Светлана
Афонина
Евгений
Петров
03.07.2023

В Петербурге скоро может появиться четвёртая площадка особой экономической зоны: на территории бывшего завода Toyota в Шушарах. Площадь 164 га сопоставима с действующей "Новоорловской".

Неиспользуемые участки вокруг автомобильного завода Toyota могут войти в состав особой экономической зоны (ОЭЗ) "Санкт–Петербург", став её четвёртой площадкой, говорится в поправках к постановлению правительства Петербурга (№ 495 от 23.06.2014), опубликованных на сайте Смольного в рамках антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов.

"В целях дальнейшего развития ОЭЗ проводятся мероприятия по увеличению площади ОЭЗ за счёт присоединения территории… в Пушкинском районе Санкт–Петербурга", — отмечается в опубликованном документе. Из описания этой территории следует, что речь идёт о нескольких участках общей площадью 164 га, расположенных вокруг бывшего завода "Тойота Мотор" на Софийской ул. в Шушарах.

Разделили на части

Территория, которую на данный момент занимает предприятие, составляет около 224 га. Площадь самого автозавода — 140 тыс. м2, здесь также находятся поставщики, включая "Тойота Бошоку". При этом, судя по всему, японский концерн так и не смог начать использовать полученную землю полностью. На фотоснимках "Яндекс.Карт" видно, что две трети данной площади сильно заросли. Вероятно, территории были зарезервированы под потенциальное расширение предприятия, которого так и не произошло.

Участком в Шушарах площадью 224 га с 2014 года владело ООО "Тойота Мотор". В начале 2023 года всю территорию по кадастру начали делить — сперва на два участка, следует из данных Росреестра (имеются в распоряжении "ДП"). Первый из них — площадью 60 га, где размещены производственные корпуса, — перешёл в собственность ООО "Шушары–Авто".

Работа над оставшейся территорией, площадью 164 га, продолжилась в минувшем мае. Тогда весь этот массив был разделён на 85 новых участков, каждый из которых по отдельности поставили на кадастровый учёт. А 23 июня их собственником стал Санкт–Петербург.

В феврале 2023 года стало известно, что на этих неиспользуемых земельных участках Смольный планирует создать индустриальный парк.

"Мы со стороны города попросили согласование министерства промышленности и торговли РФ, чтобы неиспользуемую часть территории завода Toyota… отделить от основного предприятия… На территории, внешней к нему (заводу), мы будем развивать большой индустриальный парк", — говорил председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик на заседании в Совфеде, посвящённом проблемам и перспективам развития отечественной автомобильной промышленности (цитата по ТАСС).

В промышленном блоке Смольного и в ОЭЗ "Санкт–Петербург" не смогли предоставить оперативный комментарий.

По подсчётам "ДП", основанным на данных Росреестра, на новой площадке в Шушарах смогут разместиться примерно 66 резидентов. Получив такой статус, они смогут арендовать территории за 2% от кадастровой стоимости, а завершив строительство, выкупить участок за 25% от неё.

Учитывая бывшее использование предприятия как автозавода, участок, несомненно, хорошо оснащён необходимой промышленной инфраструктурой, а рядом расположена и транспортная, отмечает президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты (СПбТПП) Владимир Катенёв. "Всё это привлечёт промышленные предприятия, так как снижает их капзатраты на создание производственных мощностей, поэтому это привлекательное место для размещения различных типов производственных и распределительных центров", — говорит Владимир Катенёв. По его оценке, потенциал в этом месте могут увидеть промышленники из таких отраслей, как электроника, медицинское оборудование или "зелёная" энергетика.

Идея вхождения площадки в состав городской ОЭЗ может быть эффективной: налоговые льготы привлекут промышленников, это также позволит продуктивно использовать существующую инфраструктуру, добавляет глава СПбТПП. "Кроме того, включение этой территории в ОЭЗ может стимулировать дальнейшее экономическое развитие в регионе, что приведёт к созданию рабочих мест и повышению экономической активности", — подчёркивает Владимир Катенёв.

Расширят дважды

На данный момент ОЭЗ "Санкт–Петербург" занимает две площадки: "Нойдорф" в Петродворцовом районе и "Новоорловская" в Приморском суммарной площадью 182 га. Земля, которую могли бы занять потенциальные резиденты, практически закончилась.

Власти города уже озвучили планы создать третью площадку: речь идёт о территории 24 га на Парнасе. Там может появиться 15–17 производств. Первые новые инвесторы ожидаются уже в текущем году, приоритет обещали отдать высокотехнологичным компаниям.

"Мы наблюдаем дефицит ресурсов ОЭЗ. В частности, новые территории таких зон получат развитие и будут готовы лишь через 1,5–2 года, что очевидно вызывает определённое беспокойство, особенно принимая во внимание действующую макроэкономическую и геополитическую ситуацию и задачи правительства нашей страны", — комментирует председатель петербургского отделения "Деловой России", депутат городского Заксобрания Дмитрий Панов.

Отметим, что, как следует из опубликованного Смольным документа, сам бывший автозавод не включён в контур будущей площадки ОЭЗ в Шушарах. Но в отношении него есть планы по перезапуску, также силами государства. Концерн ВКО "Алмаз–Антей" планирует в 2024 году начать здесь производство тягачей БАЗ, а в 2026–м — электромобилей E–Neva.

Расширят дважды

На данный момент ОЭЗ "Санкт–Петербург" занимает две площадки: "Нойдорф" в Петродворцовом районе и "Новоорловская" в Приморском суммарной площадью 182 га. Земля, которую могли бы занять потенциальные резиденты, практически закончилась.

Власти города уже озвучили планы создать третью площадку: речь идёт о территории 24 га на Парнасе. Там может появиться 15–17 производств. Первые новые инвесторы ожидаются уже в текущем году, приоритет обещали отдать высокотехнологичным компаниям.

"Мы наблюдаем дефицит ресурсов ОЭЗ. В частности, новые территории таких зон получат развитие и будут готовы лишь через 1,5–2 года, что очевидно вызывает определённое беспокойство, особенно принимая во внимание действующую макроэкономическую и геополитическую ситуацию и задачи правительства нашей страны", — комментирует председатель петербургского отделения "Деловой России", депутат городского Заксобрания Дмитрий Панов.

Отметим, что, как следует из опубликованного Смольным документа, сам бывший автозавод не включён в контур будущей площадки ОЭЗ в Шушарах. Но в отношении него есть планы по перезапуску, также силами государства. Концерн ВКО "Алмаз–Антей" планирует в 2024 году начать здесь производство тягачей БАЗ, а в 2026–м — электромобилей E–Neva.

Новости из связанных рубрик