Новости / сентябрь 2019
"Почта России" будет управлять большими данными

© ComNews
11.09.2019

ФГУП "Почта России" начинает внедрение платформы единого геоинформационно-аналитического сопровождения деятельности компании. Как заявляют в "Почте России", платформа позволит менеджменту компании оперативно получать в режиме реального времени разнообразные данные о ключевых показателях каждого отделения почты, в числе которых укомплектованность штата, загруженность, а также финансовые показатели. В экспертном сообществе считают, что внедрение платформы может помочь "Почте России" в течение года-двух сократить издержки на 3-4%.

Оперативное получение информации об отделениях "Почты России" будет в перспективе способствовать росту качества обслуживания ее клиентов, поможет выявить зоны развития в процессах компании и повысит их эффективность, отметили в пресс-службе "Почты России", добавив, что в целом внедрение новой платформы обеспечит компании системный подход к управлению бизнесом и позволит оперативно принимать решения, основываясь на анализе больших данных. Что касается сроков внедрения платформы, в "Почте России" указали, что ее опытная эксплуатация запланирована на I квартал 2020 г., начало работы со всеми почтовыми отделениями - на II квартал 2020 г.

Говоря о создании платформы, в "Почте России" отметили, что при ее проектировании в компании ориентировались на успешный опыт использования аналогичных инструментов в крупных розничных сетях, международных компаниях и банковских организациях федерального масштаба. О том, каким образом будет осуществляться работа платформы, в "Почте России" сказали следующее: "В основе функционирования платформы будут использованы прогрессивные методы анализа и прогнозирования с алгоритмами машинного обучения и с использованием анализа и обработки структурированных и неструктурированных данных". Интегрирована платформа, по словам заместителя генерального директора "Почты России" по операционному управлению и розничной торговле Михаила Волкова, будет с другими информационными системами компании. "Например, с системой управления электронной очередью, системой управления рабочим временем персонала", - пояснил Михаил Волков.

Относительно причин внедрения "Почтой России" платформы он заявил: "Мы располагаем значительной клиентской аудиторией и широким спектром востребованных у клиентов услуг, поэтому нам необходимо уметь структурировать и эффективно управлять большими данными, опираясь на лучшие мировые практики".

Говоря о вложениях, которые могла потребовать со стороны "Почты России" платформа, системный аналитик управления системной архитектуры ГК "Техносерв" Александр Голышко заметил, что стоимость разработки и внедрения платформы может варьироваться в очень широких пределах в зависимости от ее функций и спектра информационных систем (ИС), с которыми она будет интегрироваться. "Интегрировать ИС и обрабатывать, например, с помощью Big Data генерируемые в них данные - задачи разного уровня. При этом "Почта России" имеет потенциально самую обширную сеть отделений, превышающую многие другие банковские и розничные сети, что также вносит свои особенности в проектирование и развертывание. Поэтому полная стоимость платформы может составлять от многих десятков до сотен миллионов рублей", - указал Александр Голышко.

Менеджер по развитию направления "Ситуационно-аналитические центры" ЗАО "Крок инкорпорейтед" Татьяна Жемерева обратила внимание корреспондента ComNews на то, что формирование стоимости платформы "Почты России" напрямую зависит от количества источников данных для расчета показателей, территориально распределенных единиц оценки, текущей степени проработки алгоритмов машинного обучения, а также организационных и инфраструктурных задач.

Что касается результатов внедрения платформы, Александр Голышко сказал следующее: "Сегодня почтовые отделения становятся центрами притяжения для населения, оказывающими целый ряд услуг. Однако ценность "Почты России" для граждан и большинство ее задач заключаются не в качестве работы отделений - в последнее время оно явно возросло даже без платформы, а просто в силу принятых управленческих решений, - а в качестве, оперативности и безопасности логистики на территории России". Прорывным внедрением, по мнению Александра Голышко, платформа станет в том случае, если ее аналитика поможет отслеживать и предотвращать задержки перевозки посылок и бандеролей, исключить потери почтовых отправлений, улучшить отношение персонала к транспортируемым ценностям и повысить заинтересованность операционистов в своей работе.

"Если она просто улучшит корпоративные бизнес-процессы - это тоже будет достижением, хотя и другого уровня. А если бы новое решение смогло объединить преимущества "Почты России" с банковскими технологиями Почта Банка, превратив оператора почтовой сети в защищенную "транспортную сеть интернета вещей", когда любую ценную вещь или документы можно положить в ячейку в Калининграде и потом через некоторое время гарантированно вынуть в Петропавловске-Камчатском, это было бы достижение, которым пока не может похвастаться ни один банк. Очевидно, сейчас такой задачи нет, но ее можно будет поставить позже, - сказал Александр Голышко. - В дополнение хотелось бы привести один исторический пример. Однажды английские журналисты решили проверить оперативность Королевской почты Великобритании и, отправив бандероль в самую отдаленную точку страны, немедленно двинулись туда своим ходом на всех подручных транспортных средствах. В итоге они опоздали, а бандероль пришла первой. Возможно, это сказка, но в ней есть намек".

По мнению Татьяны Жемеревой, основные цели подобных внедряемой "Почтой России" платформ - цифровизация операционных процессов, выявление процессов, снижающих эффективность, а также быстрая работа с большим объемом данных и формирование "единого окна" в принятии важных решений. "В совокупности вся информация будет представлена в наглядном и понятном виде с использованием элементов картографии", - отметила Татьяна Жемерева.

Руководитель направления внедрений систем бизнес-аналитики департамента бизнес-решений ГК Softline Станислав Воронин указал корреспонденту ComNews, что внедрение платформы позволит "Почте России" получать более объективную и оперативную информацию о деятельности своих подразделений. "Такие системы помогают менеджменту анализировать динамику ключевых показателей деятельности, оценивать по бенчмарку лучшие и худшие подразделения, а также эффективность принимаемых управленческих решений", - проинформировал Станислав Воронин.

На взгляд генерального директора ГК "ИТ-Град", директора по стратегии облачного провайдера #CloudMTS (ПАО "МТС") Антона Захарченко, внедрение платформы "Почтой России", с учетом возрастающего объема ее данных и развития логистических центров, даст компании инструмент, который позволит повысить скорость и точность принятия решений, что напрямую отразится на качестве предоставляемых услуг.

Относительно распространения подобных внедряемой "Почтой России" платформ, Александр Голышко, беседуя с корреспондентом ComNews, обратил внимание, что добросовестные ретейлеры озабочены не только судьбой скоропортящихся продуктов, но и оперативной доставкой всего продуктового потока до покупателей. "Поэтому применение подобных внедряемой "Почтой России" платформ было лишь делом времени. Компании-интеграторы давно чувствуют интерес ретейлеров к таким решениям. Однако, по своим целям и ценности, "Почта" все же существенно отличается от других участников массового рынка. Поэтому просто использовать ИС из ретейла для задач "Почты" было бы не самым оптимальным решением для достижения целей", - указал Александр Голышко.

По словам Татьяны Жемеревой, тренд на использование подобных внедряемой "Почтой России" платформ наблюдается в странах с устойчивым развитием рынка ретейла, представители которого сфокусированы на повышении лояльности клиентов и увеличении степени цифровизации бизнес-процессов. "Поэтому реализация данного проекта говорит о том, что "Почта России" выходит на качественно новый уровень ведения бизнеса", - отметила Татьяна Жемерева.

На взгляд Станислава Воронина, для крупных ретейл-компаний и финансовых организаций подобные внедряемой "Почтой России" платформы давно стали нормой и активно используются для повышения эффективности управления филиальной сетью.

Антон Захарченко указал корреспонденту ComNews на то, что применение цифровых инструментов геоинформационно-аналитического сопровождения особенно актуально для розничных компаний, сталкивающихся с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации о клиентах.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, беседуя с корреспондентом ComNews, обратил внимание, что "Почта России" является сегодня крупнейшим отечественным логистическим оператором, обладающим крупнейшей в России сетью точек присутствия. "Можно сравнить 42 тыс. отделений "Почты" с 15 тыс. отделений ПАО "Сбербанк" и 5-8 тыс. салонов цифровой техники, контролируемых крупным оператором связи. Столь масштабная сеть отделений позволяет "Почте" конкурировать как с ретейлерами, так и с банками. Несмотря на то что отделения являются конкурентным преимуществом "Почты" и позволяют ей пробовать свои силы в широком спектре направлений - от финансовых услуг до продуктового ритейла, - основой стратегии является доставка посылок", - заявил Леонид Делицын.

По его словам, растущий более чем на 20% в год рынок электронной коммерции - это база для роста логистического бизнеса. "В принципе, в условиях роста рынка доставки сокращение издержек благодаря внедрению аналитических систем может и не быть критически необходимым. Однако главное, что требуется сейчас российской электронной торговле - это сокращение сроков доставки - теоретически до американских норм, когда посылка доставляется в течение суток в любую точку, - а этого достичь без автоматизации не удастся. Внедрение аналитической платформы может помочь компании в течение года-двух сократить издержки на 3-4%", - указал Леонид Делицын.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин, говоря с корреспондентом ComNews, предположил, что платформа "Почты России" будет отслеживать потоки ее отправлений и позволять вовремя перенаправлять ресурсы в нужные локации, экономя время, денежные и производственные ресурсы. "При помощи платформы "Почта России" оптимизирует свою основную деятельность по направлению среднесрочного снижения издержек, - отметил Александр Осин. - Вероятно, учитывая известные на рынке возможности аналитических систем в сфере логистики, платформа способна улучшить аналитику процессов оказания услуг "Почтой".

Единственный вопрос, по мнению эксперта, состоит в соотношении стоимости к потенциальной эффективности такой платформы. "Учитывая, что ежегодные вложения бюджета в технологическое обеспечение превысят ожидаемую годовую чистую прибыль предприятия приблизительно в два с половиной - три раза, данная инвестиция представляется высокорискованной, требующей гарантий эффективности. Это особенно важно, учитывая значительный характер рисков на рынке высокотехнологических стартапов в целом, а именно о таком стартапе в рамках ФГУП идет речь", - указал Александр Осин.

Он также добавил, что обращает на себя внимание высокая предполагаемая рентабельность проекта. "Высокая потенциальная доходность предполагает высокие риски, но никаких мероприятий по контролю над этими рисками в проекте использования больших данных не говорится. Это вызывает сомнения в адекватности оценок эффекта от этой платформы и должно насторожить регуляторов", - отметил Александр Осин.