С учетом мирового опыта и российской специфики/Доработка, тестирование, продвижение
Филимончик
директор Центра 5G инноваций Ericsson в России
Появление сетей 5G открывает новые возможности для разных категорий потребителей и позволяет операторам создавать новые услуги. Поэтому вендоры оборудования уже сейчас открывают демонстрационные площадки, где представляют потенциальным покупателям, как будет работать мобильная связь ближайшего будущего. Не осталось в стороне и российское представительство Ericsson, которое весной 2019 года открыло Центр 5G-инноваций. Руководитель Центра Михаил Филимончик рассказал корреспонденту проекта Vision Якову Шпунту о первых результатах работы.
Какие тенденции в развитии и внедрении технологии 5G видит Ericsson? Как компания позиционирует себя в этом процессе?
- 5G активно внедряется по всему миру с конца 2018 года. У Ericsson подписано около 120 контрактов на поставку оборудования в разных странах. Не менее 60 из этих проектов уже вышли на завершающую фазу коммерческого внедрения.
Эти контракты касаются в первую очередь поставок оборудования для обслуживания конечных пользователей (B2C). По сути, это традиционная мобильная широкополосная передача данных и голоса, но иного уровня, с другими скоростями и сниженной задержкой по сравнению с LTE. И это открывает возможность создавать новые типы сервисов. Там, где сети 5G уже эксплуатируются, они появились очень быстро. Например, в Южной Корее, где коммерческие услуги 5G предоставляют все три оператора, растет популярность онлайн-игр с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. За два месяца число пользователей таких игр превысило 1,5 миллиона, и все они перешли на 5G именно для того, чтобы получить возможность играть по-новому. К слову, со всеми операторами в Южной Корее мы работаем. Это первый этап.
Бизнес-пользователи должны оценить новые возможности, которые предоставляет 5G при создании промышленных сетей интернета вещей (IoT/IIoT), в том числе обслуживающих критичные объекты в промышленности, сельском хозяйстве, а также относящиеся к инфраструктуре умного города. При этом появляются такие возможности, которые раньше нельзя было реализовать. Например, управление автономным транспортом, как пассажирским, так и грузовым. Мы являемся технологическим партнером многих производителей автомобилей, агрегаторов услуг такси и автоперевозчиков, которые ведут соответствующие разработки. 5G открывает новые возможности и для телемедицинских сервисов. Отдельная история - инфраструктура умного города. Тут среди наших партнеров хотелось бы отметить Департамент информационных технологий правительства Москвы. Мы помогали ДИТ открыть тестовую зону, где будут пилотироваться различные сервисы умного города.
В США получила распространение практика использования 5G для организации доступа в интернет для домохозяйств. 5G стала естественной заменой для подключения по кабелю. При этом оператор Verizon, который использует наше оборудование, обеспечивает стабильное качество соединения на уровне 500-600 Мбит/с. Это третье направление.
Там, где работают коммерческие сети 5G, уже прошел первый этап и начинает разворачиваться второй. В России из-за отсутствия решения регуляторов коммерческая эксплуатация сетей нового поколения еще не началась, но операторы не сидят сложа руки и активно открывают тестовые зоны и пилотируют различные сценарии использования 5G для потенциальных заказчиков. Мы им в этом помогаем.
История появления вашего центра. Чем отличается подход Ericsson от практики других компаний, которые создавали демонстрационные площадки раньше? Появились ли новые задачи?
- Наш Центр появился весной 2019 года. Подготовительная работа началась приблизительно за полгода. Появлению его способствовали две тенденции. Первая - необходимость сертификации новейших мировых технологий в сфере 5G-оборудования и программного обеспечения для российского рынка. На оборудование для сетей 5G эта тенденция распространяется в первую очередь. Второй предпосылкой стали усилия Ericsson в развитие технологий 5G по всему миру. При этом Россия всегда была для нас одним из наиболее значимых регионов, прежде всего по скорости развития. Тому свидетельством является то, что по качеству и скорости мобильного интернета Россия является одним из мировых лидеров, и это несмотря на то, что траты абонента (ARPU) одни из самых низких. Но это не мешает российским операторам внедрять новые сервисы. Так что потенциальный запрос на новые технологии, в том числе и 5G, со стороны российских операторов в конце 2018 года нам казался большим.
Мы решили инвестировать в этот проект именно для того, чтобы показать наш ответ на оба обозначенных вопроса: что именно Ericsson делает для локализации и адаптации под российскую специфику технологий для глобального рынка. Мы выбрали путь развития интеллектуального капитала, и он продолжается до сих пор. Мы несем на российский рынок свои знания и компетенции в области 5G, демонстрируя и помогая пилотировать решения, которые уже успешно используются в других странах. Также в рамках Центра действует Академия, которая обеспечивает развитие технической компетенции. Общий объем инвестиций составляет около миллиарда рублей до 2023 года.
У Центра несколько составных частей. Одной из них являются лаборатория - полнофункциональная площадка телекоммуникационного оператора, работающая в тестовом режиме и не оказывающая коммерческих услуг связи, что не требует получения лицензий. Также хотелось бы подчеркнуть, что акцент все чаще делается на пилотирование новых технологий, а не демонстрацию того, как именно они работают. Есть демостудия, это своего рода шоурум, где демонстрируются новинки. И Академия, учебный центр, которая осуществляет развитие компетенции от базового понимания технологии до практической работы с новейшими решениями Ericsson. В портфолио входит около 800 различных курсов. Все вместе эти три составные части используются для всевозможных пилотов и тестирований, которые могут проводиться как на территории Центра, так и на площадках заказчиков. Курсы в Академии проходят как сотрудники операторов, так и студенты вузов. Сейчас, учитывая пандемию, наша Академия работает в дистанционном режиме. Раньше слушатели приходили к нам в Центр и участвовали в курсах в традиционном очном формате. Также студенты проходили у нас стандартную двухнедельную практику, причем с очень глубоким погружением. В итоге студенты видели то оборудование, с которым они будут работать через несколько лет, уже после того, как окончат вуз и выйдут на рынок труда.
Здесь операторам связи и другим заказчикам демонстрируется различное оборудование и решения, как новое, так и унаследованное, которое продавалось в течение последних 10 лет: GSM, 3G, 4G/LTE. Все оно настроено и интегрировано так, как это делается в инфраструктуре реальных операторов. Так мы тестируем не только новейшие системы, но и то, как их появление будет влиять на уже имеющуюся инфраструктуру. Тестирование включает также реакцию на обновления ПО, которые мы выпускаем несколько раз в месяц.
Также Центр решает ряд задач, связанных с регуляторикой. Как известно, легальная эксплуатация радиомодулей невозможна без сертификации, которая проходит как раз в Центре. И такая процедура проводится несколько десятков раз в год.
В целом же Центр решает множество разнообразных задач одновременно. Интерес к нему большой, и он постоянно растет. Мы работаем со всеми участниками рынка, включая операторов, государственные учреждения, ИТ-компании, крупнейшие компании из разных секторов рынка.
В России рассматривают свой путь развития 5G. Можете оценить, насколько жизнеспособны уникальные национальные программы?
- Мы являемся глобальной компанией и активно используем опыт, накопленных в разных странах присутствия. Тем более что приходится решать в целом схожие проблемы, в частности связанные с выделением частот. При этом с точки зрения технологий подход в целом сформирован. В идеале сети 5G должны работать в комбинации трех диапазонов: низкого, в котором сейчас работает LTE, среднего и высокого (миллиметрового). Но в целом от страны к стране практические подходы при реальных внедрениях заметно меняются. И мы можем поделиться какими-то нестандартными примерами практического использования технологий 5G. Причем это касается не только того, как и зачем это делается, но и разных аспектов технической реализации.
Также мы накопили определенный опыт в общении с государственными структурами и регуляторами. В России, помимо частот, периодически возникает тема появления единого инфраструктурного оператора. Такой опыт тоже есть у других стран, и мы видим, к чему это может привести на практике. Мы можем на основе своего опыта показать, чего можно ожидать в России.
В целом у нас возникают вопросы, насколько 5G должен быть локальным. Мы всегда выступали за честную конкуренцию как с глобальными, так и с локальными игроками.
Также мы имеем опыт разработки различных стандартов, активно участвуя в работе консорциумов. Как показывает практика, от появления стандарта до его внедрения уходит шесть-восемь лет. Все это время идут активные разработки, в которые инвестируются миллиарды долларов. Многие из этих разработок патентуются, в итоге счет таких патентов идет на тысячи. Локальные компании вряд ли располагают такими ресурсами, включая временные, финансовые и интеллектуальные. Так что у нас есть определенные сомнения, что в России появится собственное оборудование 5G, по крайней мере в краткосрочной перспективе. И если откладывать внедрение до того, как такое оборудование появится, а это случится не раньше 2023 года, можно безнадежно отстать, особенно если речь идет о внедрении многих сценариев применения IoT. Ведь весь остальной мир сети нового поколения уже внедряет. Так было и раньше. Например, многие многомиллиардные бизнесы возникли благодаря LTE, а при внедрении 5G изменения будут еще сильнее и новых бизнес-моделей будет больше, и если их внедрение откладывать, то это не самым лучшим образом скажется на экономике в различных ее сегментах.
Насколько велик интерес в России к созданию частных сетей LTE и 5G? Среди каких отраслей он наиболее заметен?
- У нас есть продукт, позволяющий крупным компаниям строить собственные сотовые сети. При этом заказчик получает все возможности по обеспечению отказоустойчивости связи, которыми располагают крупные операторы. Но при этом решение получается довольно компактным, причем это касается не только физических размеров, но и стоимости, причем как оборудования, так и лицензий. Впрочем, очень часто такие сети строятся с помощью одного из операторов "большой четверки", который выступает носителем лицензии.
В России сейчас мы видим самый настоящий бум спроса на такие сети. И это прямой результат работы нашего Центра. Сейчас количество пилотов приближается к десяти, и это только проекты, проведенные в полном объеме. Тех, что находятся на стадии обсуждения, существенно больше. Есть и проекты, где уже заключены коммерческие контракты.
Как видно, спрос есть. Российские заказчики видят плюсы, прежде всего в том, что касается замены Wi-Fi на производственных площадках. Другая насущная проблема - замена устаревших систем транкинговой связи вроде Tetra для организации голосовой связи сотрудников внутри сети. И сейчас данные направления будут активно мигрировать в сторону 5G. Потенциальные потребители, прежде всего из добывающего сегмента, активно интересуются созданием сетей IIoT. Это необходимо для внедрения различных программ автоматизации производства и оптимизации целого комплекса задач, связанных с обслуживанием оборудования, в том числе высококритичного. Причем эти компании часто находятся в удалении от обжитых территорий, а сами объекты могут располагаться под землей. Там процессы, связанные с организацией мониторинга оборудования, серьезно осложняются. Данные задачи при этом можно решать с помощью различных дронов, и для передачи данных с таких аппаратов важны низкая задержка и высокая скорость обмена, которые могут обеспечить только 5G-сети. У нас уже есть решения для создания частных 5G-сетей, и в самом ближайшем будущем мы начнем их пилотировать в России. Перспективы тут очень большие.
В вашем Центре представлены типовые решения, предлагаемые Ericsson во всем мире. Есть ли специальные доработки оборудования под региональные или российские условия?
- Доработка и тестирование наших глобальных решений являются одной из главных задач нашего Центра. Особенно это касается ПО и сервисов, оборудование данный процесс затрагивает в меньшей степени. Наше ПО разрабатывается во многих мировых центрах, каждый из которых фокусируется на различных сегментах. Соответственно, каждый из таких центров использует при тестировании свой спектр оборудования. Таких площадок, где бы было установлено разное оборудование для разных стандартов от 2G до 5G, очень немного, и наша - одна из них. Мы не ведем собственную разработку с нуля, но определенную доработку, например привести тот или иной пакет под требования локального законодательства, провести можем. Это делается или нами, или нашими партнерами. Также на наших мощностях происходит конфигурирование и тестирование перед внедрением у заказчиков.
Кроме того, мы построили полноценную сеть для управления устройствами IoT. И мы предоставляем ее для нужд разработчиков интернета вещей. Например, какая-то компания решила оснастить свое оборудование датчиками, и ей необходимо протестировать, как они будут работать в сети того или иного мобильного оператора. Мы можем предоставить тестовую сетевую инфраструктуру, подстроив ее под характерные особенности любого из мобильных операторов. Этой возможностью могут воспользоваться любые компании, от стартапа до крупной корпорации, для отладки своих приложений для IoT. Это наше второе направление, которое мы активно развиваем.
Есть ли планы по расширению географии присутствия? Появились ли площадки за пределами Москвы?
- Да, такие планы у нас есть. Хотя в целом мы не видим границ, связанных с физическим местонахождением нашего Центра. В принципе, мы были готовы работать в удаленном режиме и до начала пандемии и связанных с ней ограничений. Большие инвестиции в развитие таких возможностей были сделаны в самом начале года. Сейчас мы решаем еще больше задач, чем в начале года, и 99% из них происходит в удаленном режиме. А в нашей Академии и все 100% программ реализуются в дистанционном режиме, включая лабораторные занятия. И мы, сотрудники Ericsson, и наши партнеры, и те, кто пользуется инфраструктурой Центра, практически не посещаем саму площадку, подключаясь к ее ресурсам удаленно. Тем самым физические границы полностью сняты.
Раньше возникала необходимость развернуть оборудование на территории заказчика, в том числе из других городов, но сейчас мы отработали все вопросы, связанные с демонстрацией и тестированием с использованием удаленного подключения к ресурсам Центра. Хотя мы видим необходимость создавать небольшие островки с каким-то оборудованием, интересным определенным заказчикам на местах. Но тут речь идет по большей части о других странах региона, где возникают специфичные запросы. Да и просто есть желание посмотреть на то, как это оборудование не просто выглядит, но и как оно работает и взаимодействует с существующей инфраструктурой. Хотя и тут также применяются средства интеграции с нашей московской площадкой в удаленном режиме. Но в реализацию этих планов чаще, чем того хотелось бы, вмешивается пандемия и ограничительные мероприятия. Тем не менее возможность создания удаленных хабов обсуждается.
Каковы ваши планы на будущее?
- Планов у нас много. Каждая новая функция порождает волну запросов со стороны потенциальных заказчиков. Мы будем активно развивать и продвигать 5G, этот стандарт находится на стадии бурного роста, и его можно внедрять уже сейчас. Плюс ко всему, поверх 5G будет появляться много новых сервисов, как ориентированных на передачу голоса, так и данных. Особо хотелось бы выделить сервисы, ориентированные на межмашинное взаимодействие. Много возможностей связано с перераспределением частот между существующими сетями и 5G. Большой запрос на сегментирование сети, или слайсинг, что также является одной из главных новаций в 5G и открывает большие возможности как для операторов, так и потребителей их услуг. И все эти новые функции мы будем тестировать. Программа нашей Академии также активно дополняется курсами по 5G, соответственно, будет больше практических занятий, где будет задействовано наше оборудование. Ну и мы, как и остальные участники рынка, ждем, какая концепция развития 5G в России будет принята нашими регуляторами. И под то, какое решение будет принято, будет подстраиваться наша работа. И мы будем продолжать развивать наше сотрудничество с российскими вузами. Тут также много новых интересных проектов с участием нашего Центра.