09.11.2021

Если спросят, что сейчас важного происходит на планете, можно ответить коротко: "Пандемия, форум Web Summit в Португалии, и выставка World Expo-2020 в Дубае, а больше и ничего".


Лиссабонский сбор

Без преувеличений, вся деловая, технологическая и программистская элита мира, уставшая от коронавирусных ограничений, слетелась в ноябре на крупнейшую ежегодную конференцию в Лиссабон, чтобы обсудить цифровое будущее. Кто его будет определять, кто заказывать и финансировать, кто разрабатывать, и кто потреблять в итоге.

Крупнейшая европейская площадка в эти дни напоминает горный поток после мощного ливня — здесь в разных местах сходятся и растекаются по соседним павильонам журналисты, селебрити, СЕО мировых корпораций-гигантов и владельцы молодых дерзких стартапов, грозящих вырасти в новый Amazon или Tripadviser. Кстати, представители двух последних тоже здесь, а ещё руководители Microsoft, Reddit, Facebook (ой, простите, Meta), Sequoia Capital, Mars и прочих.

У всех свой интерес. Богатые и знаменитые могут рассказать о своих планах, меняющих жизнь планеты, а заодно узнать, какие тренды зарождаются в недрах высокотехнологической тусовки. Владельцы небольших стартапов и компаний среднего уровня, а также разработчики новейших технологий получают шанс рассказать о себе потенциальным заказчикам и клиентам. Другие освещают всё это в прессе и соцсетях, а кто-то просто пользуется моментом, чтобы интересно провести время и послушать умных людей. Всего на мероприятие приезжает около 40 тысяч человек со всего мира, и число это растёт с каждым годом в геометрической прогрессии.

"Сбер" многоликий

Российские компании и стартапы представлены на Web Summit весьма широко. Среди них есть и лидеры различных секторов услуг, и небольшие финтех-компании, и разработчики перспективных платформ. Большинство лишь наблюдает за текущей повесткой, появляясь на множестве семинаров и дискуссионных панелей, но есть и те, кто приехал в качестве спикеров, ньюсмейкеров или даже участников сделок. Вот лишь три примера для наглядности и понимания, что наша страна может предложить самым передовым и технологичным секторам мировой экономики.

Среди корпораций-тяжеловесов выделяется, безусловно, многоликий "Сбер", стремительно избавляющийся от банковского монорежима и имиджа "советской сберкассы для пенсионеров". Корпорация-монстр осваивает сейчас множество самых прибыльных сфер российского бизнеса — от торговли недвижимостью до онлайн-продаж и доставки еды. И везде основой новых направлений деятельности вчерашних традиционных банкиров оказываются IT-платформы, объединённые в целую экосистему. Модное нынче словечко, но так или иначе, за этим — будущее. Массовый потребитель уже сейчас предпочитает оставаться в рамках единого большого сервиса, чьи "плюшки" и бенефиты в виде поощрения лояльности дают существенную экономию, а корпорациям — увеличение оборотов. В этом смысле опыту "Сбера" учатся даже матёрые волки из западных компаний, и на дискуссиях форума о будущем крупных экосистем наблюдался аншлаг с повышенным интересом.

Как увязать персонализацию сервиса через анализ поисковых запросов и потребительского поведения клиента, с тайной его частной жизни? Где та грань, за которую переходить никак нельзя, даже из благих побуждений? Какие изменения в потреблении ждут нас в ближайшие 10 лет, учитывая, что их скорость и объем будут сравнимы со всей историей человечества? И как можно превратить обычный банк, пусть и самый крупный в стране, в холдинг, где к 2030 году треть оборота придётся на небанковские услуги? Такой была тема выступления представителей "Сбера" и его кейс, заинтересовавший участников форума.


Пермская долина

Надо отметить, что платформы, разработанные российскими компаниями, нацелены не только на внутренний рынок. Интересен пример небольшого пермского IT-стартапа Miro (бывший RealtimeBoard), сумевшего создать сервис для совместной работы распределённых коллективов на удалёнке. В наше время безграничного социального дистанцирования и работы со стаканчиком смуззи в кафе — самая актуальная тема! С этим команда наших программистов справилась блестяще, получив поддержку и финансирование проекта в Кремниевой долине, на сумму 76 миллионов долларов.

Откуда такая щедрость инвесторов? Стартап просто раскрыл пользовательскую базу, в 15млн пользователей и более 21000 компаний, включая Netflix, Twitter, Autodesk, Skyscanner и другие. Преимущество его платформы — в совместной работе с приложениями Zoom, Trello, Google Docs, Microsoft Teams и всеми любимой Slack. Можно подключать через API и другие сервисы, создавая свою конфигурацию для комфортной работы.

Как итог — рост числа клиентов в 2,5 раза за последние пару лет и упоминание в Forbes, как "лучший стартап-работодатель". Неплохо для небольшой компании из российской глубинки, не так ли? Именно благодаря возможностям глобальной коммуникации, идущей и через Web Summit в том числе, жаркая Кремниевая Долина вполне может пересечься с холодной Пермской областью прямо в центре тёплого Лиссабона этой осенью.

Будущее по СМС

И всё же самым массовым участником конференции, её ядром и главным интересантом стали уже сформировавшиеся компании, нацеленные на глобальный IT-рынок. Например, казанский Intis Telecom предпринимателя Андрея Инсарова, подписавший договор о сотрудничестве с партнёрами из Объединённых Арабских Эмиратов.

Это довольно известный игрок в секторе услуг СМС-информирования и рассылок. За 10 лет стартап из столицы Татарстана занял неплохие позиции на внутреннем рынке, обзавёлся головным офисом в Лондоне и вышел на рынок европейский. Вопреки сложившемуся стереотипу, что рассылкой СМС-сообщений занимаются какие-то спамеры из древних времён, когда телефоны были большими и кнопочными, это современный и невероятно востребованный технологичный бизнес. Вы не сможете завести ни один аккаунт в мессенджерах или финансовых приложениях без СМС-подтверждения личности, правда же? А извещение об отложенном авиарейсе, напоминание о записи к стоматологу или в салон красоты, прочие необходимые и неотложные случаи? Рынок таких услуг растёт на 10% в год и чем его заменить, никто до сих пор так и не придумал.

Но почему арабы обратили внимание именно на "Интис", ведь поставщиков СМС, куда более крупных, хватает и в Европе, и в самих Эмиратах? Всё дело в инновационном софте компании, представившей в нынешнем году продвинутый сервис укороченных ссылок Cli.co. Конечно, заказчик может воспользоваться услугами крупнейших сервисов, которых все знают – Bit.ly, Bit.do, t.co или TinyURL. Вы и сами наверняка оперировали ими при вставке ссылок с удобным коротким адресом. Но при проведении рекламных и маркетинговых СМС-кампаний необходима подробная статистика, а её обычные популярные сервисы дать не могут — они просто на это не рассчитаны. И вот тут на помощь приходят специалисты, типа Андрея Инсарова, для которого отправка сообщений на ваш телефон уже давно стала сферой для внедрения собственного программного обеспечения с улучшенными характеристиками. Заказчик встречается на конференции с исполнителем, обсуждает проблему и её решение, новое партнёрство начинает работать.

Так это происходит в современном мире, где всё же остаётся место для встреч, дискуссий и заключения сделок оффлайн. Наши компании, несмотря на все проблемы и препятствия, остаются частью глобального IT-пространства и формируют будущее, что не может не радовать. Мы уже в нём живём, зачастую не успевая за переменами, но так даже интереснее.