Image by macrovector on Freepik
Федерация гонок дронов России совместно с "Ростелекомом" открыли в Москве первый в России федеральный образовательный центр по обучению пилотированию БПЛА. К 2030 г. центр планирует выпустить 1 млн специалистов. В 2024 г. к программе обучения подключатся 30 регионов.
© ComNews
03.10.2023

2 октября 2023 г. в индустриальном парке "Руднево" открылся федеральный образовательный центр по обучению пилотированию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Программу обучения для него подготовили эксперты федерации гонок дронов России при поддержке ПАО "Ростелеком".

"Мы рады стоять у истоков появления в России новой цифровой отрасли, связанной с беспилотными воздушными судами. У нее огромные перспективы как в телекоме, так и в цифровой экономике в целом. Нам интересна эта отрасль в двух аспектах. С одной стороны, для ее развития потребуется цифровая инфраструктура "Ростелекома" и Tele2, в том числе для применения и интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ), а это в сегодняшних условиях неизбежно. С другой стороны, нашей компании с самой большой и разветвленной сетью в стране дроны будут нужны для решения технологических и логистических задач. Поэтому здесь мы видим профессиональную нишу для "Ростелекома", - заявил президент "Ростелеком" Михаил Осеевский.

Цель программы - обучить 1 млн специалистов к 2030 г. Для этого уже в 2024 г. Федерация гонок дронов России начнет образовательный проект в 30 регионах России. Обучение рассчитано на 240 академических часов, из которых 20% отводится на теоретический материал и 80% - на практику.

В рамках образовательной программы студенты освоят пилотирование FPV-дронами, инженерные навыки и работу с программным обеспечением, научатся самостоятельно осуществлять сборку, обслуживание и предполетную подготовку БПЛА, а также изучат тактическое применение БПЛА и противодействие дронам. Программа построена из 12 модулей, после каждого из которых ученики будут проходить аттестацию. По окончании курса каждому специалисту будет выдан диплом установленного образца о получении профессии. Образовательный центр гарантирует трудоустройство.

"Наш образовательный проект доступен для любого желающего. На данный момент уже откликнулось более 150 кандидатов. На первый поток, который является тестовым, мы набрали 26 человек. Максимальное количество - 50 учеников. В дальнейшем квоту будем расширять. Каждый после прохождения курса находит применение навыкам самостоятельно. Более того, любой наш выпускник получает статус преподавателя и может дальше развиваться в этом направлении, обучая других людей", - рассказал президент Федерации гонок дронов России Илья Галаев.

Руководитель проекта "Цифровые аватары" ИТ-компании "Наносемантика", специализирующейся на создании интерактивных диалоговых интерфейсов, Илья Иванов предположил, в каких сферах специалисты могут найти применение полученным навыкам: "Сегодня дроны - это примерно то же самое, что и телефоны с экраном в 2000-х. Они не были массовыми, поэтому не все понимали, зачем идти учиться на разработчика мобильных приложений. Сегодня ответ на этот вопрос очевиден, и аналогичная ситуация будет с дронами. Они могут поднять на новый уровень такую сферу услуг, как сервисы доставки. Сейчас дроны используют в индустрии развлечений, в частности, в воздушных шоу. Можно организовать чемпионаты по гонкам на дронах с тысячами болельщиков. Поэтому, на мой взгляд, создание центров обучения управлению беспилотниками будет актуально, в том числе при условии, если начнут формироваться новые направления их применения".

Руководитель центра беспилотной авиации "Оператор-БПЛА.рф" Максим Кондратьев указал на актуальные проблемы подобных центров обучения: "Во-первых, данные центры должны выпускать специалистов, имеющих реальные навыки законного и безаварийного пилотирования промышленных дронов, а не любительских. Во-вторых, они должны иметь навыки выполнения отраслевых кейсов для решения задач бизнеса и государства, чтобы по окончании курса выпускники без дополнительной подготовки сразу могли приступить к решению этих задач. Главная проблема большинства учебных центров подготовки - это отсутствие реального опыта у преподавательского состава, соответственно, низкий уровень подготовки выпускников. Кроме того, сейчас наблюдается однобокость специализации, зачастую направленной на программу "Оператор управления БПЛА". Этого недостаточно. Нужны аналитики, которые будут обрабатывать данные, полученные операторами БПЛА, нужны техники по ремонту и обслуживанию. Центры должны закрывать весь цикл эксплуатации БПЛА от полетов до конечного результата".

Эксперт национальной технической инициативы (НТИ) "Аэронет" Денис Кириков оценил возможность подготовки нужного к 2030 г. количества специалистов: "Цель качественной подготовки 1 млн отраслевых специалистов очень амбициозная и потребует максимального включения как материально-технической базы, так и создания преподавательско-инструкторской базы. И к выполнению этой задачи необходимо было приступить еще "вчера".

Руководитель отдела образовательных проектов компании "Геоскан Москва" (участник рынка НТИ "Аэронет") Никита Попов уверен, что задача по подготовке 1 млн специалистов осуществима при выполнении нескольких условий: "Должно быть вовлечение в отрасль большого количества людей. Для этого нужно проводить навигационные и профориентационные мероприятия, соревнования разного уровня, масштаба и сложности в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). В условиях бурного развития отрасли важна скорость и реакция, нужно успевать формировать и обновлять фундаментальные подходы в подготовке специалистов в более чем нескольких десятках направлений и не забывать о качестве. В тесной кооперации образовательных учреждений, государственных органов и промышленных предприятий это должно определить успех стратегического проекта. Важно учесть, что вопрос достаточности данного числа кадров для отрасли является сложным и зависит от множества факторов и состояния рынка. На мой взгляд, он напрямую зависит от прогнозируемого роста отрасли, географических и специфических условий рынка".

Новости из связанных рубрик