Светлана
Гацакова

директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group
© ComNews
10.11.2022

Российский рынок корпоративной автоматизации переживает переломный момент развития. Декларирован уход зарубежных вендоров и конкурентная динамика, возрастающая роль интеграторов и новые подходы к построению КИС. Об этом ComNews рассказывает Светлана Гацакова, директор ДКИС ALP Group - одной из российских компаний в области внедрения ERP-решений на базе 1С.

Какие комплексные задачи автоматизации стоят перед российскими компаниями? Изменились ли их бизнес-задачи? Какие ключевые российские технологии необходимы отечественным предприятиям?

Несмотря на изменение ландшафта ИТ-рынка, ключевые задачи, которые корпорации решают с помощью ИТ, остаются неизменными. Это и повышение производительности труда и общей эффективности бизнеса за счет инноваций, и кооперация с поставщиками и потребителями, и роботизация всех аспектов бизнеса. Но наряду с традиционными задачами многие предприятия ищут возможности для адаптации корпоративных ИТ к сложившимся в последнее время условиям. Каждая компания здесь действует по-разному. Некоторые стараются пролонгировать поддержку со стороны вендоров, другие уже начали переходить на импортонезависимые решения: ОС (Astra Linux, "Базальт"), СУБД (PostgreSQL) и прикладные системы (в области ERP здесь, конечно, лидирует 1С). Достаточно ли имеющихся технологий для полноценной миграции? Да, и такой переход может и должен начаться уже сейчас.

Видите ли вы возможность полной замены зарубежных ERP - SAP и др. - в крупных корпорациях?

Есть реальная возможность решить ключевые задачи автоматизации, не оглядываясь на зарубежных поставщиков, - вдумчиво, точно и так, как надо именно российским предприятиям. Платформа 1С - технологически и функционально зрелое ERP-решение. И то, что можно делать на этой платформе, выходит за рамки простого импортозамещения. 1С - это реальная российская альтернатива зарубежному ПО. И даже если бы SAP или другие иностранные вендоры не уходили с рынка, ее использование - более чем разумный выбор под реальные бизнес-задачи отечественных предприятий. И многие из них этот выбор сделали уже много лет назад. При этом развивается 1С быстро, постоянно прирастает функционалом, в том числе за счет партнеров, и много лет последовательно расширяет географию внедрений за пределы страны.

Отказываются ли крупные корпорации от зарубежных ERP? Насколько мне известно, ни одна корпорация, которая их использует, не отказалась от этого, а некоторые компании, например "Лукойл", даже продолжают внедрение SAP. Так ли это на самом деле и почему?

Крупнейшие предприятия страны, в том числе наши клиенты, предпочитают, с одной стороны, обеспечивать работоспособность систем, которые уже есть, а с другой - постепенно и последовательно внедрять российские решения. На такой переход компании федерального масштаба отводят до пяти лет - за это время вполне реально полностью отказаться от SAP. Почему именно столько времени? Здесь дело не в недостатках функционала 1С, а в том, что сама архитектура и принципы построения той или иной ИТ-платформы влияют на то, как организованы бизнес-процессы, - и наоборот. А значит, для того чтобы сохранить эффективность, требуется многое перестроить не только на уровне ИТ, но и в самой организации, в процессах управления и пр. В любом случае, внедрение крупной ERP - длительный, кропотливый процесс. Иногда его можно ускорить за счет приоритетного внедрения ключевого функционала и с помощью соответствующих методик.

Верите ли вы в возвращение SAP и других западных вендоров в ближайшей перспективе? Стоит ли предприятиям ускорить переход на российские ERP-платформы? Что делать клиентам, которые перешли на российские ERP системы, в случае возвращения SAP?

Я считаю, что вопрос, вернется SAP или нет, уже не так важен. Гораздо более значимым является то, что текущая ситуация помогла нам убедиться, что разработки, которыми обладает Россия, достаточны, чтобы обойтись своими силами. По крайней мере в той области, которой занимается наша компания, - все необходимое для этого есть. Для формирования, внедрения и создания соответствующего ИТ под свои best practiсes может потребоваться не один год. Но именно они могут дать долгосрочные ключевые преимущества. Время прямолинейного копирования лучших зарубежных практик проходит или уже прошло. Российские ИТ-компании и заказчики взяли оттуда много полезного, но сейчас время двигаться дальше. При этом конкуренция платформ - возможность для вендоров, интеграторов, заказчиков реализовывать идеи и инновации так, как они их видят. И не будучи связанными жесткими техническими ограничениями. Макрозадача здесь - создать в стране общую креативную среду, внутренне конкурентную и продуктивную.

Замена SAP предусматривает налаживание других систем компании с новой ERP-системой. Как вы видите организацию этой кооперации? Кто может компаниям помочь это сделать быстро?

Действительно, на рынке сложились определенные "среды": есть разработчики, которые создают локальные и нишевые прикладные решения для платформы SAP, и точно так же другие - уже для платформы 1С. Но опираясь лишь на базовую платформу, невозможно решить все задачи клиента во всем их многообразии. Традиционно, в базе, SAP давал больше готовых решений. Но сейчас ситуация изменилась, и интегратор, помимо платформы, должен брать на себя соединение множества "частных" решений, чтобы решить задачу клиента. Это требует по-настоящему широкой и универсальной квалификации. Это важная для рынка проблема, ведь слишком узкий фокус интегратора на конкретной технологии не позволит сделать проект на должном уровне. Таким образом, необходимы умение взять все от имеющегося "железа", глубокое понимание особенностей различных ОС и СУБД, обладать знаниями по конкретным прикладным технологиям - и собственным разработкам, и сторонним "коробкам", и open source. К сожалению, компаний, которые способны решать такие задачи, в стране пока не так много.

Какие ключевые технологии и продукты находятся в вашем портфеле? В каких компаниях внедрены эти решения? Перечислите, пожалуйста. Закрыли ли вы с их помощью потребности клиента?

В настоящее время одна из ключевых экспертиз для серьезного интегратора - это сквозная мультитехнологичность, то есть умение работать с разными компонентами ИС на различных уровнях. Иными словами, интегратору нельзя не сочетать разные технологии, а лишь пытаться "прогнуть" заказчика под общепринятые готовые решения и практики. Мы используем целый ряд инструментов, которые помогают обеспечивать взаимодействие с заказчиком, следить за качеством разработки и рационально распределять проектные ресурсы - с учетом реальной загрузки и необходимого набора умений конкретного специалиста. Многие из этих инструментов созданы нами давно и апробированы на распределенных проектах. Отмечу, что одна из ключевых задач в любом проекте - обеспечение коммуникации между заказчиком и исполнителем. Так, например, наша система управления изменениями (СУИ) критически важна, когда мы работаем с заказчиком со множеством географически распределенных филиалов, а сама команда разработчиков при этом - централизована. Конечно, существование такой системы не отменяет необходимости в проведении личных или дистанционных совещаний, но она всегда дает существенный выигрыш при управлении деталями реализуемого проекта. Помимо этого, СУИ дисциплинирует всю команду за счет доступности конкретной информации, фиксирования всех обращений от клиента, четкого статуса каждой задачи, невозможности затянуть сроки или что-то "потерять". Еще одна наша разработка - Process Mining - существенно ускоряет обследование ИС заказчика, показывая реально идущие в организации процессы.

Есть ли у вас примеры внедрения продуктов за пределами России? Если нет, то смотрите ли вы в эту сторону?

Да, мы работаем на зарубежных рынках, в том числе делаем проекты для дочерних структур крупнейших российских предприятий. Например, внедрение системы управления технологической и договорной документацией для Gazprom International в ее дочерних компаниях по всему миру. Мы рассчитываем, что популярность платформы 1С за рубежом будет расти и среди чисто зарубежных заказчиков. Мы к таким проектам полностью готовы, будь то СНГ или дальнее зарубежье.

С марта правительство анонсировало пакеты поддержки ИТ-отрасли. Какими льготами вы воспользовались, какой фонд, сумма, грант или кредит вы использовали?

Пока мы не пользуемся правительственными грантами. Одна из причин - большой объем бумажной работы, которая требуется от компании - получателя гранта. Сейчас есть два вида грантов, один из них - непосредственно для интеграторов, второй - для заказчиков (пользователей систем), которые хотят внедрить ту или иную отечественную разработку - в этом случае отчитывается уже заказчик. Для нашей компании получение тех или иных грантов пока не является приоритетом. Возможно, мы бы хотели, чтобы работа комиссий, принимающих решение о грантовой поддержке, была более прозрачна для участников. Вообще, поскольку многие льготы в отрасли сейчас касаются скорее разработчиков софта, "коробок" (хотя недавно требование к доле чистой разработки в структуре прибыли было несколько снижено), интеграторы и компании, оказывающие ИТ-услуги, пока не имеют ощутимых налоговых льгот.

Получили ли ваши сотрудники отсрочку от армии, если да, то сколько? Какими еще льготами планируете воспользоваться?

Да, подавляющее большинство сотрудников ALP получили отсрочку. Что касается других льгот, то, как я сказала выше, пока мы внимательно следим за всеми инициативами правительства в этой сфере и "примеряем" на себя различные доступные варианты.

Как вы оцениваете ситуацию с конкуренцией на российском рынке - когда ERP-систем на нем наберется штук пять, включая 1С? Не стоит ли выбрать одного лидера и кого? И финансировать именно его разработку и вливать туда средства?

Повторюсь, для любого рынка плохо, когда существует только один мощный игрок - необходима настоящая конкуренция. Возможное снижение уровня конкуренции на ERP-рынке, что не идет на пользу ни вендорам, ни интеграторам, ни заказчикам - и это серьезный риск. Государство должно поддерживать такую конкуренцию. Уже много лет SAP являлся структурой, которая своими разработками и регулярно появляющимися новациями в софте стимулировала отечественного лидера - 1С - развивать свой продукт максимально быстро. Кто возьмет на себя роль движителя, пока непонятно. К сожалению, другие российские вендоры пока к этому не очень готовы. Возможно, здесь сами заказчики, ставя амбициозные задачи, могут выступить в роли стимула к развитию платформы. А те разработки, которые создают крупные компании in-house, пока не выходят на рынок, а следовательно, не создают позитивного конкурентного давления. Возможно, тот факт, что бюджеты будут оставаться в стране и могут быть направлены на финансирование как минимум специализированных решений, постепенно улучшит ситуацию.

ERP сегодня и 10 лет назад - это разные сущности. Как будут развиваться ERP на уровне идеологии, функционала, возможностей? Стоит ли продолжать идеологию ERP, не стоит ли что-то иное изобрести, как было с документооборотом, например?

Суть идеи управления ресурсами предприятия - для чего и предназначены ERP-системы - автоматизация учетных процессов во всех аспектах. Иначе это хаос, злоупотребления и пр. и пр. Чем крупнее предприятие - тем более это актуально. Нет точной информации - невозможно управлять, расти и развиваться. Поэтому ERP никуда не уйдет и вряд ли трансформируется во что-то принципиально иное. Но архитектурные подходы могут меняться. Интересное направление - это микросервисы, преобразование ИС из монолита в отдельные, правильно взаимодействующие, понятные компоненты-модули - собственно, сервисы. Традиционная архитектура предприятия уже будет выглядеть иначе. Скажем, бухгалтерия, склад, отделы кадров, продаж и пр. станут отдельными компонентами, собираемыми интегратором в единое решение. То есть, возможно, организации оставят за собой бренд, маркетинг, владение интеллектуальной собственностью, а многие другие направления будут отданы сервисам, которые сможет поддерживать аутсорсинговая компания. Например, один из наших заказчиков раньше сам занимался управлением розничными точками - а их у него несколько сотен, причем брал на себя все - от найма персонала до контроля склада и логистики и обновления ПО на кассах. Но это не было продуктивно. Поэтому принята новая модель, когда управление передавалось отдельным юрлицам, а сервисная ИТ-система обеспечила такой переход. Такой подход себя оправдал. Немаловажно, что, помимо расширения функционала, интегратор должен в любом случае обеспечить и должный уровень кибербезопасности. И эти задачи могут быть решены в первую очередь в партнерстве с лучшими российскими специализированными ИБ-компаниями.