© ComNews
28.08.2019

Ретейлерская сеть "Лента" внедряет технологии обучения персонала с помощью виртуальных тренажеров. В VR-очках сотрудники магазинов отрабатывают фразы для общения с покупателями. Система анализирует речь продавцов, и алгоритм тренажера дает им обратную связь. В "Ленте" ожидают, что технологии повысят эффективность обучения персонала на 40-60%. 

Разработкой занимался российский провайдер "Цереврум". Сотрудники отделов собственного производства "Ленты" проходят тренировки по продаже рыбы, мяса, кулинарии в VR-гарнитуре Oculus Go. Каждый диалог можно отработать несколько раз. 

"Высокий уровень обслуживания и взаимодействия с покупателями - один из важнейших критериев оценки наших магазинов. Благодаря запуску обучающего VR-модуля мы сможем взаимодействовать с еще большим количеством сотрудников по всей России, обучать и оценивать их навыки по единому стандарту", - говорит генеральный директор "Ленты" Герман Тинга. 

Пилотный запуск продлится до конца октября в 10 магазинах сети в Санкт-Петербурге и пяти точках в Москве. По его результатам "Лента" примет решение, будет ли технология масштабирована на все магазины. Для этого проведут опрос и независимую экспертизу. "Будет проводиться сравнение продаж в пилотных и контрольных магазинах на собственном производстве. Для клиентского сервиса используем опыт тайных покупателей до и после пилота", - уточнили в пресс-службе "Ленты". 

Отметим, что в феврале этого года еще один крупный продуктовый ретейлер - Х5 Retail Group запустила в магазинах сети пилот по обучению персонала общению с покупателем на VR-симуляторе (см. новостьComNews от 22 февраля 2019 г.). Ретейлер пока не принял решения о масштабировании проекта. 

Руководитель отдела мультимедийных систем и видеоконференцсвязи компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Леонид Жестев считает, что в целом у технологии обучения персонала с помощью виртуальных тренажеров в России благоприятные перспективы. "Одна из разработок, которая может применяться на отечественном рынке, - отслеживание положения глаз - eye-tracking. Вместе с VR она создает эффективный инструмент работы с фокус-группами, помогает лучше понять поведение клиента", - рассказывает Леонид Жестев. 

Таким образом, заказчик может понять, на какие продукты покупатель смотрит дольше, какой цвет упаковки кажется массам более привлекательным, какова оптимальная освещенность и положение товара в магазине. Также, по словам специалиста, с помощью технологии отслеживания положения глаз можно наблюдать за процессом принятия решений: какие продукты клиенты изучают дольше, на что они в первую очередь смотрят и т.п.

До недавнего времени VR-обучение и VR-технологии только рассматривались ретейлом в качестве перспективных. Однако, по словам директора центра компетенций по мультимедиа и ситуационным центрам компании "Техносерв" Александра Абрамова, сейчас наблюдается пик востребованности технологий дополненной и виртуальной реальности со стороны торговых компаний. Он уверен, что ретейл выбрал очень действенный способ повысить уровень подготовки. "VR-обучение все чаще рассматривается как один из основных методов обучения в сфере промышленного производства. Когда создание полнофункционального тренажера на базе дорогостоящего оборудования экономически невыгодно, но многократное повторение манипуляций необходимо", - описывает ситуацию на рынке Александр Абрамов. 

Тем не менее руководитель отдела поддержки продаж Softline Александр Воловик убежден, что широкое распространение и применение таких технологий в ретейле ограничивает высокая стоимость VR/AR-устройств и не очень удобный форм-фактор. "Однако в дальнейшем эти технологии откроют ретейлу много интересных возможностей, которые облегчат рабочие процессы и снизят бизнес-затраты, в том числе и на обучение персонала", - полагает эксперт Softline.

Ретейл активно экспериментирует с внедрением VR для разных целей. "Особенно этот инструмент популярен для проведения рекламных акций, создания виртуальных шоурумов и программ лояльности", - отмечают в компании "Крок". 

По данным интегратора, обучение с помощью VR пользуется спросом. В первую очередь это тренажеры по развитию soft skills и навыков общения с покупателями. "Виртуальная реальность помогает моделировать почти любую ситуацию, что делает обучение с помощью нее возможным практически в любой сфере. Но если говорить о перспективах VR-обучения, то наибольшую потребность и интерес к его внедрению демонстрирует промышленность", - сказали в пресс-службе "Крок".

По данным исследования "Крок" и аналитического центра TAdviser, объем российского рынка промышленных VR/AR-решений по итогам 2018 г. составил 1,6 млрд руб. Как подытожил представитель интегратора, даже по пессимистичным оценкам, к 2022 г. он вырастет более чем в пять раз - до 9,2 млрд руб.