Новости / сентябрь 2019
"Перекресток" хочет стать первым в онлайне

© ComNews
06.09.2019

"Перекресток" (X5 Retail Group) рассчитывает стать самым крупным онлайн-гипермаркетом в России к 2020 г. Ретейлер намерен сделать это при помощи нового, третьего по счету, склада интернет-магазина компании (dark store). В целом "Перекресток" инвестировал в объект 600 млн руб. Значительную часть денег ретейлер потратил на оборудование склада: сервера, компьютерную технику, терминалы для сборки заказов, видеонаблюдение, самостоятельную разработку и интеграцию софта. 

"По большому счету dark store - это склад, похожий на магазин, в котором осуществляется подбор заказов с полок. В нем есть холодильная и морозильная зоны, пекарня, холодные цеха. Мы хотим сделать в dark store и горячие цеха. Будем уходить в историю с готовой едой. В формате рационов, закупки впрок. Мы намерены открывать dark store и становиться лидерами в России. Других целей у нас нет", - поделился планами директор по стратегии электронной коммерции сети "Перекресток" Леонид Довладбегян. 

По его словам, рынок онлайн-покупки продуктов питания сейчас - один из максимально растущих рынков. Через интернет люди, как правило, закупают товары впрок. "Закупка впрок - это сейчас 70%. Но это очень условные данные. Мое общее представление о рынке", - сказал специалист. В одном среднем заказе онлайн-магазина "Перекрестка" - 27 кг и более 40 товарных позиций. Средние чеки, отмечает Леонид Довладбегян, большие. 

Согласно отчетности компании, за I квартал 2019 г. "Перекресток" в сети вырос в 4,5 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В целом через онлайн в 2018 г. ретейлеру удалось выручить 1,3 млрд руб.  

Общая площадь нового объекта составляет 18 тыс. кв.м. Это крупнейший dark store компании. Он расположен в поселке Вешки Московской области. Это второй dark store в Москве. Первый открыли в апреле 2017 г. - 4000 кв.м. Еще один склад онлайн-магазина "Перекрестка" находится в Петербурге - 7000 кв.м.

Модель dark store в "Перекрестке" "подсмотрели" у британской транснациональной розницы Tesco. Ее консультанты помогали российским коллегам строить первые объекты. Как рассказывает Леонид Довладбегян, первый автоматизированный склад был гибридным проектом. Магазин с хранилищем оказался неудобной моделью. Посетители мешали работникам собирать заказы, а сборщики - покупателям. 

По мнению Леонида Довладбегяна, модель dark store для онлайна оправданна. Сборщик на таком складе может подобрать больше позиций из огромного ассортимента за час, чем в обычном магазине. Кроме того, в офлайновых точках никогда нет точной информации о наличии товара. В dark store, когда сотрудник снимает с полки товар, он его "пропикивает". Продукт отображается в общей системе как ушедший в заказ и минусуется со склада. 

Новый dark store "Перекрестка" - с мезонином внутри. Пространство склада спроектировали по принципу пчелиных сот. На полках с продуктами везде наклеены штрих-коды. На второй этаж попадают товары, которые люди покупают реже, чем остальные. Вниз их доставляют в пластиковых контейнерах по ленте конвейера. Основная масса клиентов "Перекрестка" закупается раз в две недели. Объем клиентской базы в компании не озвучивают, но говорят, что она динамично растет. 

Всего в dark stores "Перекрестка" работает более 1000 сотрудников доставки. На недавно открывшемся объекте складского персонала - 300 человек. "С момента открытия этот объект вырос уже вдвое. Каждый день нанимаем людей. К высокому сезону здесь должно быть 500 человек на складе и 100 машин", - считает руководитель складского направления Ольга Калоева. 

Склад работает на самописной системе управления "Варя 2.0". "Никакой не бренд. Изначально это была разработка X5 Retail Group. Но мы очень сильно переработали. Переделали сервера, компьютеры, заказали терминалы сбора данных. Один комплект на сотрудника стоит 280 тыс. руб. В него входят наручный экран, на котором отображается вся информация о складе и заказах, и устройство, считывающее штрих-коды", - рассказывает Леонид Довладбегян. На комплекты потратили десятки миллионов рублей.

Софт полностью связан с бэкендом и фронтендом сайта, с системой складского учета, с системой, которая управляет ресурсами склада (например, охлаждением в помещениях, в машинах доставки). Ядро системы самописное, но есть в ней и чужие микросервисы - сервис персонализации, поиска, сервис для серверной архитектуры. 

"Каждый ящик ставится на место на тележке, которое у сотрудника пронумеровано. К номеру слота привязан штрих-код ящика. После того как ящики пристегнули к тележке, сотрудник нажимает кнопку "старт" и получает задание на отбор продуктов в ящики. Система сообщает, к какой ячейке подойти, какой товар взять. Сначала "пикер" "пикает" ячейку, потом "пикает" товар, потом "пикает" ячейку, куда кладет товар", - описывает процесс сборки заказа Ольга Калоева. 

У ближайшего конкурента - онлайн-гипермаркета "Утконос" dark store нет. В "О’Кей" на запрос ComNews на момент публикации материала не ответили. 

В отчете российской исследовательской компании Data Insight объем онлайн-рынка продуктов питания за 2018 г. оценен в 22,9 млрд руб., хотя учитывалась только 1000 крупнейших магазинов. Всего было сделано 5,45 млн заказов со средним чеком 4,2 тыс. руб. Темпы прироста объема рынка в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом составили 40%. Количество заказов выросло еще сильнее - на 49%. Средний чек, соответственно, снизился. "Поскольку темпы прироста не слишком сильно зависят от числа включенных в выборку магазинов, можно считать, что они определены надежно", - уверен аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. 

Основных драйверов роста рынка два, полагает он, и оба фактора - долговременные. "Во-первых, проникновение интернета в России давно превышает 70%, и большинство граждан накопило несколько лет стажа использования Сети. Известно, что первое время пользователи ограничиваются поиском информации и онлайн-общением, и проходит год или два, прежде чем они отваживаются совершать в Сети покупки. При этом первыми товарами становятся книжки, диски, гаджеты, а продукты и одежду начинают покупать удаленно в последнюю очередь", - рассказывает Леонид Делицын. 

Второй фактор роста, говорит специалист, - постепенное омоложение интернета. Новые поколения предпочитают все свои действия совершать через смартфон, в том числе и покупки продовольствия. "Наконец можно отметить, что 64% продовольственных онлайн-магазинов работают в Москве и Московской области, и, по мере насыщения столичных рынков, онлайн-магазины усилят рекламу продовольственных товаров и в регионах", - сказал Леонид Делицын. Кроме того, онлайн пока продается лишь 2% продовольственных товаров, то есть рынок далек от насыщения, хотя уже достаточно заметен, чтобы заинтересовать крупных традиционных ретейлеров, отметил аналитик.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Александр Осин согласился с коллегой. Онлайн-продажи в продуктовом ретейле растут, и этот рынок еще пока молод. По данным Moody’s, продажа еды через интернет в России будет расти двузначными темпами - примерно по 20% год, но в ближайшие три года доля онлайна на розничном продовольственном рынке не превысит 1%.

Аналитик полагает, что есть определенный барьер, выше которого онлайн-продажи не поднимутся. Это показывает практика стран, где онлайн-торговля существует уже второй десяток лет. Существуют потребительские привычки, которые не преодолены ростом технологической базы. В США 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах, а не в интернете. 

"На этих данных ретейлеры делают вывод о перспективности данного направления и добавляют в его работу "фишки" из интернет-торговли. Во-первых, расширяют для покупателей возможность посмотреть, потрогать товары за счет применения в обычных магазинах разнообразных интернет-визуализаторов и информаторов, а также активируемых через интернет систем доставки. Вторая опция, взятая "обычными" ретейлерами из Сети, - это удобная система поисковиков, позволяющая быстро найти товар нужной конфигурации. Видимо, подобные и аналогичные проекты интересуют и Х5", - предполагает эксперт.