цифровую эпоху, государство через контролируемый Сбербанк сможет получить контроль над этой сферой.

Кстати, еще одним доказательством того, что государство очень неравнодушно к отечественным интернет-компаниям, может служить то, что в конце минувшей недели на рассмотрение в Госдуму РФ внесен новый законопроект. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в информационных ресурсах, которые являются значимыми для информационной инфраструктуры РФ, не должна превышать 20%. Владелец, который получил уведомление о том, что его ресурс признан значимым, должен предоставить в Роскомнадзор документы о том, что требования законодательства выполнены. Если этого не произойдет, ведомство должно проинформировать правительственную комиссию, а та примет решение о неисполнении законодательства. После этого нарушителю запретят распространять рекламу о своем ресурсе. Более того, он не сможет использовать ресурс для распространения рекламы, которая направлена на привлечение потребителей на территории России.

В пятницу автор инициативы, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил в разговоре с представителями ТАСС, что перечень значимых для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры ресурсов будет составлять правительственная комиссия. "Я считаю, что "Яндекс" это, безусловно, коснется", - сказал Антон Горелкин. По его мнению, в случае принятия документа "Яндексу" необходимо будет изменить структуру собственности.

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости