Екатерина
Поздеева
25.09.2023

На прошлой неделе в США начался процесс министерства юстиции против поискового гиганта Google, который является частью корпорации Alphabet. Компанию обвиняют в стремлении заключить вредящие конкуренции соглашения с операторами мобильной связи, чтобы получить сильную позицию по умолчанию на смартфонах и доминировать на поисковом рынке. Представители американского правительства утверждают, что этот антимонопольный процесс, крупнейший за последние десятилетия, определит будущее интернета.

Finam.ru разбирается в противоположных мнениях - министерства юстиции США и Google - и рассказывает, почему это антимонопольное дело так важно для участников рынка.

Google платит миллиарды за установку по умолчанию

Юристы министерства юстиции и коалиция генеральных прокуроров штатов встретились с представителями Google в Окружном суде Вашингтона на прошлой неделе. Как ожидается, судебный процесс продлится до ноября.

Со стороны обвинения одним из первых выступил Антонио Рангель, преподаватель поведенческой биологии в Калифорнийском технологическом институте. По утверждению Рэнджела, потребители, скорее всего, будут использовать браузеры на компьютерах и мобильных телефонах, предустановленные в качестве приложений по умолчанию.

Правительство утверждает, что Google ежегодно платит $10 млрд компаниям беспроводной связи, таким как AT&T, производителям устройств, таким как Apple, и производителям браузеров, таким как Mozilla, за то, чтобы они устанавливали Google поисковой системой по умолчанию. По мнению обвинителей, это затрудняет выход конкурентов на рынок, около 90% которого занимает Google.

Джон Шмидтлейн, юрист Google, во время перекрестного допроса Рэнджела указал на случаи, когда значительное количество поисковых запросов пользователей отправлялось в Google, даже если по умолчанию использовалась другая поисковая система. Он привел в пример смартфон BlackBerry, у которого по умолчанию был установлен поисковик Microsoft Bing. Тем не менее, 91% поисковых запросов пользователей этого смартфона все равно приходилось на Google.

"Это дело касается будущего интернета и того, столкнется ли когда-нибудь поисковая система Google с серьезной конкуренцией", - приводит CNBC слова адвоката министерства юстиции Кеннета Динтцера.

По мнению Динтцера, Google платит за настройки по умолчанию, которые позволяют ему получать больше поисковых запросов. Больше запросов означает больше данных, которые можно использовать для улучшения качества поиска, что помогает Google зарабатывать больше денег. Это, в свою очередь, дает Google еще больше ресурсов для оплаты статуса по умолчанию.

Кроме того, обвинитель отметил, что однажды компания даже назвала возможность потери позиции по умолчанию в Apple "ситуацией с красным кодом". Этот факт подчеркивает, что Google осознает огромную ценность настроек по умолчанию.

В то время как Google утверждает, что производители браузеров и устройств свободно заключают соглашения для использования поисковой системы по умолчанию, министерство юстиции считает, что компания имеет рычаги давления на производителей устройств, фактически вынуждая их подписывать соглашения. Например, производители считают Play Store "необходимым приложением" для телефонов Android, но единственный способ получить его - это подписать соглашения об эксклюзивности системы Google.

Google монополизировала рынок онлайн-рекламы?

Еще одним обвинением против Google стало злоупотребление влиянием в области поиска, которое помогло ему создать монополию в некоторых аспектах онлайн-рекламы. В 2022 году на нее пришлось более трех четвертей доходов Google.

Так, компания изменила свои рекламные аукционы, чтобы обеспечить достижение целевых показателей по доходам, иногда повышая цены на рекламу на целых 5%. Это стало известно из показаний Джерри Дишлера, вице-президента по рекламным продуктам Google. Он заявил, что Google часто вносит изменения в аукционы, которые использует для продажи поисковой рекламы. Речь идет о текстовых и рекламных предложениях, которые появляются вверху страницы результатов в ответ на запросы пользователей. Эти изменения могут включать увеличение стоимости рекламы или минимальных расходов на рекламу, так называемую резервную цену. По словам Дишлера, даже когда эти "настройки" влияют на цены на рекламу, Google обычно не сообщает об этом рекламодателям.

В одном электронном письме от мая 2019 года Дишлер и его команда обсуждали, как они пытались найти потенциальные изменения в рекламных аукционах, которые позволили бы Google достигнуть целевых показателей доходов за квартал, которые финансовый директор Рут Порат сообщила Уолл-стрит.

Отвечая на вопросы в суде в 2020 году, Дишлер признал, что некоторые изменения в аукционах привели к увеличению их стоимости для типичного рекламодателя на 5%. Он также допустил, что некоторые изменения, возможно, приведут к росту цен на целых 10% по некоторым запросам. Однако в 2023 году Дишлер подчеркнул, большинство рекламодателей, вероятно, перейдут к конкурентам, если Google попытается повысить цены на 15%.

По словам Дишлера, Google нашла выход, как заработать больше и не давать преимуществ крупнейшему участнику аукциона. Так, компания "переворачивает" местами занявшего первое место в аукционе рекламодателя со вторым, в противном случае всегда побеждала бы самая богатая площадка - Amazon. Дишлер заявил, что не знает, привело ли это изменение к повышению ставок для рекламодателей, но оно увеличило доходы Google.

Как отмечает Bloomberg, представитель Google во время суда отказался комментировать показания Дишлера.

Инновации и постоянное развитие - ключ к успеху поисковика Google?

Разумеется, Google все обвинения в свой адрес отрицает, утверждая, что это просто предпочтительный выбор потребителей. По словам представителей компании, именно эта популярность стала причиной того, что браузеры и производители смартфонов выбрали Google в качестве поисковой системы по умолчанию в рамках соглашений о разделе доходов.

Google подчеркивает, что сталкивается с жесткой конкуренцией и что популярность поисковой системы компании обусловлена постоянными инновациями, а не попытками помешать конкурентам.

По словам юриста Google Шмидтлейна, для правительства Microsoft стала предполагаемой "жертвой" в этом деле. Но он отмечает, что Microsoft не смогла укрепить свои позиции в поиске, поскольку долгое время не инвестировала в него и не внедряла инновации, сосредоточившись на развитии своего продукта - операционной системы Windows.

Google также утверждает, что рекламодатели мотивированы возвратом своих инвестиций и готовы сменить платформу, если думают, что смогут получить более выгодную сделку в другом месте.

По мнению юриста Google, производителям браузеров и устройств на самом деле выгодно иметь функцию по умолчанию по многим причинам. Потребители используют интерфейс браузеров ради поисковых систем, а принятие соглашения о разделе доходов с поисковым провайдером по умолчанию остается для браузеров хорошим способом заработать деньги, поскольку они обычно бесплатны для потребителей.

Почему это дело может изменить интернет? Дело в том, что нынешняя борьба министерства юстиции США и Google имеет серьезные последствия для крупных технологических компаний страны, которые регулярно обвиняют в покупке или удушении мелких конкурентов, но которые защищаются, подчеркивая, что их услуги бесплатны, как в случае с Google, или недороги, как в случае с Amazon.

Если будет установлено, что Google нарушила закон, окружной судья США Амит Мехта, который рассматривает дело, вынесет вердикт, как его разрешить. Он может приказать Google прекратить действия, которые он посчитает незаконными, или продать активы. И этот судебный кейс может стать прецедентом в дальнейших антимонопольных спорах с технологическими гигантами.

Новости из связанных рубрик