Точка зрения / ноябрь 2019
Новая стратегия будет разработана в едином ключе с существующей

Геворк Вермишян
генеральный директор ПАО "МегаФон"
© ComNews
05.11.2019

О ключевых проектах и новой стратегии компании в интервью корреспонденту ComNews Владе Сюткиной рассказал генеральный директор ПАО "МегаФон" Геворк Вермишян.

Общий объем инвестиций в ваш проект "Цифровые лаунж-салоны Будущего" - 2 млрд рублей. Скажите, сколько к настоящему времени вложено в такие салоны? Какие результаты демонстрируют те салоны, которые уже стали цифровыми?

- Цифровые лаунж-салоны - наш пилотный проект, который мы запустили сначала в Москве. Наша цель - сделать ретейл-сервис более персонализированным и повысить его качество для абонентов. Данные салоны представляют собой полностью комфортную среду взаимодействия с клиентом, в частности привлекая его визуально. При этом для них характерен и ряд концептуальных инноваций. Например, мы запустили островки обучения абонентов цифровым сервисам и навыкам, внедрили зоны самообслуживания, а также возможность доставки посылок в наш ближайший магазин. В целом салоны стали более комфортными и удобными. Результаты пилота оказались позитивными. На том же самом месте, что и "обычный" салон, новый цифровой "магазин" продемонстрировал прирост трафика клиентов до 20% и выручки - до 40%, прирост по продаже смартфонов на салон - до 30-40%. В наших планах - масштабировать этот формат по всей стране в ключевых, для начала в городах-миллионниках.

Ведете ли вы какие-то переговоры с крупными торговыми сетями, в том числе бытовой техники, о создании совместных салонов?

- Нет, не ведем. В свое время мы проводили пилотные запуски салонов в крупных розничных сетях, но по их результатам пришли к выводу, что это нецелесообразно.

Мобильная розница в России сегодня избыточна. Как известно, проникновение SIM-карт в стране достигло достаточно высокого уровня. Для того чтобы удовлетворить свою потребность в продажах, "МегаФону" сегодня в общей сложности необходимо иметь 3,4 тысячи салонов. Однако, несмотря на избыточность мобильной розницы в России, никто из операторов не готов сделать свою розничную сеть меньшей, чем у других. Иначе проиграет. История знает примеры, когда успешные попытки сокращения салонов были связаны с синхронными действиями всех игроков розницы.

Каковы перспективы созданного вами совместно с AliExpress Russia предприятия в области электронной коммерции? Каковы ваши ожидания от него?

- Нет никаких препятствий тому, чтобы и AliExpress Russia стала для наших абонентов органичной частью цифровой экосистемы "МегаФона". Так как розничная сеть "МегаФона" располагается в зонах концентрации трафика - получить в одном из ее салонов товар, заказанный на AliExpress, порой гораздо удобнее, чем забрать у курьера. При этом свою роль здесь играет и возможность получить cashback от "МегаФона". И это только часть новых возможностей для клиента за счет операционной синергии "МегаФона" и AliExpress Russia.

Помимо того, совместное с AliExpress Russia предприятие очень перспективно для нас как финансового инвестора. Наличие пакета акций в данном предприятии, а также понимание того, что рынок e-Commerce в России только стартует, дают все основания рассчитывать нам на получение прибыли.

Как вы развиваете направление IoT? Где и какие решения в этой области вы видите приоритетными?

- На сегодня мы лидеры рынка по числу подключенных устройств. Это более 7 млн SIM-карт, которые установлены в различных устройствах интернета вещей. Для работы в данной области в "МегаФоне" создано соответствующее профильное подразделение.

Вообще под направлением "интернет вещей" мы понимаем не только рынок, связанный с передачей данных между устройствами, но и новый стандарт связи NB-IoT.

На сегодняшний день NB-IoT наиболее востребован в сфере ЖКХ, в том числе и благодаря высокой энергоэффективности технологии: от одной батарейки датчик может работать до шести-восьми лет и "добивать" до 10-15 километров от ближайшей базовой станции. Это, действительно, то, что нужно коммунальной сфере - автоматизированный сбор показаний приборов учета тепла, воды, электроэнергии. Последние поправки в федеральный закон "Об электроэнергетике" предусматривают, что с 2020 года все вновь вводимые многоквартирные и частные дома уже должны оснащаться именно умными электросчетчиками. У нас есть собственные разработки таких приборов.

К примеру, IoT может быть применим в управлении автопарком. У "МегаФона" подписаны подобные контракты с тракторными заводами. Согласно им, тракторы будут оборудованы умными датчиками, и администратор системы, в которую они будут включены, сможет вплоть до деталей контролировать каждый параметр той или иной машины: от километража проезда до угла атаки в повороте и объема потребления горючего.

Обращу внимание на один интересный процесс, связанный с IoT-продуктами. Этот процесс я называю "продуктовой матрешкой". Его суть в том, что после реализации тот или иной IoT-продукт может быть масштабирован как вширь - распространяться на новых клиентов, - так и эволюционировать в другие области. В случае с контролем автопарка это, к примеру, эволюция до умного страхования. То есть выдачи так называемых динамичных страховых полисов КАСКО.

Как продвигается реализация проекта строительства подводного оптоволоконного кабеля, который будет пролегать по маршруту Хельсинки - Токио? Появились ли в созданном для реализации данного проекта международном консорциуме новые, помимо "МегаФона" и Cinia Oy, участники?

- Пока мы только объявили об этом проекте, проводим по нему консультации и готовим экспедицию в Арктику, которая состоится в следующем году.

Данный проект, как и другие инфраструктурные проекты такого масштаба, требует очень длительных сроков реализации. В одних только его согласовательных процедурах, а также проектно-исследовательской работе должны участвовать более 50 инстанций и организаций. При этом проект должен будет пройти через общественные слушания во всех регионах, через которые будет прокладываться кабель. Сложной также является и техническая реализация этого проекта, так как кабель будет пролегать по зонам вечной мерзлоты и льдов.

Тем не менее уже сейчас мы уверены, что нашим проектом можно гордиться, ведь он по-настоящему монументален. Протяженность линии, которая соединит континенты, где проживает около 85% всего мирового населения, составит 10 тысяч километров. Сама магистраль будет обладать самой быстрой скоростью передачи сигнала. При этом замечу, что данный кабель не станет конкурентом существующим трассам, потому что рост интернет-трафика в течение нескольких лет по прогнозам составит 200-300%.

На какой стадии разработки находится ваша новая стратегия развития? В чем будут заключаться ее основные моменты и какой период она будет охватывать?

- Компания развивается по трехлетним циклам, текущая стратегия действует до 2020 года. Следующая стратегия будет базироваться на действующих принципах и охватит период с 2021 по 2024 год. Что касается технической стороны, главный акцент в стратегии будет сделан на создании легких ИТ-архитектур. В разделе стратегии, посвященном общекорпоративному развитию, не исключена будет партнерская модель сотрудничества. В области коммерции она будет предполагать удовлетворение потребности клиента во всех продуктах.

"МегаФон" уже давно - не просто оператор связи: мы называем себя оператором цифровых возможностей, потому что создаем для своих абонентов целую экосистему цифровых продуктов.

Мы следим за тем, чтобы это были услуги, приносящие реальную пользу клиентам. Каждый наш абонент может видеть их в таких продуктах, как "МегаФон.ТВ", игры, музыка, контент-услуги, финансовые мобильные сервисы. Например, мы запустили банковскую карту "МегаФона", которая привязана к лицевому счету абонента и которой можно расплачиваться в магазинах.

Или другой пример - тарифные планы с кешбэком. Свои затраты на цифровые услуги абонент возвращает в 20%-ном размере и может потратить на оплату цифровых сервисов от "МегаФона".

Но пользу для клиентов мы видим еще шире. Я верю, что услуги, оказываемые "МегаФоном" в рамках госпрограммы "Цифровая экономика" - "Безопасный город", "Умный город", - принесут пользу всему обществу.

Задачи вашего с "Ростелекомом" СП "Новые цифровые решения" - развитие мобильной связи пятого поколения (5G), создание единого инфраструктурного оператора и работы по освобождению радиочастотного спектра для внедрения сетей нового поколения в России. Расскажите о первых результатах его деятельности.

- На мой взгляд, данное СП полностью решает свои задачи. Одно из доказательств: 20 сентября АНО "Цифровая экономика" и Минкомсвязи согласовали финальный вариант Концепции развития в России 5G. Нам все-таки удалось убедить отрасль, что работа над развитием 5G должна быть совместной, а не разнородной. В соответствии с принятой концепцией в качестве наиболее приоритетной рассматривается полоса радиочастот 3,4-3,8 ГГц. Этот диапазон уже является стандартом в большинстве стран мира, запустивших связь нового поколения. Данная концепция - максимально правильная с точки зрения разворачивания сетей 5G в России. Она дает максимальный объем возможностей как для пользователей (больше выбор моделей устройства, вы без проблем сможете воспользоваться своим 5G-смартфоном в международных поездках), так и с точки зрения оперативности разворачивания сети по стране.

Для начала реализации внедрения 5G требуется консолидированная работа всех операторов. Такие договоренности закреплены в самой концепции.

Как проходит тестирование ваших зон 5G в "Москва-Сити" и на Воробьевых горах?

- Мы очень довольны результатами, причем мы изучаем работу операторского и абонентского оборудования не только в этих локациях, но также в нашей 5G-лаборатории в Петербурге и представительствах наших партнеров.

В сентябре мы показали, что на обычных смартфонах доступны скорости более 2 Гбит/с, причем скорости почти одинаковы как на улице, так и в помещениях.

Наиболее яркий и знаковый пример использования 5G - это облачный гейминг, работу которого мы как раз продемонстрировали в "Москва-Сити". Суть услуги заключается в том, что пользователь с обычного ноутбука подключается к удаленному серверу, который обрабатывает сложную 3D-графику. Полученное изображение передается обратно пользователю с минимальными задержками. Таким образом, абоненту не нужно тратить деньги на дорогой игровой ПК - достаточно простого ноутбука, подключенного к 5G-смартфону. Этот пример наглядно показывает, что высокие скорости вместе с минимальными задержками открывают возможности для принципиально новых услуг.

Как вы относитесь к идее создания единого инфраструктурного оператора 5G?

- Я не сторонник того, чтобы одна компания в лице инфраструктурного оператора 5G держала на балансе всю инфраструктуру сетей пятого поколения, так как в этом случае имеет место множество рисков. Очевидно, что затраты на расчистку спектра и развертывание 5G-сетей будут очень высокими. И если операторы смогут их разделить между собой, внедрение сетей нового стандарта будет происходить быстрее и с меньшей финансовой нагрузкой на каждую из сторон.