ПАО "МегаФон" запустило проект FVNO (Fixed Virtual Network Operator), участниками которого могут стать федеральные и региональные операторы широкополосного доступа. С его помощью компания расширит географию присутствия своего конвергентного тарифа (проводной интернет, цифровое ТВ, мобильная связь), а локальные интернет-провайдеры смогут увеличить выручку от существующего бизнеса.
© ComNews
21.01.2020

Условия для всех одинаковые - "МегаФон" платит фиксированную ежемесячную стоимость за использование каждого порта своему партнеру. Но эта плата может варьироваться от региона к региону в силу экономических причин, то есть сложившегося в регионе уровня цен на услуги ШПД для конечных пользователей.

Как поясняют в пресс-службе компании, ежемесячная стоимость за порт (то есть за абонента) оговаривается с каждым партнером отдельно, плюс "МегаФон" платит партнеру разовый инсталляционный платеж за каждого пользователя. При этом всю маркетинговую поддержку "МегаФон" берет на себя - рекламу, продвижение тарифа и подключение абонентов в собственных салонах связи.

"Проект FVNO дает "МегаФону" возможность вывести конвергентный продукт "Объединяй!" в новые регионы без дополнительных капитальных вложений в инфраструктуру, - объясняет необходимость проекта генеральный директор ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" Андрей Батанов (в настоящий момент конвергентный продукт "Объединяй!" предоставляется "МегаФоном" совместно с дочерней компанией "Нэт Бай Нэт Холдинг", бренд Wifire, и доступен на территории семи федеральных округов). - Предлагаемая нами модель абсолютно прозрачна как для территориального партнера, так и для абонентов, которые смогут оплачивать набор услуг по единому лицевому счету".

Первым партнером FVNO "МегаФона" стал один из крупнейших операторов Астраханской области "Реал". Он обслуживает более чем 180 тыс. домохозяйств. Жители региона теперь могут подключиться к тарифной линейке "Объединяй!" под брендом "МегаФона", куда входит домашний интернет на скорости до 300 Мбит/с, до 236 каналов цифрового сервиса "МегаФон ТВ", безлимитный интернет, различные варианты пакетов голосового трафика и облачное хранилище "МегаДиск" объемом 1 ТБ. Что касается остальных операторов, то "МегаФон" находится в активной стадии переговоров. У компании уже есть принципиальная договоренность с несколькими партнерами.

У других операторов тоже есть свои FVNO-проекты. "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") был первым среди российских операторов, кто стал развивать FVNO-проекты. Об этом напоминают в пресс-службе компании. "Мы довольны результатами FVNO-проектов и планируем двигаться в этом направлении и далее. Благодаря партнерствам с "Зеленой Точкой" и АО "ТрансТелеКом" (ТТК, совместный проект с "Билайном" оператор запустил в марте прошлого года; см. новость ComNews от 7 марта 2019 г.), "Билайн" не только расширил присутствие в уже существующих городах, но и вышел на новые территории, увеличив тем самым количество клиентов FMC - конвергентных и семейных продуктов", - поделились результатами работы в компании.

На сегодняшний день "ТрансТелеКом" работает по партнерской схеме уже с 20 операторами и подключил более 6000 абонентов на партнерских сетях. Об этом рассказали ComNews в пресс-службе оператора. При этом ТТК открыт для обмена и предоставления собственных сетей связи для операторов-партнеров. "Мы убеждены, что модель FVNO можно и нужно использовать для цифровизации удаленных населенных пунктов, для повышения доступности цифровых услуг, развития малого предпринимательства и повышения качества жизни людей", - отмечают в компании. ТТК намеревается масштабировать проект в 2020 г. "Мы планируем увеличить технический охват на 30%, как за счет партнерства с крупными игроками, так и с помощью небольших операторов связи и малых предпринимателей, даже не имеющих операторских лицензий", - передает планы компании пресс-служба оператора.

Все опрошенные ComNews аналитики отмечают жизнеспособность модели FVNO с оговоркой на то, на каких условиях оператор сумеет договориться с партнерами и какова будет ценность продукта для конечного пользователя. "Опыт других компаний, в частности "ВымпелКома", показывает, что реализация FVNO может быть вполне успешной. Основное преимущество для хост-оператора - это возможность утилизации недозагруженной емкости, а основной недостаток связан с риском каннибализации абонентской базы партнером", - предупреждает руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин.

По данным аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, спрос на конвергентные продукты, объединяющие фиксированную и мобильную связь, а также цифровое ТВ, постоянно увеличивается. По его словам, такие предложения являются основным и одним из немногих драйверов роста на рынке фиксированной связи в B2C-сегменте. "Россия следует общемировым трендам, где конвергентные предложения уже много лет являются одним из базовых продуктов для абонентов, - подчеркивает он. - Конвергентные предложения с включением мобильной связи у некоторых игроков рынка достигают до половины всей фиксированной базы ШПД".

Эксперт MForum Алексей Бойко полагает, что продукты FVNO могут быть весьма актуальными и востребованными, поскольку обеспечивают целый ряд плюсов, как оператору, так и его абонентам. "Впору говорить даже о существовании отложенного спроса на такого рода услугу в регионах, где "МегаФон" не имеет сетей фиксированного ШПД, который теперь абоненты "МегаФона" в этих регионах смогут реализовать", - говорит Алексей Бойко.

Модель FVNO является жизнеспособной по ряду причин, продолжает эксперт MForum. "Для оператора - это способ быстро расширить зону присутствия бренда в регионах, где он не обладает собственными сетями фиксированного ШПД. И что не менее важно, такого расширения можно добиваться с минимумом дополнительных инвестиций. Из других плюсов - возможность для оператора существенно нарастить среднее время жизни мобильного абонента. Как показывает практика, абонент FVNO "живет" дольше, что позволяет говорить, например, о сокращении расходов на удержание", - рассуждает Алексей Бойко.

Для региональных операторов фиксированного ШПД возможность начать работу в рамках FVNO - это зачастую "спасательный круг", который позволит им выжить в период, когда ужесточаются требования государства по части "яровизации", СОРМ, суверенного интернета, перечисляет Алексей Бойко. Из минусов он отметил риски для бренда "МегаФон", связанные с возможным недостаточным качеством оказания услуг партнером.

Что касается абонентов, как отмечает эксперт MForum, то для них переход на пользование FVNO - это, как правило, возможность повысить удобство пользования услугами (переход на единый счет), а также зачастую возможность сэкономить, поскольку пакеты услуг обычно стоят дешевле, нежели покупка услуг по отдельности.

Новости из связанных рубрик