Глобальные маркетплейсы как основа телеком-индустрии завтрашнего дня
Ведин
директор по продуктам монетизации сети Nexign
Алексей Ведин, директор по продуктам монетизации сети Nexign, эксперт в области телекоммуникаций и лидер проекта Catalyst*, расскажет о работе маркетплейсов на базе распределенного реестра и о том, какие сценарии их использования можно ожидать в будущем.
Реализуемость сценариев монетизации 5G и применимость идей Индустрии 4.0 на практике во многом зависят от того, насколько эффективно оператор проводит закупки и использует ресурсы любого типа. Помочь телеком-компаниям в решении этих задач смогут глобальные маркетплейсы на базе технологии распределенного реестра.
По прогнозам Bearing Point, объем рынка телекоммуникаций к 2025 году достигнет $4,7 трлн, в то время как рынок одних только услуг для интернета вещей в этом десятилетии вырастет до $8 трлн. Все это будет подталкивать телеком-компании к активному сотрудничеству, поскольку именно они обеспечивают поддержку новых технологий.
Бизнес-показатели также демонстрируют преимущества совместной работы операторов. Лишь 30% прибыли телекоммуникационной индустрии в этом десятилетии поступит именно от услуг связи. Остальную часть телеком-компании получат от B2B решений (таких, например, как умные цепочки поставок, умная аренда услуг, умные сети и др.). Львиная доля ожидаемых прибылей - $4,3 трлн - будет приходиться на оказание 5G-услуг коммерческим клиентам.
В наше время все это требует значительных капитальных вложений в развитие сетей и поддержку сервисов с высокой пропускной способностью и низкой задержкой. И эти затраты только возрастут с повсеместным приходом 5G. Они могут достигнуть $1 трлн, но что еще важнее - лишь 17% от этой суммы можно будет покрыть из доходов от инфраструктуры.
Все это потребует от операторов связи не просто инноваций, но тесного сотрудничества ради снижения финансовых рисков и сохранения маржинальности (не говоря уже об ее увеличении). Именно поэтому, на наш взгляд, создавать распределенные B2B-маркетплейсы сейчас просто необходимо.
Как работают маркетплейсы
Говоря простым языком, маркетплейс - это цифровая среда, где участники могут продавать, покупать, сдавать и брать в аренду активы, такие как сетевая инфраструктура. Предоставляя другим участникам рынка доступ к своим ресурсам, телеком-оператор может легко интегрировать партнеров в свою экосистему, снижая при этом капитальные затраты и увеличивая маржу без интеграционных рисков.
Пример подобного решения - продукт для путешественников на основе eSIM, с помощью которого абоненты смогут получать услуги в роуминге от домашнего оператора и не искать в поездке альтернативного телеком-провайдера, у которого можно приобрести тарифный план. Это решит проблему "скрытого роуминга" за счет создания более комфортных условий для клиентов и даст возможность MVNO использовать новые, ранее недоступные источники прибыли. Аналогичные механизмы применимы и в более сложных случаях - например, в B2B или интернете вещей.
Особенно полезной для таких маркетплейсов может оказаться технология распределенного реестра (DLT - от английского Distributed Ledger Technology или так называемый "блокчейн"), так как она обеспечивает децентрализацию торговых площадок. В такой среде участники могут свободно сотрудничать, не подвергая риску свои активы. Помимо этого, игроки из других отраслей - например, разработчики приложений или производители устройств для интернета вещей - смогут легко присоединяться к экосистеме.
Таким образом, вместо однократных капитальных затрат маркетплейс создает непрерывный поток обмена активами, который в нынешних условиях потребовал бы значительных финансовых вложений и массы документов.
Объединение маркетплейсов
Размер маркетплейса прежде всего зависит от количества участников. Но независимо от их числа, всегда есть возможность масштабировать данную модель для новых пользовательских баз, отраслей промышленности и других регионов мира.
Если потребуется, можно объединять маркетплейсы, чтобы более эффективно использовать инфраструктуру и создавать новые источники прибыли. Данная модель к тому же значительно расширяет возможный объем услуг в сегментах B2B и B2C.
Таким образом операторы связи смогут заказывать гибкую облачную инфраструктуру, чтобы временно нарастить свои мощности. Точно так же можно развернуть функции VNF/CNF, например, сети с фиксированным доступом (vOLT, vCPE), сети мобильного доступа (v-RAN) и функционал мобильных и фиксированных опорных сетей. Подобные сценарии часто возникают в работе служб спасения или в качестве запросов от B2B-клиентов (в частности, именно такие требования предъявляются к связи в Индустрии 4.0).
Объединенная инфраструктура лучше служит нуждам MEC, SD-WAN и интернета вещей, чем современная модель, где все поставщики услуг конкурируют друг с другом. Эти сценарии использования во многом зависят от глобальной инфраструктуры и доступности сетевых ресурсов в любой момент времени.
В объединении инфраструктурных маркетплейсов расходы распределены между разными поставщиками ресурсов. Этот подход увеличивает прибыль от инвестиций для каждого игрока и помогает соответствовать требованиям законодательства в разных странах. Со временем такое объединение может превратиться в сервисно-ориентированную платформу, усиленную технологиями ИИ, машинного обучения и распределенного реестра.
Перспективы использования маркетплейсов
Пользовательские устройства, подключенные к глобальным маркетплейсам, дают доступ к сложным цепочкам поставок, умным сетям и рынкам сбыта. В перспективе это означает дополнительную прибыль в $3 трлн для всей индустрии, в том числе и для операторов связи. Источником общего дохода могут стать и сами передаваемые данные. При этом не будет нарушаться законодательство, регулирующее использование персональных данных, например, европейский GDPR.
Еще одна возможность использования таких маркетплейсов - создание цифровых ID на основе технологии распределенного реестра. Это необходимо для решения разнообразных задач - от функционирования интернета вещей до взаимодействия гражданина с госучреждениями. Учитывая ожидаемый рост рынка и увеличение количества соединений в интернете вещей до 24,8 миллиардов, а также возможности eSIM и требования политики KYC (от английского Know Your Customer или "Знай своего клиента"), маркетплейсы могут стать самым эффективным решением для управления данными, цифровыми активами и инфраструктурой.
Выводы
Основная идея глобальных маркетплейсов на основе технологии распределенного реестра заключается в том, что они стимулируют сотрудничество на высококонкурентном телеком-рынке. Такие маркетплейсы будут сохранять и даже увеличивать маржинальность участников, привлекать новых игроков из других индустрий, а главное - смогут создать безопасную и доверительную среду для всех.
* Статья основана на white paper, созданном по результатам проекта Catalyst "Платформа для создания вертикальных решений: телеком-маркетплейс на базе технологии распределенного реестра". Проект был направлен на создание прототипа экосистемы, которая позволила бы участникам рынка свободно обмениваться цифровыми активами. Вместе с Nexign в нем приняли участие ведущие телеком-операторы (Orange, BT Group PLC и Ростелеком) и мировые поставщики ПО (Nokia, IOTA и Argus).