Новости / октябрь 2019
В России много "технологического оптимизма"

54% респондентов в России заявили о готовности к сервису доставки курьерами-дронами, 35% опрошенных - прокатиться на беспилотнике, 39% россиян выражают готовность доверить здоровье медицинскому роботу. 40% респондентов будут чувствовать себя спокойно при пользовании телемедицинскими услугами, а также при постановке диагноза искусственным интеллектом вместо врача. Таковы результаты исследования РВК и Института национальных проектов, и они выше, чем данные по Европе.
© ComNews
22.10.2019

На форуме "Открытые инновации" состоялась презентация результатов исследования РВК и Института национальных проектов, посвященного изучению "технологического оптимизма". Одной из главных задач исследования было выявление отношения россиян к новейшим технологиям, которые разрабатываются в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ).

Исследование базируется на данных телефонного опроса более 8000 респондентов из 10 регионов России, проведенного в конце 2018 г. и начале 2019 г. Некоторые вопросы были специально сформулированы так, чтобы повторять формулировки из опроса "Евробарометр" - регулярного исследования, проводимого в странах Европы. Это позволило по ряду вопросов иметь возможность международного сравнения.

По результатам исследования с утверждением "При помощи научно-технических достижений можно решить любые проблемы" согласны 46% россиян и лишь 22% участников опроса в странах ЕС.

В ходе исследования также были заданы вопросы о конкретных технологиях НТИ, которые имеют перспективы массового применения в будущем. Из таких технологий наибольшее доверие вызывает доставка товаров дронами: 54% респондентов в России заявили о готовности к такому "сервису". Уровень "доверия" к дронам в среднем по Европе несколько ниже - 42%. Отношение россиян к роботам и искусственному интеллекту незначительно отличается от среднеевропейского: 54% положительных ответов в России и 61% - в странах ЕС.

Стать пассажиром беспилотного автомобиля в России согласно пока только 35% опрошенных, остальные относятся к беспилотникам с определенной тревогой. Однако даже этот показатель все равно выше "технологического пессимизма" европейцев (28% в среднем по ЕС).

39% опрошенных россиян выражают готовность стать пациентами роботизированной медицинской техники. 37% заявляют, что спокойно восприняли бы необходимость вживления чипа для восстановления слуха. Самыми "народными" медицинскими технологиями (то есть с наиболее широкой потенциальной аудиторией) стали технологии дистанционной медицины. 40% респондентов будут чувствовать себя спокойно при пользовании телемедицинскими услугами, а также при постановке диагноза искусственным интеллектом вместо врача.

"Для нас такой уровень технологического оптимизма стал некоторым сюрпризом. Честно говоря, мы не ожидали таких высоких показателей. Конечно, 37% или 40% процентов в ответах на вопросы о медицинских технологиях - это, с одной стороны, немного. Но с точки зрения формирования первичного спроса, того, что в маркетинге называется категорией early adopters, - это очень значительная цифра. У нас есть гипотеза о природе этого "оптимизма", которая неоднократно подтверждалась в ходе глубинных интервью и фокус-групп в регионах. Одна из причин может быть в инфраструктурных ограничениях: большие расстояния, не везде хватает врачей в клиниках, или люди не склонны доверять их квалификации. Это и трансформируется в высокий уровень ожиданий от новых технологий, которые в глазах обывателей могут компенсировать проблемы, например, в здравоохранении", - поясняет директор по развитию инновационной экосистемы РВК Алексей Гусев.

Исследование также выявило важный факт - россияне чаще доверяют государственным органам власти и научно-образовательным учреждениям как агентам внедрения инноваций и реже - частным компаниям. Эффект проявляется наиболее ярко для технологий ежедневного пользования и решений, в которых фактор безопасности выходит на первое место. Так, при массовом внедрении беспилотного общественного транспорта государственным органам власти и научно-образовательным учреждениям доверяют 38% и 37% опрошенных соответственно, частным компаниям - лишь 16%.

"Важнейший аспект массового распространения новых технологий - это вопрос доверия. Мы выделили группу респондентов с более высоким уровнем технологического оптимизма, доверия к новым технологиям, мы их назвали условно "новаторами". Далее мы проанализировали социокультурные факторы, которые характерны для этой группы. Выяснилось, что с доверием к технологиям положительно коррелирует прежде всего так называемое институциональное доверие. Иными словами, это уверенность в том, что наши социальные институты работают более-менее исправно, в том числе региональная и муниципальная власть. Другими важными социокультурными факторами являются индивидуализм, долгосрочный горизонт планирования и толерантность к неопределенности", - говорит декан экономического факультета МГУ и член совета директоров РВК Александр Аузан.

Однако россияне подозрительно относятся к передаче персональных данных. Например, если говорить о медицинских данных (о состоянии здоровья и образе жизни), то только 27% опрошенных готовы делиться ими с государственными учреждениями, а с частными клиниками или фармкомпаниями - всего 11% и 5% соответственно. 28% респондентов заявили, что не готовы делиться своими медицинскими данными вообще ни с кем.

Генеральный директор отраслевого центра "Маринет" Александр Пинский считает, что в целом это полезное направление исследований, которое может помочь лучше сориентироваться субъектам сферы высоких технологий и инноваций. "Очевидно, что современная экономика подвержена огромному влиянию не только новых технологий, но и общественной реакции на них - которая может стать как питательной средой, так и барьером для технологического развития. Поэтому системные исследования этого вопроса полезны и для государственных структур, и для бизнеса. На мой взгляд, в нашей стране истоки высокого уровня технооптимизма кроются в советском культурном наследии и в постсоветском положительном опыте потребления технологий. В СССР наука рассматривалась и как одна из самодостаточных ценностей общества, и как технократическая панацея для решения всех проблем. Научная фантастика стала главным жанром для нескольких поколений, высокий уровень образования и эрудиции рассматривался как атрибут высокого социального статуса. Это сформировало определенный наукоцентричный или техноцентричный мировоззренческий фундамент. В постсоветское время активное проникновение высоких технологий в повседневную жизнь - от разнообразной электроники и телекоммуникаций до онлайновой торговли и высокотехнологичной медицины - только усилило этот технооптимизм. Причем внутреннее технологическое отставание имело здесь положительный эффект: мы зачастую "проскакивали" неудачные стадии внедрения технологий и скандалы в сфере хай-тека, которые были на Западе, и применяли уже стабильные и наиболее продвинутые массовые технологии для потребителей. С этим же культурным наследием связно и большее доверие государству, а не частному бизнесу в области инноваций и высоких технологий. Эта сфера рассматривается массовой аудиторией как общественно значимая, стратегическая, а не как область предпринимательства и зарабатывания прибыли. Также сказывается внутреннее технологическое отставание и перекос технологий в сторону ОПК: примеров друзей и соседей, ставших успешными технологическими предпринимателями, у наших соотечественников куда меньше, чем, например, в США. У нас соседи-ученые обычно работают на государственные научные организации или оборонные предприятия - отсюда и сформировавшийся стереотип", - высказал свою точку зрения корреспонденту ComNews Александр Пинский.

Для председателя совета директоров медицинской компании "Доктор Рядом" Максима Чернина результаты исследования не удивительны. "Наши сограждане очень открыты к различным переменам и инновациям. Причин этому несколько. Во-первых, мы органически привыкли к тому, что многое вокруг нас часто меняется, мы исторически живем в постоянных переменах - социальных, экономических, технологических. Во-вторых, в нашей стране достаточно высокий уровень проникновения потребительских технологий: у большой доли населения есть компьютеры, смартфоны, доступ в интернет и т.д. Недавно Россия вышла в лидеры по количеству бесконтактных транзакций (оплата телефоном) на душу населения. Ну и в-третьих, большие расстояния и ограниченная территориальная доступность целого ряда услуг иногда очень сильно повышают потребительскую ценность технологических инноваций, существенно расширяя круг потребителей данной услуги. Например, развитие телемедицины предоставляет доступ к консультациям высококлассных медицинских специалистов, просто-напросто недоступных жителям некоторых территорий нашей необъятной родины в режиме офлайн", - рассказал корреспонденту ComNews Максим Чернин.