Михаил
Савиных

генеральный директор группы компаний Simpl
09.01.2020

Представители российской нефтяной индустрии перестали смотреть на программные продукты исключительно как на сервис. Теперь к внедрению ИТ-решений применяется инвестиционный подход, сперва требуется доказать их экономическую эффективность.

До сих пор информационные технологии оставались средством обеспечения деятельности отдельных сотрудников на предприятиях. Однако пора пересмотреть такой подход и именно этот процесс мы сейчас наблюдаем, в том числе в добывающей отрасли. Участники форума "Smart Oil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии" много рассуждали о переходном периоде в отрасли. И вот какой можно сделать вывод: если раньше софт воспринимали в большей степени как сервисную составляющую, то сейчас цифровые технологии позволяют предприятию или даже группе компаний достигать бизнес-эффекта.

В случае, когда информационные технологии способствуют получению прибыли, на их внедрение нужно смотреть как на инвестиционный проект, доказывать его эффективность и только потом начинать вкладывать средства. Заказчики должны понимать, сколько денег в конечном счете способно принести то или иное ИТ-решение. Пока такое понимание сложилось не у всех, но процесс уже запущен. Одними из первых по этому пути пошли банки, в которых базы данных и информационные системы стали ядром бизнеса. Mы видим, как традиционные компании теряют долю на рынке, проигрывая тем, кто использует информационные технологии. Всем известны примеры популярных сервисов аренды жилья, службы такси, распространения книг.

Нефтяная индустрия также переживает ИТ-трансформацию. Это подтверждают стратегии развития лидеров рынка, в которых прописаны новые возможности применения цифровых инструментов. Хотя пока еще в отрасли на передовой: скважины, нефтепроводы, насосы, печи, люди, внедрение информационных систем позволит добиться того, чтобы ИТ-продукты повышали эффективность бизнеса и в конечном счете стали неотъемлемой частью индустрии. Можно вспомнить, как раньше кредитные организации справлялись без цифровых решений: держали деньги в сейфах, вели записи по клиентам на бумажных носителях. С внедрением ИТ появилось понятие безналичных операций, что полностью изменило бизнес в сфере кредитования.

Чтобы оценивать эффективность инвестиций в сфере добычи, нужно понимать, какие оптимальные мероприятия для разработки месторождений следует выполнить. Именно с таким запросом после пяти лет поиска исполнителя на нас вышли представители компании ПАО "Газпром нефть", после чего началась разработка системы "Цифровой двойник бизнес-планирования". Заказчику требовался инструмент планирования производственных показателей для управления жизненным циклом скважин, существовавшие на предприятии на тот момент решения для этого не подходили. Также необходима была система, позволяющая наладить обмен информацией между подразделениями.

Применяемые на предприятии горизонтальные решения охватывали только узконаправленные функции, в таких сферах, как геология, строительство, ремонт и т. п. А автоматизация проводилась точечно. Создание цифровой экосистемы, включающей в себя кросс-функциональные ИТ-продукты, позволило организовать площадку, где отдельные функции начали работать совместно и обмениваться информацией, что в конечном счете дало синергетический эффект. По данным заказчика, по сравнению с 2017 годом, показатель сходимости плана и факта программы геолого-технических мероприятий (ГТМ) по приросту добычи вырос на 8 %, по приросту среднего дебита на 9 %. По добыче попутного нефтяного газа показатель в 2018 году вырос на 8,5 %, природного газа – на 3 %. И это в условиях влияния внешних факторов, в частности, ограничений ОПЕК. Эти показатели относятся как к базовым скважинам, так и к объектам добычи за счет ГТМ.

Достичь максимального эффекта без вовлечения заказчика в процесс разработки невозможно. Когда заказчик занимает пассивную позицию и говорит: "ребята, жду хорошее решение, а я не при делах", его ожидания чаще всего не совпадают с результатом. Точечная автоматизация оказывает бизнесу "медвежью услугу". Можно вкладывать сколько угодно денег и трудовых ресурсов, но не получать той эффективности на затраченную единицу, которая возможна.