Правительство России утвердило Стратегию развития электронной промышленности страны до 2030 г. Ее реализация, в отличие от стратегии, проект которой ранее написала Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), предусмотрена за счет частных инвестиций и ГЧП. Тогда как АРПЭ ратовала за полное госфинансирование проектов.
© ComNews
24.01.2020

Утвержденная стратегия определяет основные направления государственной политики в сфере развития электронной промышленности РФ до 2030 г. Мониторинг и контроль реализации стратегии поручен Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Это же министерство подготовило текст стратегии и план мероприятий по ее реализации.

В документе сказано, что цель развития электронной промышленности - обеспечение роста объема выручки организаций отрасли до 5,2 трлн руб. при доле гражданской продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) не менее 87,9%. Основными направлениями развития отрасли должны стать создание высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, а также доминирование на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития. При этом объем экспорта электронной продукции должен увеличиться до $12 млрд.

Целевыми значениями показателей развития отрасли к 2030 г. значатся доля выручки от реализации российской электронной продукции в ВВП страны - 3,5% (сейчас доля электронной промышленности в ВВП РФ составляет 1,8%); доля гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) - 57,4%; доля электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) - 59,1%; выработка продукции на одного сотрудника в электронной промышленности - 12,5 млн руб.

Реализация стратегии разделена на три этапа: 2020-2021 гг. - увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке в основном за счет традиционных рынков и национальных проектов, а также подготовка активного продвижения на международные рынки. 2022-2025 гг. - продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и сотрудничество с иностранными партнерами, а также масштабирование инвестиционных проектов. 2026-2030 гг. - устойчивый рост отрасли, обеспечение ее лидирующих позиций на перспективных рынках и глобального технологического лидерства.

Из текста стратегии следует, что основным источником финансирования станут внебюджетные средства, а также государственно-частные партнерства. "Реализация целевого сценария предполагает активное привлечение внебюджетных средств, что придает особое значение повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Привлечение внебюджетных средств будет осуществляться в рамках отдельных проектов, реализуемых на принципах разделения рисков, инвестирования из внебюджетных источников, наличия у проекта коммерческого потенциала и востребованности соответствующей продукции на рынке. При этом общим принципом является снижение доли государственного участия по мере снижения рисков реализации стратегии", - сказано в документе.

В качестве возможных рисков срыва реализации стратегии в приложении к документу в том числе указаны недостаточность объемов финансирования и неэффективное использование финансовых ресурсов. Меры по снижению этих рисков - диверсификация источников финансирования, ГЧП, приоритизация объектов, финансирование с приоритетом освоения критически значимых технологий и реализации наиболее перспективных комплексных проектов.

В 2017 г. с целью разработки стратегии развития отрасли создана Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ). Ассоциация представила рабочий проект стратегии до 2035 г., которая включала три этапа по пять лет. Цель стратегии - переход большинства российских разработчиков и производителей электроники от выживания в закрытых нишах к развитию национальных и глобальных рынков электроники в равноправном сотрудничестве с компаниями разных стран. Целевые показатели стратегии: экономический рост отрасли в 10 раз за 15 лет; рост доходов на человека более чем в 10 раз, главным образом за счет многократного увеличения серийности выпускаемой продукции, масштаба деятельности и доли рынка; конкурентоспособный по мировым меркам уровень заработных плат высококвалифицированных специалистов; технологическое лидерство не менее чем в пяти значимых направлениях, подтвержденное преимуществом российских компаний на соответствующих рынках компонентов и интеллектуальной собственности.

Главное отличие новой стратегии от предыдущей - источники финансирования. В стратегии, разработанной Минпромторгом, акцент делается на внебюджетное финансирование и создание ГЧП. АРПЭ предлагала отобрать 15-20 проектов по разработке и производству микроэлектроники. "На этих проектах сконцентрировать инвестиционные ресурсы государства, распределяемые через различные программы финансирования разработок и модернизации производств. Таким образом на порядок сократить число финансируемых государством проектов и также примерно на порядок увеличить объем финансирования каждого из них", - говорится в документе.

Исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский говорит, что отраслевая стратегия является проекцией более общей промышленной и экономической стратегии государства. "Когда государственное управление является ситуативным, а главным приоритетом - стабилизация, а не развитие, сложно рассчитывать на многократный рост в отдельно взятой промышленности вопреки общей стагнации экономики. Надеюсь, что смена правительства - это новая точка отсчета. Отраслевая стратегия будет приобретать значение, когда общая экономическая политика будет направлена на развитие. При условии здорового протекционизма, экономического стимулирования частных инвесторов, прагматичной международной политики мы можем рассчитывать на рост отрасли темпом около 20% в год. Это выводит на показатели даже более высокие, чем представлены в стратегии. Таким темпом отрасль росла с 1999 г. по 2008 г. Компании справляются, когда действуют необходимые для развития экономические стимулы. Текущий вариант стратегии, я надеюсь, является промежуточным. Любая стратегия должна уточняться. Это, наверное, самое важное - в ближайшее время организовать управление стратегией, мониторинг результатов, уточнение стратегических решений и планов", - считает Иван Покровский.

Он рассказал корреспонденту ComNews, что Стратегия АРПЭ также будет уточняться и корректироваться. "Это наша направляющая, которая представляет позицию отраслевого бизнес-сообщества. Мы стремимся к тому, чтобы предложения АРПЭ максимально использовались в государственной отраслевой стратегии. На полное совпадение сложно рассчитывать, т.к. на государственную стратегию оказывают влияние многие другие субъекты отраслевой политики. За последние полгода позиции значительно сблизились. В том числе благодаря тому, что мы совместно обсуждали текст отраслевой стратегии, по ходу согласовывая ряд стратегических решений", - прокомментировал он судьбу документа, написанного АРПЭ.

Директор по взаимодействию с органами власти GS Group (один из учредителей АРПЭ) Сергей Долгопольский сказал корреспонденту ComNews, что в компании приветствуют появление Стратегии развития РЭП, которая определяет основные направления политики государства в отрасли. "В ближайшее десятилетие РФ планирует в несколько раз увеличить объем экспорта радиоэлектроники и выйти на лидирующие позиции в мировом рейтинге. Несмотря на амбициозность поставленных задач, мы считаем их реалистичными и выполнимыми и готовы в полной мере принять участие в их реализации. Документ в целом следует вектору развития радиоэлектронной промышленности, заданному в прежней версии, но отличается новаторскими подходами к реализации ключевого фактора развития - объединения ресурсов государственных компаний и частного бизнеса в достижении конечной цели. Как и в любой программе перспективного развития, нельзя исключать вероятности того, что в данной стратегии со временем могут выявиться неучтенные моменты. Но если предусмотренные в документе методы по мониторингу отрасли и хода реализации предложенных мер будут эффективно работать, они позволят вовремя выявить и скорректировать отклонения", - прокомментировал Сергей Долгопольский.

Директор по внешним коммуникациям холдинга "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" Арсений Брыкин считает, что развитие электронной отрасли было невозможно без четко определенной стратегии, которая учитывает потребности рынка, компетенции и тренды. "Поэтому потребность в единой актуальной стратегии была очень высока. В настоящее время статус российской продукции не требует наличия в ее составе ключевой элементной базы российского происхождения, практически не учитывает вклада российских дизайн-центров в разработку этой элементной базы, а российское программное обеспечение не обязано быть совместимым с российской аппаратурой. Стратегия позволит нам объединить усилия на всех уровнях, инициативы бизнеса и государства. Без объединения инвестиционных ресурсов успешно развиваться на глобальных рынках просто невозможно. Также стратегия позволит координировать усилия по развитию российских ПО, ЭКБ и конечной продукции. Это поможет развитию научно-технического потенциала, собственных уникальных решений, предотвратит утечку кадров, а в перспективе обеспечит серьезные преимущества при экспорте. Развитие российской электронной промышленности возможно только при тесной кооперации государства и компаний - участников рынка. Для этого необходимо создавать консорциумы, увеличивать количество высококвалифицированных рабочих мест и объемы научно-исследовательских разработок. Уже определены некоторые направления, по которым работают лидеры отрасли, в том числе холдинги "Ростеха". Это телекоммуникации, вычислительная техника, электроника для сельского хозяйства, автоэлектроника, авиационное приборостроение, железнодорожное приборостроение, искусственный интеллект, квантовые вычисления. Однако стоит отметить, что стратегия - это верхнеуровневый документ. Необходимо разработать план мероприятий по реализации стратегии и ее ресурсному обеспечению. Стратегия создавалась исходя из существующих трендов, потребностей рынка и возможностей предприятий отрасли. Поэтому цели и задачи в ней вполне достижимы. Понятно, что какие-то продукты уже есть на рынке. А есть направления, по которым рынок еще не сложился, - например, искусственный интеллект, квантовые вычисления. И мы должны активно участвовать в формировании этих направлений, в том числе в части разработки стандартов. Тем более что по некоторым направлениям у предприятий "Росэлектроники" и "Ростеха" в целом есть серьезный технологический задел", - сказал Арсений Брыкин.

Директор по стратегическому развитию ПАО "Микрон" Карина Абагян считает, что подписание Стратегии развития радиоэлектронной промышленности в первые дни работы правительства говорит о ключевой роли отрасли для реализации нацпроектов, прежде всего "Цифровая экономика" и "Здравоохранение", а также для обеспечения технологической независимости России. "Важно, чтобы цели стратегии были операционализированы в задачи, и их реализация осуществлялась с учетом построения цепочек производства внутри России. Стратегия должна обеспечить закупки российской техники и рабочие места для россиян", - ответила она корреспонденту ComNews.

Новости из связанных рубрик