Телеком-отрасль связи уповает на то, что с приходом Людмилы Боковой в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ ведомство пересмотрит свою позицию по законопроекту о недискриминационном доступе (НДД) операторов связи в многоквартирные жилые дома. В настоящий момент управляющие компании (УК) и Минкомсвязь сопротивляются принятию соответствующего закона в текущем виде, и он лежит в Госдуме без движения.
© ComNews
03.02.2020

Об этом заявил президент ассоциации "Ростелесеть" Олег Грищенко на круглом столе "Состояние, проблемы и перспективы рынка региональных операторов связи" на выставке CSTB Telecom & Media 2020 в Москве.

В данный момент на рассмотрении в Госдуме находится законопроект №614271-7 о внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты РФ в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи. Законопроект внесли в Госдуму 24 декабря 2018 г. на тот момент член Совета Федерации Людмила Бокова, а также сенаторы Андрей Клишас, Дмитрий Мезенцев и Олег Мельниченко. Он предусматривает создание недискриминационных равных условий доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов.

ФАС поддерживает позицию, изложенную в законопроекте об упрощении доступа интернет-провайдеров в многоквартирные дома (см. новость ComNews от 1 апреля 2019 г.). Не препятствует доступу операторов на чердаки жилых помещений при наличии четких регламентов взаимодействия с управляющими компаниями и ФСБ. Об этом говорит Олег Грищенко.

Напротив, рассказывает глава "Ростелесетей", явное противодействие законопроект вызывает у УК и Минкомсвязи. Весной прошлого года началось активное обсуждение этого законопроекта. Компромисс в итоге был найден: стороны пришли к тому, что для принятия закона нужно разработать правила взаимоотношения управляющих компаний и операторов связи. За разработку правил взялась рабочая группа "Связь и ИТ" Экспертного совета при правительстве РФ. В нем должны быть подробно прописаны полномочия и обязанности сторон, судебный порядок урегулирования споров, в том числе по вопросу возмещения ущерба и т.д.

Тем не менее с февраля прошлого года законопроект об НДД лежит без движения. Инициированный в декабре 2018 г. он так и не прошел первое чтение. Глава "Ростелесетей" обращает внимание на то, что законопроект выводили в Госдуму через бывшего сенатора Людмилу Бокову, которая ныне является заместителем министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (см. новость ComNews от 28 января 2020 г.). "Людмила Николаевна законопроект поддержала и внесла. Все взаимодействие мы вели через нее. Соответственно, сейчас это некая надежда на то, что в ее лице мы найдем поддержку, в том числе и у Минкомсвязи", - сказал Олег Грищенко.

Одним из камней преткновения в принятии указанного законопроекта стала необходимость взимать плату с операторов за установку оборудования в жилых домах. Согласно документу, УК не должны взимать плату с операторов за возможность "прийти" в дом и установить оборудование для оказания услуг связи жильцам. Это объясняется тем, что оборудование устанавливается в целях организации оказания услуг связи одному из собственников квартир, являющемуся одновременно и сособственником объектов общего имущества дома.

ФАС, операторы связи, представители Совета Федерации и Экспертного совета при правительстве РФ настаивают на том, что отношения между операторами и УК должны иметь безвозмездный и бездоговорной характер. По оценкам ФАС, плата операторов управляющим компаниям варьируется от 500 руб. до 80 тыс. руб. Президент АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев, выступая от лица телекоммуникационного сообщества в марте 2019 г. на тематической пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", сетовал на то, что масштабы проблемы огромны. По его словам, десятки миллиардов рублей операторы вынуждены тратить на обеспечение доступа в многоквартирные дома. В то время как эти деньги могли бы пойти на инфраструктуру, развитие новых стандартов и создание цифровых сервисов.

Минстрой же, хотя и поддерживает законопроект, предлагает обязать операторов заключать возмездные договоры с УК. Эту позицию в ведомстве объясняют тем, что на УК возлагаются дополнительные обязательства по контролю за выполнением оператором связи работ по монтажу оборудования, разработке и согласованию плана размещения оборудования операторов связи, организации допуска их сотрудников в помещения МКД, обеспечению нормативного использования сетей связи и т.д. Возмещение за эти услуги должно производиться оператором связи и не может обременять дополнительными расходами жителей дома. Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ и вовсе подготовил собственные поправки к Жилищному кодексу, согласно которым УК смогут взимать с операторов плату за электроэнергию для оборудования связи и содержание помещений для него, сообщала в декабре газета "Коммерсантъ".

Проблема с тем, чтобы прописать права и обязанности всех сторон при "заходе" операторов связи в многоквартирные жилые дома в отдельном законе, стоит уже давно. Законопроект о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные жилые дома несколько раз был инициирован, но впоследствии начинались доработки, негативные отзывы, и документ терялся в коридорах власти (см. редколонку ComNews от 1 апреля 2019 г.). Не исключено, что такая судьба ждет и лежащий в Госдуме вариант.

Новости из связанных рубрик