Алексей Волин дал разъяснения СМИ
22 июля в течение двух часов заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин (на фото) и руководитель департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина, а также гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Александр Широких (модератор семинара) и председатель Союза журналистов (СЖР) России Владимир Соловьев (сомодератор), рассказывали, кому какая поддержка положена, и отвечали на многочисленные вопросы. Напомним, что 20 июля Алексей Волин провел совещание по реализации мер господдержки СМИ в условиях пандемии.
Вчера Алексей Волин открыл собрание сообщением, что в течение последних недель была проделана большая работа совместно с НАТ и СЖР, посвященая выявлению проблем с получением государственной помощи у средств массовой информации. "Более того, я попытался припомнить и понял, что, по сути дела, это первое такое плотное сотрудничество Минкомсвязи с Союзом журналистов России. Коллеги собирали информацию от всех участников рынка на предмет того, у кого возникают сложности с получением помощи", - рассказал Алексей Волин. По его словам, одна из серьезных проблем заключалась в недопонимании того, что именно люди считают государственной помощью, а что нет. "Мы выяснили, что большинство людей считают государственной помощью, когда государство просто приносит некую сумму денег, то есть это кредит или дотация. Однако, набор мер государственной помощи значительно шире, чем просто дотация. Это и отсрочка или рассрочка налоговых выплат, которые для многих участников рынка оказываются даже важнее, чем прямой кредит или разовая дотация. Это снижение лицензионных требований, отмена проверок ли откладывание проверок, отсрочка платежей за аренду помещений и мораторий на банкротство", - сообщил Алексей Волин. Он уточнил, что вместе с НАТ и СЖР Минкрмсвязи рассмотрело заявки более чем от тысячи СМИ, у которых возникли проблемы. Эти заявки можно структурировать по нескольким направлениям.
"Первое, подавляющее большинство, это 550 заявок были от средств массовой информации с государственным участием. В этой связи разговор о том, что они не получают государственной помощи, выглядит странным, потому что данные СМИ или имеют бюджетное финансирование, или государственное задание, или получают субсидии. И таким образом на них государственная помощь уже распространяется. Несмотря на то, что они не могут получить дотацию или льготный кредит, у них все равно есть несколько элементов государственной поддержки", - объяснил Алексей Волин.
По его оценке, 89 СМИ пожаловались, что у них есть проблемы с получением кредитов от банков. "Это мы видели, но, к счастью, за последнее время мы наблюдаем, что тут начали происходить позитивные подвижки. Просто время рассмотрения подобного рода кредитов было долгим. Сейчас многие наши коллеги эти кредиты уже начали получать. Сегодня мы получили известие, что два СМИ получили кредиты: "Тихоокеанская звезда" от Сбербанка, если мне не изменяет память, а "Красноярский рабочий" от ВТБ", - рассказал Алексей Волин. Он подчеркнул, что банк выдает кредит не автоматически, а рассматривает состояние предприятия. И для предоставления кредита, необходимо чтобы было достаточно серьезное падение.
"К счастью, по итогам первого полугодия, далеко не все предприятия показали драматичное падение. Мы сейчас подводим итоги перового полугодия и видим, что у кого-то общее падение 5-7 %, у кого-то 10-12 %. Есть те, у кого 15-17 %. Но, слава богу, что те, изначально нами предполагаемые 30-40% падения от оборотов по сравнению с предыдущими периодами, у очень многих предприятий отрасли не состоялись", - отметил Алексей Волин.
Алексей Волин рассказал, что третьей по величине группой обращений связанных со сложностями получения государственной помощи, были обращения, которые касались общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). "И здесь мы увидели, что примерно у 25% обратившихся, ОКВЭД был не 58.11 или 58.13, а просто 58 и это, по сути дела, отводило издание к роду типографий, которые занимаются не только средствами массовой информации. Мы анализировали ситуацию с коллегами из Минэкономразвития и увидели, что если распространить короткий ОКВЭД (58), это сильно увеличит количество компаний, претендующих на получение помощи, и СМИ там окажутся в меньшинстве. А я хотел бы напомнить, что количество денег конечно и правило, "чем больше народа, тем меньше кислорода", никто не отменял", - подчеркнул Алексей Волин. По его словам, вместе с НАТ Минкомсвязи выявило около 200 изданий, у которых точно есть возможность получить государственную помощь.
Гендиректор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Александр Широких уточнил, что было выявлено 200 СМИ, которые могут получить поддержку, но почему-то даже не подавали заявления, и именно для них организован данный эфир. Он напомнил, что решение о включении СМИ в список наиболее постаревших во время пандемии, было большой удачей для отрасли. По его словам, "мы успели заскочить в последний вагон".
Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев выразил радость, что "Красноярский рабочий" все-таки смог получить кредит. "Мне кстати очень приятно, что в Министерстве читают мой фейсбук, потому что именно я тогда выложил две газеты с двумя нулями по поводу получения помощи. И большое спасибо, что министерство так активно на это откликнулось. Поработало и поняло, что все-таки эти коллеги могут получить помощь", - сообщил Владимир Соловьев.
Руководитель департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина призвала коллег читать исходные документы, а не работать с уже обработанной информацией, так как она не дает правильного понимания ситуации. Она представила презентацию с разъяснениями по мерам поддержки для всех организаций и ИП. Екатерина Ларина подчеркнула факторы, которые определяют возможность получения государственной помощи для СМИ. Одним из основных факторов является наличие у СМИ на момент 1 марта 2020 "правильного" ОКВЭД, то есть 60, 63.91, 18.11, 58.11, 58.13, 58.14. В формате "вопрос-ответ" Екатерина Ларина продемонстрировала, как именно на сайте Федеральной налоговой службы с помощью ИНН предприятия можно проверить все формы государственной поддержки, на которые у СМИ есть право.