Новости / октябрь 2019
"Цифровой регион" идет на смену "Умному городу"

С момента создания в конце 2018 г. ведомственного проекта "Умный город" несколько раз менялись требования к городам и прописывались стандарты к проекту. После того как "Умный город" остался без руководителя, города окончательно запутались, как им стать "умными". В итоге власти решили с чистого листа выстроить регулирование "оцифровки" городов, сменив название и оператора проекта. Трансформировать "Умный город" в "Цифровой регион" предложил вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.
© ComNews
21.10.2019

С инициативой разработать новый федеральный проект "Цифровой регион" для равномерного развития цифровизации в регионах в пятницу на заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации выступил его председатель, вице-спикер Совета Федерации, секретарь генсовета "Единой России" Андрей Турчак (на фото). Заседание Совета по цифровой экономике прошло на площадке "Ростелекома" в рамках VII Всероссийского форума "Взгляд в цифровое будущее".

По словам Андрея Турчака, одних только проектов по информатизации городской среды недостаточно и работа по цифровизации городов и регионов проводится в рамках разрозненных госпрограмм. "В итоге мы часто получаем отставание в качестве жизни людей, проживающих не в умных городах. Мы выбираем лишь отдельные города, которые решаем сделать умными. Внедряем там современные технологии. Нам нужен новый федеральный проект, основанный на успешном опыте реализации умного города, но охватывающий не только города", - пояснил Андрей Турчак.

Он сообщил, что благодаря проекту "Умный город" в целом ряде городов и сел сформировались действительно передовые практики. "Это заслуга Минстроя. Предлагаю смотреть на предыдущий опыт как на успешный "пилот" и переходить от умных городов к цифровым регионам", - добавил он.

На пресс-подходе после Совета Андрей Турчак сказал, что проект "Умный город" трансформируется в "Цифровой регион". Как подтвердили корреспонденту ComNews, "Цифровой регион", действительно заменит, "Умный город".

Ведомственный проект "Умный город" стартовал в пилотном режиме в конце 2018 г., видя себя частью двух нацпроектов - "Цифровая экономика" и "Жилье и городская среда". В проекте задействованы все населенные пункты с численностью жителей более 100 тыс. человек, а также, по желанию субъекта, города с меньшим количеством жителей.

Источник, пожелавший остаться неназванным, подтвердил корреспонденту ComNews в кулуарах форума, что после ухода Андрея Чибиса (бывший руководитель ведомственного проекта "Умный город") власти на местах не понимают, что делать. "Они растерялись, нет четкого понимания, что относить к умному городу. Какие мероприятия надо проводить. С уходом Андрея Чибиса проект забуксовал и потерял набранный темп. Не ясно, что значит "умный город", а какие города все еще "глупые". Пока нет понимания, как смена ориентации на развитие регионов вместо городов изменит ситуацию и что мешало развивать регионы в рамках того же "Умного города", - рассказал он.

В марте 2019 г. Андрей Чибис оставил пост заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и руководителя ведомственного проекта "Умный город". Указом президента РФ Владимира Путина он был назначен врио губернатора Мурманской области. За несколько месяцев работы на посту руководителя проекта "Умный город" Андрей Чибис проявил значительную активность. Для граждан были созданы платформы по выбору проектов благоустройства с применением цифровых инструментов. Также появилась "точка сбора" для умного города - Национальный центр компетенций по умному городу и банк решений для регионов по умному городу. При нем организована рабочая группа "Умный город" при АНО "Цифровая экономика". Для российских городов был разработан и утвержден стандарт умного города, а 19 пилотных городов стали его внедрять.

Сам Андрей Чибис благодарил с трибуны форума присутствующих спикеров. "Самое дорогое - видеть, что инициатива востребована, развивается и идет вперед. Я абсолютно ответственно после глубокого анализа происходящих процессов могу зафиксировать, что тот стандарт умного города, который мы утвердили - это тот минимум, который мы обязаны сделать. Потому что тот эффект, который мы видим на первых шагах от этих мероприятий, сильно больше чем то, что мы ожидали в процессе обсуждения", - заявил он и рассказал, как много удается сделать в Мурманской области сейчас. Андрей Турчак тоже поблагодарил Андрея Чибиса за плодотворную работу: "Человек поработал - поехал "на землю" реализовывать идеи", - пошутил он.

Детали разработки нового проекта "Цифровой регион" пока неясны, выдвинуто лишь предложение. Главы министерств и игроки рынка рассуждают о том, кто будет назначен оператором федерального проекта. По одному предположению, им может стать Минстрой РФ в партнерстве с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и "Ростелекомом". По другому сценарию может быть только Минстрой или Минкомсвязи. Пока этот вопрос открыт.

Андрей Турчак сказал журналистам, что проект "Умный город" доказал свою эффективность и действительно реализуется на большинстве территорий страны. "Мы считаем, что пилотный проект "Умный город" показал свою эффективность и мы должны переходить к новому проекту - "Цифровой регион". Естественно, встает вопрос, кто из федеральных органов исполнительной власти - Мистрой или Минкомсвязи должны быть администратором проекта. Дискуссия ведется, мы находимся на старте обсуждения, проводим консультации, встречи. Будем обсуждать эту тему с вице-премьером Максимом Акимовым. Понятно, что "Цифровой регион" будет инкорпорирован в один из национальных проектов", - рассказал Андрей Турчак.

Замглавы Минстроя РФ Максим Егоров раскритиковал исполнение проекта "Умный город" и перечислил, что надо улучшить в будущем. Он сказал, что на практике пилот показал оторванность городов от муниципалитетов, поэтому нужен "Умный регион". "Города-пилоты запутались в понятийном ряде. Что такое "Умный город"? Мы решили в этом году доработать концепцию. Также мы разрабатываем методику IQ городов и позже ее представим", - рассказал он. Еще одной проблемой стала нехватка финансирования в бюджете регионов. "У нас были трудности с распределением бюджета. Когда мы обсуждали распределение бюджета на следующий год, то решили сделать конкурс и выдавать городам гранты. Также можно направить средства в "Умный город" из проекта "Умной среды", - рассказал Максим Егоров. Он также отметил необходимость комплексной реализации программы и пояснил на примере, что сейчас благоустраивается одна территория, например двор, а потом, чтобы сделать улицу, приходится перекопать уже сделанный двор. "Мы должны перейти от капитального ремонта дома к капремонту квартала", - сказал он.

Андрей Турчак рассказал, что объем всего российского рынка решений для умного города - более 80 млрд руб. "70% этих решений находятся в ведении госсектора. Поэтому, конечно, господдержка нужна. Она должна быть предусмотрена в федеральном проекте "Цифровой регион", который мы предлагаем. Нужно использовать и потенциал государственно-частного партнерства. Но и здесь нужно совершенствовать законодательство. Например, отсутствует возможность заключения на муниципальном уровне концессионных соглашений, объектом которых являются ИТ-решения. Мы предлагаем внести изменения в ФЗ "О концессионных соглашениях", дающие возможность заключать такие концессии органами МСУ и в рамках многостороннего соглашения", - рассказал Андрей Турчак.

Он предложил еще ряд законодательных инициатив, например, внести в Жилищный кодекс изменения в части обязательности оснащения многоквартирных домов системами умного города. Внести изменения в закон "О гидрометслужбе" в части обеспечения открытия данных о пожарах, паводках и возможности обмена данными на постоянной основе. Внести поправки в Жилищный кодекс и закрепить порядок использования информационных систем для публичных слушаний и принятия решений. Сделать так, чтобы они имели юридическую силу. Нужно закрепить в ФЗ "О государственной информационной системе ЖКХ" возможность использования систем и приложений, в том числе облачных, с представлением ключевых данных ГИС ЖКХ. "В ФЗ "Об охране окружающей среды", "О защите прав юрлиц при осуществлении контроля и надзора" и в другие нормативные акты также необходимо внести изменения. Речь идет о беспроводных технологиях и датчиках, которые в режиме реального времени осуществляют мониторинг и передают данные. Сегодня таких требований нет, и это является барьером для создания умной платформы контрольно-надзорной деятельности", - пояснил он.

Андрей Турчак отметил, что задача Совета по развитию цифровой экономики при СФ заключается в законодательном обеспечении успешной реализации проектов, призванных создавать цифровую экономику. "Надо разгребать образовавшиеся в законодательстве завалы. Остается вопрос - где регионам взять деньги на все эти проекты?" - отметил он.