ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
29.10.2009

ФГУП "Почта России" определило регионы, где будут запущены пилотные проекты по созданию многофункциональных центров (МФЦ) для оказания государственных и муниципальных услуг на базе почтовых отделений - Ивановская, Ульяновская, Тверская и Новосибирская области. Пилотные проекты в этих четырех регионах почтовики планируют запустить к концу 2009 г. Таким образом, "Почта России" намерена поучаствовать в программе по созданию "Электронного правительства".

О перспективах участия федерального почтового оператора в программе глава "Почты России" Александр Киселев рассказал в ходе национального форума "Информационное общество, электронное государство, электронное правительство". Киселев отметил, что главной преградой для массового распространения электронных муниципальных и госуслуг на основе высоких технологий является их низкая доступность "ввиду недостаточной компьютеризации и "интернетизации" страны".

Глава ФГУП уверен, что эту проблему "Почта России", владеющая территориально распределенной сетью почтовых отделений с пунктами коллективного доступа (ПКД), может решить. "Сам профиль ФГУП предполагает использование компании в таких проектах, как "Электронное правительство", концепция которого весьма интересна и прогрессивна", - отмечает аналитик ComNews Research Артем Акчурин. "В данном случае речь не идет об обеспечении широкого доступа населения в Интернет. Здесь, конечно, инфраструктуры "Почты России" недостаточно. Однако, если говорить о доступе в Интернет для населения в рамках услуги "Электронное правительство", то здесь ситуация несколько иная. Все-таки значительная часть граждан прибегает к услугам органов власти, требующим обмена информацией, документами, относительно нечасто. Как результат, ПКД вполне могут выдержать такую нагрузку", - полагает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова.

Министерство экономического развития РФ, автор идеи о создании МФЦ, еще в августе 2009 г. рассмотрело и одобрило предложения "Почты России" по участию в предоставлении электронных муниципальных и госуслуг. Минэкономразвития разрабатывает проект закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций". Как говорил ранее замначальника департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Максим Паршин, учредителями центров станут органы власти, центры будут организованы в форме учреждений - государственных или муниципальных. В Минэкономразвитии надеются, что закон будет принят в этом году и начнет действовать с 2010 г. (см. новость ComNews от 21 октября 2009 г.). Сейчас, по словам Киселева, разрабатываются концептуальные положения предоставления госуслуг на базе МФЦ и удаленных рабочих мест, размещенных в отделениях почтовой связи.

В пилотных зонах будут опробованы различные модели оказания государственных и муниципальных услуг на базе взаимодействия МФЦ и почтовых отделений. "Запуск пилотных проектов в регионах с развитой сетью почтовых отделений позволит максимально полно протестировать внедряемую организационную схему, при условии, что будут проведены все необходимые мероприятия по информированию населения о новых видах услуг", - говорит Артем Акчурин. Почтовики заочно соглашаются с аналитиком, отмечая, что в первую очередь эти экспериментальные модели должны решить логистическую и информационную задачи.

Как поясняет пресс-служба "Почты России", представители МФЦ, реализованных на базе почтовых отделений, должны информировать граждан о перечне публичных услуг, предоставляемых органами власти, о составе, требованиях и образцах представляемых документов. Логистическая функция может осуществляться как в направлении "заявитель - орган власти" (доставка в орган власти или в МФЦ необходимых документов), так и в направлении "орган власти - заявитель" (доставка гражданам справок, актов, свидетельств и др. документов). "Справедливости ради стоит отметить, что прежде чем внедрять "Электронное правительство", "Почте России" следует подтянуть общее качество предоставляемых базовых услуг. Вполне возможно, что внедрение "электронного правительства" и недостатки организационной системы почты, выявленные при развертывании пилотных проектов, в целом послужат толчком к глобальному реформированию ФГУП", - говорит Артем Акчурин. "Оказание таких услуг требует получения консультаций по заполнению документов и т.д. Соответственно, нужен квалифицированный персонал, а для "Почты России" - это проблема. Думаю, сотрудников необходимого уровня будет не так просто набрать даже в региональных центрах, не говоря уже о небольших населенных пунктах. Само собой, существенных затрат потребует обучение персонала, причем не понятно, кто будет покрывать эти издержки. Само ФГУП, конечно, попытается получать компенсацию от государства, но далеко не факт, что необходимое финансирование будет получено", - рассуждает Татьяна Менькова.

Ивановская, Ульяновская, Тверская и Новосибирская области для пилотных проектов выбраны не случайно. "География предопределена наличием, с одной стороны, развитой телекоммуникационной инфраструктуры "Почты России", а с другой стороны, - достаточно отлаженной структуры функционирующих многофункциональных центров", - поясняет пресс-служба ФГУП. К концу августа в России уже действует около 37 МФЦ в 35 регионах. К аналогичному проекту готовится и Татарстан. В соответствии с татарстанской программой, МФЦ станут "единым окном" и будут предоставлять услуги от федеральных и республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и управления государственных внебюджетных фондов РФ.

В дальнейшем опыт почтовиков послужит базой для создания типового проекта по приведению почтовых отделений в соответствие с требованиями, предъявляемыми к многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, функциями и задачами МФЦ.