Новости / ноябрь 2019
Выручку у банков отберут конкуренты

К 2025 г. до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных, невидимых и бесплатных цифровых платежей и конкуренции с небанковскими финансовыми организациями. Такие данные приводит в исследовании компания Accenture. Аналитики отмечают, что с российскими банками конкурируют финтех-стартапы, ИТ-гиганты, операторы сотовой связи, а потенциально - еще и социальные сети и мессенджеры. Операторы связи заявили, что они - не конкуренты банкам, а партнеры.
© ComNews
28.11.2019

Согласно оценке Accenture, из-за постепенного замещения традиционных карточных расчетов системами мгновенных платежей с минимальной комиссией или без комиссии, в зоне риска к 2025 г. окажется примерно 2,7% банковских доходов от платежей.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что в России эта цифра составит до 5%.

Еще порядка 8% всех доходов от платежных операций под угрозой из-за бесплатности платежей и общего снижения транзакционных комиссий. Только с 2015 г. по 2018 г., как показывает анализ, средняя выручка на транзакцию по дебетовым картам уже сократилась на 15%, а по кредитным картам - на 12%, в то время как по кредитным картам для бизнес-клиентов упала на 33%.

Конкуренция в платежах с небанковскими организациями (включая операторов электронных кошельков и альтернативных платежных провайдеров) отнимет у банков еще 3,9% доходов от платежей.

В результате операционная маржа платежного бизнеса в среднем по отрасли может сократиться до уровня в 4,3% к 2025 г., а это означает балансирование на грани или даже отрицательную доходность для менее эффективных игроков.

В ходе исследования Accenture Global Payments Pulse Survey аналитики опросили 240 топ-менеджеров, отвечающих за развитие платежей в банках из 22 стран, и выяснили, как они планируют повышать лояльность клиентов, доходы и рентабельность в изменившихся условиях.

Согласно оценкам Accenture, мировой рынок платежей будет расти со средней ежегодной скоростью 5,5% с $1,5 трлн в 2019 г. и к 2025 г. превысит планку в $2 трлн. При этом средние темпы роста безналичных платежей составят порядка 5% в год. Выручка в сегменте розничных платежей будет расти медленнее, чем в платежах корпоративных клиентов. Этот рост дает банкам возможность претендовать на участие в битве за $500 млрд дополнительной выручки в платежном бизнесе - однако это будет непросто, учитывая требования к бизнес-моделям в новом цифровом поле.

На платежный рынок оказывает влияние целый ряд сил: под влиянием комбинации технологий и регуляторных инициатив платежи становятся все в большей мере мгновенными, бесплатными и все более незаметными для клиента (встраиваясь в приложения и устройства третьих сторон, включая носимые устройства, электронные кошельки, устройства интернета вещей и смарт-контракты).

Опрошенные Accenture топ-менеджеры признают вызовы, связанные с новыми технологиями в платежах. 71% опрошенных банковских руководителей в мире и 93% в Европе убеждены, что платежи становятся бесплатными; 73% считают, что большинство платежей уже "невидимы" или станут такими в течение следующих 12 месяцев; 78% заявили, что платежи либо уже мгновенные, либо станут мгновенными в ближайший год.

"На российском рынке эти же тенденции проявляются даже с еще большим размахом: на фоне бурного роста безналичных взаиморасчетов, активного развития инфраструктуры быстрых платежей и агрессивной конкуренции по комиссиям банкам важно критически пересмотреть перспективную структуру доходов и расходов транзакционного бизнеса. Нужно сделать упор на развитии инноваций и новых бизнес-возможностей, которые позволят захватить потенциал рынка", - рассказала директор - старший эксперт практики управленческого консалтинга для финансового сектора Accenture в России Мария Гусева.

Леонид Делицын согласен с Марией Гусевой. "Наши платежные привычки обладают инерцией. В России, к примеру, не распространены чековые книжки, к которым привыкли американцы. И уж если пожилой человек привык к чековой книжке, то он хотел бы спокойно прожить свои дни, используя этот замечательно удобный и привычный ему документ, и никогда не знать ничего о мобильных бесконтактных платежах и т.п. Так же как российские пенсионеры любили ходить в сберкассу и учитывать все в сберкнижки. В России части таких привязанностей и таких барьеров нет, поэтому население будет быстрее воспринимать новые услуги - а банки будут быстрее терять привычные комиссии.

Как указывают исследователи, чтобы удержать доходность, банкам нужно продумать свою стратегию в условиях текущих вызовов рынка по двум возможным направлениям: во-первых, масштабирование, оптимизация и развитие своих технологических платформ для "экономии масштаба", во-вторых, дифференциация через создание новых сервисов с повышенной ценностью, дополняющих низкомаржинальные, но высокочастотные объемы транзакций в платежном бизнесе.

Говоря о факторах, которые важны для обеспечения конкуренции через "экономику масштабов", примерно каждый пятый из респондентов (18%) указывал, что основным приоритетом для банка является обеспечение безопасности транзакций по розничным платежам. Почти четверть (22%) назвали использование технологических инноваций - таких как искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение - в качестве важных возможностей, которые необходимы их организациям для адаптации основных информационных систем к высокоскоростным и непрерывным потокам платежей.

Для стратегии дифференциации через создание новых дополнительных сервисов эксперты Accenture приводят три возможных тактики, которые помогут банкам увеличить доходы и прибыльность. Первая тактика: фокус на расширенных клиентских предложениях с дополнительной ценностью. Аналитики советуют сфокусироваться на создании клиентоцентричных ценностных предложений для клиентов, в рамках которых сами платежи могут быть бесплатными и выполнять функцию базового сервиса. Это может предполагать роль агрегатора для онлайн, мобильных и мгновенных платежей и создание кроссканальных платежных платформ (включая, PoS, API и микросервисы). Вторая: "Открытый банкинг" для бизнеса. Банки могут предлагать решения для партнеров (например, в сотрудничестве с девелоперами, автодилерами, медицинскими центрами и другими видами бизнеса) в рамках экосистемы "открытого банкинга", предлагая OpenAPI для создания платежных сервисов "последней мили", пусть и незаметных для конечных пользователей. Третья возможная тактика - монетизация данных. Исследование Accenture показало, что 20% банков уже монетизируют данные и 75% планируют это делать в ближайшие три года.

"У российских игроков сейчас есть уникальные возможности для создания новых высокотехнологичных сервисов в области платежей, учитывая доступность технологических компетенций и отсутствие ощутимых угроз со стороны глобальных BigTech-игроков. Рынку необходимы расширенные сервисы на стыке с потребительскими рынками (с ретейлом, e-commerce, транспортными отраслями, сферой услуг и др.) и в B2B-сегменте - где банкам нужно успеть захватить инициативу, чтобы не проиграть место альтернативным провайдерам. Но для успеха в жесткоконкурентной среде критически важно умение работать с инновациями в платежных технологиях: создавать, отбирать, пилотировать и быстро доводить успешные идеи до масштабирования, обеспечивая эффект объемов", - отметила Мария Гусева.

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") сказал корреспонденту ComNews, что в части финансовых услуг операторы связи тесно сотрудничают с банками, особенности форматов работы обусловлены действующим в России законодательством. "Если говорить о развитии этого направления, то речь будет идти не о конкуренции, а о новых вариантах сотрудничества", - добавил он.

Представитель Tele2 отметил, что клиенты все чаще оплачивают покупки со своего смартфона, и этот инструмент скоро может потеснить пластиковые карты. "Наша цель - создать экосистему финансовых сервисов, полностью удовлетворяющую потребности клиентов. Поэтому при развитии своей площадки Tele2 не конкурирует с финансовыми организациями, а опирается на партнерства с банками, системами денежных переводов и платежей, разработчиками новых продуктов. Мы считаем, что такие коллаборации позволяют синтезировать преимущества финансового и телеком-продукта и дополнить его предложениями в рамках программ лояльности. Вместе с тем Tele2 внедряет цифровые инструменты с разработчиками инновационных продуктов. Недавно мы анонсировали выпуск собственного операторского кошелька, который совмещает возможность эмиссии и токенизации карт. Полагаем, что банки довольно успешно адаптируются к новым реалиям - выходят в digital-среду и запускают цифровые продукты, поэтому их потери от работы конкурентов сильно преувеличены", - считает представитель оператора.

"МегаФон" не является конкурентом банкам, мы - партнеры. В 2016 г. вместе с банком "Раунд" запустили первую в мире банковскую карту, счет которой равен балансу мобильного телефона. В этом проекте банк получает новых клиентов и зарабатывает на транзакциях, а "МегаФон" - доход от платежных операций, по аналогии с Apple Pay, и увеличение лояльности своих абонентов. Активные пользователи карты "МегаФона" в среднем совершают 17 операций в месяц на сумму около 20 тыс. руб. На основе банковской карты "МегаФона" мы тестируем кредитное направление, в котором наши пользователи смогут получить кредит от крупных российских банков. При этом условия услуги будут индивидуальными и формироваться с использованием решений Big Data", - рассказал представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" корреспонденту ComNews.

Леонид Делицын говорит, что российские банки уже осознали, что с ними конкурируют теперь финтех-стартапы, ИТ-гиганты, вроде Google и Apple, операторы сотовой связи, а потенциально - еще и социальные сети и мессенджеры (Facebook с платежной системой Libra, Telegram со своей платежной системой). "Пока что законодатели в разных странах сдерживают натиск новых игроков при помощи различных ограничений, но по мере того, как ИТ-компании становятся все крупнее и крупнее, их лобби станет сопоставимо с банковским. Поэтому российские банки начали сами разрабатывать и внедрять финтех-решения, открывать виртуальных операторов мобильной связи, инвестировать в хай-тек, в искусственный интеллект и большие данные. Мы становимся свидетелями возникновения универсальных мегакомпаний, которые будут пытаться оказывать нам почти все существующие сервисы - и платежные, и коммуникационные, и логистические, и образовательные. Даже если банки при этом и не сохранять доходы от платежей на прежнем уровне, они смогут не отдать этот рынок полностью", - прокомментировал Леонид Делицын.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин полагает, что оценки Accenture обоснованны. "Причина в том, что электронные кошельки нужны прежде всего для оплаты интернет-покупок. Однако, с точки зрения долгосрочного периода, уровень онлайн-реализации в рознице в 10% от продаж офлайн представляется устойчивым. В США, где торговля онлайн развивается уже более 20 лет, 90% продаж розничного сектора по-прежнему совершаются в обычных магазинах. Оценка доли мгновенных платежей в 15% вполне соответствует этой статистике, принимая во внимание возможность расширения сферы применения электронных кошельков. Но есть для них и риски, которые связаны с тем, что деньги в электронных кошельках не приносят процентного дохода. Пока инфляция в РФ и в мире низка - это не важно, но застой в экономике порождает риски, риски давят на ставки, и инфляция, возможно, ускорится. Это необходимо для перерастания экономических проблем. В результате упадет и спрос на бесплатное размещение своих денег в "кошельках" и сами структуры, оказывающие эти услуги, будут вынуждены вводить комиссии на фоне роста издержек", - рассказал Александр Осин корреспонденту ComNews.

Эксперт на рынке, пожелавший остаться неназванным, отметил, что в ближайшей перспективе на снижение банковских доходов от транзакционных операций может повлиять, по сути, только два фактора. "Первое - это государственное регулирование ставок на внутри- и межбанковские переводы, второе - это дальнейшее распространение таких систем, как Apple, Samsung, Google Pay. Чем больше будет совершаться так называемых токенизированных операций - то есть операций, осуществляемых по картам, привязанным к NFC смартфона, - тем больше банки должны будут отчислять комиссионных платежей этим системам. Но при этом стоит не забывать, что проникновение банковских карт еще далеко от 100% насыщения, а значит, доходы банков на транзакционном рынке в абсолютном выражении тоже будут увеличиваться", - отметил он.

Новости из связанных рубрик