Максим
Белоус
06.10.2023

Персональные компьютеры из не просто желанных, но безусловно необходимых в офисе и дома устройств, какими они были в самом начале 2000-х, к настоящему времени переместились в категорию nice to have, — "в принципе, интересно, но нетрудно и обойтись". Для оснащения рабочих мест их всё ещё охотно закупают, но продажи частным потребителям снижаются — и перспективы у этого сегмента в целом не самые завидные. Точнее, такими они были до самых недавних пор, — пока разработчики не нащупали, кажется, уже второй вектор возможного возврата интереса широкой публики к ПК.

О первом из этих векторов мы уже писали: это "ИИ-ПК"; системы с развитыми аппаратными средствами для локального запуска генеративных моделей искусственного интеллекта (ИИ). Привлекательность такого рода компьютеров самоочевидна: по мере активного развития средств машинного обучения готовые, предварительно натренированные модели уже не нуждаются для своего запуска в серверах, оснащённых сверхмощными графическими адаптерами с десятками Гбайт видеопамяти на борту, — достаточно обычной игровой видеокарты с 16, 8 или даже 4 Гбайт.

Пока это справедливо лишь для специализированных ИИ — преобразующих текстовое описание в картинку, например, — но для решения конкретных бизнес-задач (вроде коммуникаций с клиентами на первой линии) всей мощи "интеллекта" пресловутого ChatGPT и не требуется. Кроме того, разработчики уже трудятся над созданием НП (нейропроцессоров, по аналогии с ЦП — центральными и ГП — графическими), что при меньшей себестоимости, чем нынешние геймерские видеокарты, смогут эффективнее решать задачи именно генеративного ИИ. ПК, укомплектованные НП, окажутся широко востребованы как частными энтузиастами такого рода компьютерных моделей, так и бизнес-заказчиками, которые сегодня не решаются привлекать общедоступный облачный ИИ для решения своих насущных задач, — ведь для этого приходится, ставя перед чат-ботом задачу, выкладывать едва ли не в открытый доступ весьма чувствительную информацию.

Второй же вектор, указующий направление возможного всплеска спроса на не самые дешёвые ПК, обозначили недавно почти одновременно HP и LG, представив публике складные ноутбуки с 17-дюйм (в раскрытом состоянии) экранами. Строго говоря, первенство по данному направлению принадлежит не им, — Lenovo ещё в 2020-м продемонстрировала модель ThinkPad X1 Fold с 13,3-дюймовым раскладным дисплеем (OLED-матрицу которого разработала, к слову сказать, всё та же LG). Правда, у X1 Fold имелся ещё и 10,8-дюймовый внешний дисплей — монохромный, на базе технологии E-Ink, — плюс совместимость с графическим пером Active Pen, плюс аппаратная Bluetooth-клавиатура в комплекте... Словом, это было дорогое и многофункциональное устройство с заведомо не слишком уверенно определённой целевой аудиторией.

За прошедшие три года вендоры ПК, судя по всему, сделали выводы из этого дебюта — и постарались более основательно подойти к позиционированию своих складных гаджетов. HP Spectre Foldable PC, тоже с магнитной беспроводной клавиатурой в комплекте (на случай, если экранная покажется пользователю недостаточно удобной), осознанно создавался как прототип: его невероятная рекомендованная розничная цена в 5 тыс. долл. США стала следствием избранного разработчиками подхода "удобство важнее доступности". Отработав ключевые элементы технологии и собрав обратную связь от пользователей, разработчики наверняка воплотят затем наиболее выигрышные идеи в более доступных широкому рынку моделях.

LG Gram Fold, доступный пока лишь на южнокорейском рынке, при чуть более демократичном ценнике (около 3,7 тыс. долл. США) тоже, очевидно, не будет пользоваться ажиотажным спросом. Его главная задача, судя по всему, та же, что и у Spectre Foldable PC: продемонстрировать, на что способен вендор, и оценить реакцию рынка. Если новая гибкая OLED-панель, на которую делают ставку уже два разработчика ПК, — крупная и более яркая, чем прежние варианты, за счёт дополнительного слоя органических излучающих элементов, — придётся по душе пользователям, велика вероятность появления схожих моделей и у других мировых брендов (например, о такой возможности говорил представитель Samsung). По мере же освоения ODM-изготовителями ПК новой технологии и другие, менее именитые и менее глобальные, бренды также получат доступ к выпуску крупноэкранных складных ноутбуков под своими марками.

Почему же столь дорогие и — на первый взгляд — представляющиеся менее надёжными (за счёт усложнённой конструкции петель и, собственно, гибкого экрана) компьютеры рассматриваются вендорами как одно из перспективных направлений? Прежде всего, их воодушевляет пример смартфонного сегмента, на котором — в условиях общемирового спада поставок — направление складных гаджетов единственное демонстрирует уверенный рост: по оценке TrendForce, в текущем году на складные модели придётся 1,7% от общемировых поставок смартфонов, а при условии продолжения актуальной тенденции на удешевление компонентов для них к 2027-му эта доля превзойдёт 5%.

И ещё немаловажное соображение: дорогие устройства высокомаржинальны — и потому даже сдержанные их продажи прочат поставщикам куда более ощутимые прибыли, чем циклопические отгрузки простеньких ПК по самым бюджетным расценкам. А в отсутствие прибыли невозможны инвестиции в новые разработки, — вот почему для дальнейшего развития сегмента персональных систем вендорам решительно необходимо предлагать покупателям такие устройства, которые остро хотелось бы приобретать — даже за несуразные порой суммы. И если ИИ-ПК решают эту задачу "от ума" (полезность их для решения бизнес-задач вполне ощутима), то складные ноутбуки, по всей очевидности, идут "от сердца". В любом случае, для канала и те, и другие окажутся хорошим подспорьем, — когда теми или иными путями доберутся и до российского рынка.

Новости из связанных рубрик