Точка зрения / август 2019
Требования СанПиН в РФ тормозят 5G. Часть 3

Игорь Гурьянов, генеральный директор ООО "Спектрум Менеджмент", к.т.н.
Игорь Гурьянов,
генеральный директор ООО "Спектрум Менеджмент",
к.т.н.
Вадим Поскакухин,
руководитель проектов ООО "Спектрум Менеджмент"
Виталий Хоменко,
руководитель проектов ООО "Спектрум Менеджмент"
Дмитрий Мельгунов,
заместитель руководителя проектов ООО "Спектрум Менеджмент"
Светлана Бачкова,
главный специалист в области ЭМС,
ООО "Спектрум Менеджмент"
05.08.2019

В первой и второй частях статьи коллективом компании "Спектрум Менеджмент" были подробно описаны международные рекомендации Международной комиссии по защите от неионизирующего излучения (МКЗНИ) и Федеральной комиссии по связи США, которые де-факто получили распространение в качестве международных требований по нормированию ЭМП для обеспечения безопасности населения, а также то, как страны реализовали данные рекомендации с учетом национальных взглядов на защиту здоровья населения. При этом, несмотря на более чем 20-летнюю историю международных рекомендаций и более чем полувековую историю исследований воздействия ЭМП на здоровье человека, отдельные страны, включая Россию, все еще полагаются на необоснованно жесткие требования к ЭМП. Такие необоснованные с точки зрения международного опыта нормы создают серьезные препятствия для развития сетей сотовой связи, которые только усугубятся при внедрении сетей 5G. Является ли это проблемой и как предлагается ее решать в России, описано в заключительной части данной статьи.

Проблемы внедрения сетей подвижной связи

Страны, планирующие внедрение сетей 5G в ближайшем будущем, озабочены последствиями применения существующих на данный момент норм для ЭМП. В материалах МСЭ и GSMA некоторые страны уже приводят данные, согласно которым чрезмерно жесткие нормы на излучения по сравнению с МКЗНИ и FCC существенно ограничат внедрение сетей 5G. К таким странам возможно отнести Китай, Индию, Польшу, Россию, Италию, Швейцарию, Бельгию.  

Дело в том, что при внедрении даже существующих антенных систем действующие ограничения на допустимые уровни воздействия для ЭМП могут значительно ограничивать максимальную мощность передатчиков базовых станций. В Дополнении 14 к Рекомендациям серии "К" МСЭ-Т, а также в материалах GSMA приводится подробный обзор и расчетные данные, показывающие последствия применения жестких норм на излучение ЭМП при развертывании инфраструктуры сотовой связи в диапазонах ниже 3 ГГц. В частности, на рисунке 2 показаны в сравнении две зависимости необходимого числа сайтов в сценариях городской и плотной городской застройки от установленных требований на НИИ. На рисунке 3 проиллюстрированы варианты реализации покрытия при использовании различных норм на НИИ. Для антенных систем 5G, имеющих еще большую ЭИИМ, увеличение плотности базовых станций будет еще более значительным. Одна из оценок[1] для диапазона 28 ГГц показывает необходимость увеличения плотности БС в более чем 20 раз. 

Снижение мощности влияет на размер зоны покрытия и создает в ней разрывы; как следствие, ухудшается качество предоставляемых потребителю услуг. При этом с ростом потребностей в передаче данных и ростом требований к качеству услуг связи, в том числе для критических применений, такие ограничения ставят под вопрос физическую реализуемость эволюции сетей 4G и внедрения сетей 5G, как в нижних, так и в более высоких диапазонах радиочастот.

Рис.2 Количество сайтов, необходимое для построения сети в зависимости от применяемых норм на НИИ

 Рис.3 Пример расчета числа станций и достижимого покрытия в сетях 4G с использованием типовых антенн (слева - при использовании норм на НИИ, указанных в Руководствах МКЗНИ; справа - с принятыми в данный момент нормами) 

Направление работ по пересмотру норм

Рекомендации МКЗНИ признаны ВОЗ (Всемирная организация по здравоохранению), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Европейской комиссией и широко применяются в Африке, Азии, Европе, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Аналогичные стандарты по ограничению воздействия радиосигналов используются и в Северной Америке. Из-за расхождений в научной интерпретации или в ответ на беспокойство населения некоторые страны, как это было показано выше, применяют более строгие нормы. Однако многочисленные подтвержденные медико-биологические исследования в рамках работы МКЗНИ показали, что эти меры необоснованны и ведут лишь к неоправданным ограничениям на развитие сетей сотовой подвижной связи.

Так, принятию норм МКЗНИ и FCC предшествовал тщательный анализ возможного влияния электромагнитных полей на организм человека международными организациями, занимающимися проблемами здравоохранения, такими как, ВОЗ и SCENIHR (Научный комитет по новым и вновь выявленным рискам для здоровья, Scientific Committee on Emerging and Newly Identified Health Risks), а также рядом крупных национальных организаций, таких как Национальный институт охраны труда, Национальный институт онкологии и Агентство по охране окружающей среды США, Агентство здравоохранения Великобритании, Австралийское агентство по радиационной защите и ядерной безопасности, Совет здравоохранения Нидерландов и др. Кроме того, в последующие годы при пересмотре Руководящих принципов МКЗНИ было разработано отдельное приложение к ним, содержащее перечень доступных на сегодня официальных медицинских исследований и краткий их обзор по различным направлениям в области здравоохранения.

Ниже приведены некоторые цитаты ведущих международных и национальных организаций, сделанные в преддверии пересмотра Руководящих принципов МКЗНИ:

"...В целом отсутствуют или крайне мало указаний риска за примерно 15 лет использования мобильных телефонов. Эмпирические данные в отношении более длительного использования отсутствуют; однако уровни заболеваемости раком в Швеции и других странах не показывают какого-либо увеличения, которое можно было бы отнести на счет массового использования мобильных телефонов, начавшегося в начале этого века..." (Независимая экспертная группа по электромагнитным полям, Швеция, 2016 г.).

"... Комитет считает, что не представляется возможным утверждать, что существует доказанная связь между долгосрочным и частым использованием мобильного телефона и увеличением риска развития у людей опухолей головного мозга и области головы и шеи. На основании силы доказательств можно только сделать вывод, что такая связь не может быть исключена. Комитет считает маловероятным, что воздействие радиочастотных полей, связанное с использованием мобильных телефонов, вызывает рак..." (Совет по вопросам здравоохранения Нидерландов, 2016 г.).

"За последние 20 лет были проведены многочисленные исследования для оценки того, представляют ли мобильные телефоны потенциальный риск для здоровья. На сегодняшний день каких-либо неблагоприятных последствий для здоровья, вызываемых пользованием мобильными телефонами, не установлено" (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 2016 г.).

Таким образом, на сегодняшний день нет научно доказанных медицинских свидетельств того, что электромагнитные радиочастотные поля, используемые средствами современной радиосвязи при соблюдении ими норм, установленных в Руководящих принципах МКЗНИ, вызывают негативные эффекты для здоровья человека.

В конечном счете за необоснованно жесткие нормы приходится платить конечному потребителю, которому придется компенсировать затраты на уплотнение сетей сотовых операторов и увеличение числа базовых станций, а также довольствоваться низким качеством связи.

По этой причине в России необходимым является инициирование работ по пересмотру санитарно-эпидемиологических норм по допустимому воздействию ЭМП на здоровье человека. Помимо работ по признанию результатов медико-биологических исследований, использованных МКЗНИ, с целью гармонизации допустимых контролируемых уровней также требуется и пересмотр самой структуры требований для учета особенностей работы современных антенных систем. Таким образом, целесообразно перенести требования к базовым станциям сетей сотовой подвижной связи из СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 в СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, так как прогнозирование и контроль излучения современных сетей сотовой подвижной связи в диапазоне 400 МГц - 43,5 ГГц эффективнее проводить с использованием ППМ. При этом СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 целесообразно дополнить математическим аппаратом моделирования антенн, используемых в сетях сотовой подвижной связи, которые детально проработаны в МСЭ. Помимо изменений в санитарные нормы также требуются соответствующие изменения в методические указания по организации контроля работы базовых станций. Данные изменения позволят не только экономически эффективно внедрять сети 5G и обновлять сети 4G без вреда здоровью населения, но и упростить и унифицировать процедуру экспертизы Роспотребнадзора при введении объектов связи в эксплуатацию.   

Заключение

Как было показано выше, в настоящее время уже накоплен богатый международный опыт по нормированию параметров электромагнитных полей для предотвращения негативного влияния на человека, основанный на многократных официально признанных медико-биологических исследованиях, проводимых независимо отдельными странами и организациями. Однако в Российской Федерации в настоящее время действуют намного более жесткие уровни для электромагнитных полей, создаваемых базовыми станциями сетей сотовой подвижной связи, без медико-биологического обоснования таких уровней. Существующие нормы фактически ограничивают дальнейшую эволюции сетей 4G и являются барьером для внедрения сетей 5G, возможно, даже более существенным, чем проблемы с доступом к наиболее востребованным диапазонам радиочастот.

Уже давно назрела необходимость проведения соответствующих исследований и пересмотра не только установленных контролируемых уровней ЭМП, но и методического аппарата по контролю их выполнения. Решение данной проблемы осложняется тем, что внедрение сетей 5G в мире набирает высокие темпы, и Россия в очередной раз подвергает свою экономику высоким рискам, связанным с задержкой внедрения новой технологии 5G на сетях операторов сотовой связи.


[1] Acceptable Electromagnetic Field levels - Polish case study. Ministry of Digital Affairs, Poland, 2017.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты