© ComNews
14.07.2022

Положение дел почти 50% московских технологических компаний не изменилось или улучшилось по сравнению с январем 2022 года. Об этом сообщается в новом исследовании Агентства инноваций Москвы, сделанного на основе данных базы стартапов Startup Guide и онлайн-опроса более 250 столичных предпринимателей.

Согласно исследованию, у 17% респондентов в период кризиса бизнес пошел в гору. Их них 57% – расширили клиентскую базу, 55% – усилили команду, 45% – увеличили продажи.

Но предприниматели связывают свой успех не со снижением конкуренции из-за ухода иностранных компаний, а с собственными усилиями, направленными на доработку и развитие продуктов.

В исследовании сообщается, что текущие экономические условия заставили свыше 60% московских технологических компаний адаптировать свою бизнес-модель под новые обстоятельства. Предприниматели, чья прибыль выросла, не ограничились только изменениями маркетинговых инструментов, но расширили географию продаж и оптимизировали цепочку создания добавленной стоимости.

В качестве сложностей для развития бизнеса 46% респондентов назвали дефицит средств на операционные расходы, 38% — снижение продаж, 28% — усложнение коммуникации с потребителями (из-за блокировки в России ряда популярных соцсетей) и 28% — потери иностранных клиентов или партнеров.

Также 76% опрошенных признались, что весной текущего года сократили хотя бы одну из статей расходов. В первую очередь предприниматели уменьшили затраты на содержание команды (56%), маркетинг и рекламу (56%), аренду офисов (47%) и исследования и разработки (47%).

Большинство основателей стартапов заявили, что не планируют релоцировать свой бизнес. Так, 73% респондентов отметили, что у них не было представительств в других странах, а 83% сообщили, что не намерены перевозить головной офис за рубеж.

Компании, которые настроены на переезд, рассчитывают на налоговые льготы (44%) и специальные визовые программы (33%) принимающей стороны. При этом в числе мест релокации предприниматели называют не только мегаполисы Европы, Азии и Ближнего Востока, но и российские города (например, Казань, Калининград, Новосибирск, Саратов, Таганрог).

Компании, пострадавшие от кризиса, значительно чаще планируют на короткую перспективу – менее двух месяцев. У большинства же стартапов есть план на более, чем полгода. Почти 80% компаний рассчитывают, что основная часть их продаж в ближайший год будет приходиться на российский рынок.

Говоря о дальнейших целях, треть опрошенных основателей, как сообщается в исследовании, планирует в перспективе кратно увеличить бизнес-показатели.

Компании, сильнее пострадавшие в кризис, также планируют расти, но менее амбициозны по темпам.

Согласно данным столичного Агентства инноваций, в Москве работает более 4,5 тысяч стартапов. Большая часть из них – это компании ранней стадии (только начали продажи), которые разрабатывают В2В-продукты. Среди московских стартапов выделяется более 200 быстрорастущих компаний (выручка растет не менее чем на 20% в год в течение последних трех лет), способных в перспективе занять значимые позиции на российском и международном рынке.

Новости из связанных рубрик