Рынок подписок продолжит расти
Годовая выручка от подписок на цифровой контент в России по итогам 2022 г. составила около 180 млрд руб. Пользуется платными подписками 13% населения страны и еще 11% пользовалось раньше. В Москве активными потребителями таких сервисов является 27% населения. У 86% пользователей траты на подписки не превышают 1000 руб. в месяц.

© ComNews
14.03.2023

Таковы данные совместного исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) и АНО "Диалог", которые были представлены на круглом столе "Платные онлайн-подписки: регуляторные вызовы". Авторы исследования отмечают, что аудитория подписочных сервисов быстро росла: "Аудитория подписочных сервисов последние три года растет высокими темпами. Так, подписочная аудитория крупнейшего мультисервиса "Яндекс.Плюс" увеличилась более чем в два раза с 2020 г. по 2022 г. С 2017 г. по 2021 г. выручка видеосервисов, работающих по платной модели, выросла в девять раз, а рынок электронных книг (с учетом всех типов покупок) - почти в три раза". В ближайшие несколько лет темпы роста несколько снизятся, но все равно будут оставаться высокими. К 2025 г. авторы исследования прогнозируют, что пользователями подписочных сервисов станет треть населения России.

При этом, как подчеркнула вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова, подписочная модель применяется не только при дистрибуции различного рода цифрового контента, но и для взимания платы за практически любые услуги. В качестве примера: автопроизводитель BMW применяет такую модель для активации некоторых опций - например, подогрева сидений.

Основной проблемной точкой во взаимоотношениях поставщиков услуг и их потребителей, как отметила руководитель исследовательских проектов управления социологии АНО "Диалог" Валерия Короткова, являются так называемые подписочные ловушки: "Непрозрачные правила выставления счетов, сложные процедуры отмены и плохая коммуникация оставляют потребителей с подписками, которыми они не пользуются. Многие компании поддерживают жизнеспособность бизнеса за счет забывчивости и нерасторопности клиентов. В результате все больше людей обнаруживают, что платят за подписки, которые им не нужны. В различных источниках такая ситуация именуется подписочной ловушкой, формирующей соответствующее проблемное поле".

Согласно данным исследования ЦСР и АНО "Диалог", неиспользуемые подписки, за которые вносится плата, есть у 18% российских пользователей. При этом 38% в России объясняют наличие таких подписок желанием пользоваться ими в будущем, 28% - техническими сложностями, а 24% - тем, что забывают вовремя отменить подписку. В Москве ситуация заметно отличается: лишь 7% пользователей ссылаются на технические сложности, тогда как 32% мотивируют наличие неиспользуемых подписок тем, что забыли от них отписаться.

Половина пользователей в России сталкивались с тем, что используемая подписка не соответствовала изначальному коммерческому предложению, причем 30% от заявивших об этом - неоднократно. 60% потребителей не смогли вернуть деньги при отмене подписок. Большинство респондентов сталкивались со списыванием средств со счетов без уведомления.

Такого рода практика широко используется во всех странах, что находит отражение в регулировании. Как правило, от поставщиков подписочных сервисов требуют уведомления потребителей, облегчения отписки от сервисов. Предметом регулирования часто являются условия автоматического продления (Канада, Нидерланды, Турция), пресечение злоупотреблений бездействием пользователя (Нидерланды, США, ФРГ).

При этом, как отметил генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин, жесткость регулирования находится в прямой зависимости от того, являются ли сервисы, предоставляющие подписки, национальными или зарубежными. В отношении последних регулирование жестче. Однако Екатерина Папченкова заявила, что такой корреляции нет, приведя в пример США, где нормы регулирования более жесткие, чем в странах ЕС, и основными поставщиками подписочных сервисов являются международные компании.

В России сфера подписок в значительной степени не урегулирована. Как подчеркнул депутат Государственной Думы Антон Немкин, наша страна заметно отстает от других. На устранение данной регуляторной лакуны направлен законопроект, который до конца весенней сессии будет внесен в нижнюю палату Федерального Собрания. Предполагается, что поставщики сервисов будут обязаны уведомлять пользователей о планируемом списании средств за подписку. Как заявил Антон Немкин, законопроект учитывает интересы добросовестного бизнеса и не нанесет ему ущерба.

Член Совета Федерации Константин Долгов также назвал проблему актуальной. Сейчас, по его словам, многие проблемы можно решить только в ручном режиме, что требует значительных затрат времени. Многие проблемы касаются не только цифровых сервисов, но и государственных органов - например, ГИБДД, которая без уведомлений списывает штрафы за превышение скорости. Хотя главная задача законопроекта - вывести из бизнеса явных жуликов и непрофессионалов, на которых приходится основная масса проблем.

Вместе с тем законопроект вызвал довольно серьезную критику как со стороны общественных организаций по защите прав потребителей, так и бизнеса. Так, заместитель генерального директора по правовым вопросам ivi.ru Михаил Платов заявил, что меры, заложенные в законопроект Антона Немкина, приведут к оттоку до 15% пользователей у легальных онлайн-кинотеатров, в итоге данный сегмент рынка потеряет до 10 млрд руб. поступлений за год.

Заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев назвал предложенный способ уведомления странным и неудобным для операторов. Он в целом согласился с оценками оттока потребителей, озвученными Михаилом Платовым, и отметил, что потери доходов составят 10-15% от общего объема всего рынка цифровых сервисов, что скажется на экономике страны. Но при этом он заявил, что бизнес готов участвовать в решении реальных проблем.

Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов, наоборот, назвал законопроект недостаточно последовательным в плане защиты прав потребителей, которые заведомо слабее. Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ обратил внимание, что под давлением представителей бизнеса из изначального текста законопроекта изъята норма, согласно которой при отмене долгосрочных подписок плата взималась только за фактически оказанный объем услуг, а не за весь период, что является прямым нарушением закона о защите прав потребителей.

По оценке начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова, многие нормы законодательства по защите прав потребителей применительно к платным подпискам не работают. Но с другой стороны, многие моменты можно администрировать и с помощью действующего законодательства, хотя дополнительное регулирование все равно будет полезно. А вопросы уведомления потребителей, против которых возражают поставщики, можно возложить на банковский сектор, что, однако, усложняет конструкцию.

Новости из связанных рубрик