Image by Freepik
Единую цифровую платформу "Автоматизированная система управления зданием" (АСУЗ) в России используют всего 7,7% управляющих организаций. При этом только 3,8% многоквартирных домов оборудованы АСУЗ, а подключены к системе 3,4% квартир.
© ComNews
01.11.2023

Такие данные привела автономная некоммерческая организация (АНО) содействия развитию цифровизации многоквартирных домов "Умный МКД" по итогам исследования уровня цифровой зрелости управляющих организаций. Опрос проходил с 15 марта по 1 июня 2023 г. в формате онлайн посредством заполнения веб-формы среди 599 организаций из 68 регионов страны.

Главной целью исследования является оценка структуры рынка цифровых многоквартирных домов (МКД) в разрезе управляющих организаций (УО), поставщиков информационных систем для УО, внедренных цифровых сервисов для автоматизации существующих бизнес-процессов УО.

Исследование проходило при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ. "Управляющие организации - важный элемент системы строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому данное исследование крайне необходимо для всех участников цифровой трансформации нашей сферы, набирающей все большие обороты из года в год", - сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик.

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Заренин также сделал акцент на важности проведенного исследования: "Цифровые технологии уже длительное время помогают улучшать показатели бизнеса, решать бытовые проблемы граждан, а теперь они еще и будут обеспечивать комфорт и безопасность жителей. Формирование рынка жилья с высокими стандартами условий жизни невозможно без комплексной исследовательской деятельности, способствующей стремительному развитию цифровизации МКД и внедрению передовых цифровых решений. Результаты исследования будут полезны участникам строительного рынка, представителям отраслевых ассоциаций и экспертных сообществ".

По итогам исследования специалисты АНО "Умный МКД" сделали вывод, что не все респонденты корректно идентифицируют роль цифровых сервисов и их возможности. В интересах повышения уровня цифровой зрелости следует сформировать единую терминологическую базу.

Базовые сервисы автоматизации процессов УО, такие как биллинг и сервисы по управлению ремонтом и обслуживанием, применяет только половина опрошенных компаний, мобильное приложение для резидентов - около 33%. Кроме того, сохраняется минимальное распространение АСУЗ среди УО на вторичном рынке недвижимости. Систему преимущественно внедряют застройщики на этапе проектирования и строительства жилья.

Представитель пресс-службы компании, занимающейся внедрением цифровых продуктов в отрасль, "Лаборатория цифровизации жилья" рассказал о причине минимального распространения АСУЗ: "Внедрение "единой цифровой среды", в том числе на основе АСУЗ, представляет собой сложный интеграционный проект, когда необходимо "пробросить" данные с существующих инженерных в информационные системы УО и обеспечить ежедневную бесперебойную работу. В результате затраты на внедрение становятся неподъемными для классической управляющей организации. Причиной этому служит отсутствие стандартизации и унификации данных, стандартов оказываемых услуг и выполняемых работ со стороны УО, сложность внесения платежей за использование цифровых решений в тариф для собственников многоквартирных домов".

Низкие показатели внедрения цифровых сервисов доступа на территорию и гостевую парковку (без учета системы домофонии) показывают, что на уровне страны для вторичного жилого фонда класса эконом-комфорт существующая инфраструктура не позволяет внедрять технологичные решения, а в отдельных случаях проблема решается установкой шлагбаумов.

Существует и проблема кадрового обеспечения управляющих организаций. У каждой второй УО нет в штате инженеров. Если они есть, то в среднем на штат работают два человека. Почти в 70% УО не работают ИТ-специалисты. Если они присутствуют, то в среднем один человек на штат.

"Кадровую проблему можно решить двумя способами. С точки зрения рынка - через создание более простых и понятных интерфейсов для сотрудников УО и ориентацию на работоспособность сервисов без перекладывания технологических проблем на конечных пользователей - сотрудников УО и жителей домов. С точки зрения регулятора - стандартизацией данных для обмена ими между инженерными и информационными системами вне зависимости от поставщика услуг, а также возможностью включения сервисных платежей на поддержание работоспособности систем в тариф на эксплуатацию", - поделился официальной позицией представитель пресс-службы компании "Лаборатория цифровизации жилья".

Акцент в цифровизации главным образом идет на внутренние бизнес-процессы УО (электронный документооборот, коммуникация с резидентами и т.д.) Драйвером цифровизации УО может служить работа с резидентами. Это наглядная демонстрация преимуществ использования цифровых сервисов на территории дома и придомовой территории. Резидент может формировать спрос на цифровые сервисы, для которых УО будет готовить предложение.

Таким образом, 22% управляющих организаций уже внедрили или внедряют мобильное приложение для резидентов, еще 16% планируют внедрить в ближайшее время. 49% УО, которые используют АСУЗ, также внедрили мобильное приложение для жителей МКД, из которых почти 78% пользуются приложением постоянно.

Генеральный директор АНО "Умный МКД" Никита Уткин по итогам исследования обозначил главные проблемы отрасли: "Проникновение цифровизации (автоматизированных систем управления зданиями, АСУЗ) пока крайне низкое. Основа ожиданий от цифровизации - наборы получаемых жильцами сервисов. Несмотря на сформулированный запрос от пользователей, внедрение АСУЗ в стандарты девелоперов еще не получило широкого распространения. Участники рынка отмечают одновременно высокий потенциал и кадровые сложности. Среди базовых проблем формирующейся отрасли - отсутствие единого принимаемого и понимаемого всеми терминологического аппарата, что зачастую приводит к введению в заблуждение как покупателей недвижимости, так и пользователей цифровых сервисов".

Новости из связанных рубрик