Павел
Королев

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
10.07.2023

Российские онлайн-кинотеатры по итогам 2022 года обошли традиционных производителей полнометражных фильмов и сериалов как по выручке, так и по количеству просмотров. Смогут ли платформы удержать лидерство в ближайшей перспективе и что может помешать им это сделать?

Онлайн-кинотеатры совершили резкий скачок после ухода с российского рынка зарубежных игроков - от американского Netflix до украинского Megogo. Пользователи стали покупать подписки отечественных сервисов, что позволило российским онлайн-кинотеатрам по совокупному объему выручки за 2022 год достичь отметки 63,3 млрд рублей - это на 5% больше, чем в 2021 году (60,3 млрд рублей).

Если поначалу все российские онлайн-платформы лишь транслировали чужой контент, то за 2022 год почти все они начали производство фильмов и сериалов. Единственный, кто не производил контент, - онлайн-кинотеатр Wink (принадлежит ПАО "Ростелеком"). Но в июле 2023 года он объединился с платформой more.tv (принадлежит медиахолдингу "Национальная медиа группа", НМГ). Объединенный видеосервис будет работать под брендом Wink, который теперь может смело называть новинки more.tv эксклюзивным контентом.

Таким образом, онлайн-кинотеатры в России за несколько лет сильно укрепили позиции и завоевали большую аудиторию. Однако некоторые моменты могут привести к оттоку пользователей и снижению выручки.

Главными "вредителями" для легального видеоконтента остаются онлайн-пираты. Даже несмотря на многочисленные методы борьбы с ними, в том числе со стороны государства, рынок интернет-пиратства продолжает работу. За 2022 год его объем в России составил 3,6 млрд рублей. Бюджет, конечно, не сопоставим с рынком официальных онлайн-кинотеатров, но сумма дохода пиратов - немаленькая.

https://www.comnews.ru/content/226147/2023-05-17/2023-w20/onlayn-piraty-sdayut-pozicii

Пираты продолжают отбирать у официальных ресурсов часть аудитории. И пусть на пиратских сайтах контент зачастую доступен в плохом качестве и периодически прерывается рекламой (в частности, нелегальных онлайн-казино) - зато он бесплатный, что неудержимо влечет многих пользователей. Даже учитывая недорогие подписки у онлайн-кинотеатров, остаются люди, которые не готовы платить за просмотр контента в интернете. При этом практически весь контент категории Originals, спродюсированный и созданный российскими онлайн-кинотеатрами, быстро оказывается в руках пиратов.

Отпугнуть аудиторию онлайн-кинотеатров могут и нейросети, которые все чаще пишут сценарии для фильмов и сериалов. На такой эксперимент уже пошел телеканал СТС, который работает над сериалом "Сидоровы": сценарий для него полностью написала нейросеть. Премьера состоится в 2023 году.

Онлайн-кинотеатры пока не отчаялись на подобный шаг. Но если вдруг и они попробуют задействовать в сценарной работе нейросети, пользователи воспримут это неоднозначно. Ведь нейросеть не понимает сюжет, а просто лепит его по шаблонам. Представители СТС во время съемок сериала "Сидоровы" уже говорили, что им приходилось в некоторых местах менять сценарий, чтобы сохранить логику и юмор (сериал комедийный). Главная проблема в том, что нейросеть не понимает конструкцию шутки. Сюжетную линию и характер персонажей она описывает идеально, но с диалогами и текстовым юмором пока существует большая проблема.

По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в декабре 2022 года, 32% жителей страны не доверяют технологиям в области искусственного интеллекта. Учитывая такой показатель, эксперимент по созданию контента нейросетями может негативно сказаться на статистике онлайн-кинотеатров (если, конечно, кто-то из владельцев платформ захочет провести такой эксперимент).

В целом, онлайн-кинотеатры в России переживают пик популярности. Вероятно, в ближайшие несколько лет рост их ключевых показателей (количество подписок, пользователей, выручка) будет продолжаться. Но когда-нибудь в страну вернутся зарубежные платформы и, скорее всего, немного подпортят статистику отечественным игрокам. Будет ли тот же Netflix так же популярен в России, как и до 2022 года - большой вопрос. Но часть аудитории он себе, конечно, вернет. Многое зависит и от отечественных платформ: в каком объеме и какого качества контент они будут выпускать. Но пока российские онлайн-кинотеатры могут чувствовать себя спокойно и уверенно: с олимпа их в ближайшее время никто не сдвинет. Главное - продолжать производить контент в привычном объеме для пользователя, иногда посматривая в сторону пиратов для блокировки нелегальных сайтов.