Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
04.12.2023

Многолетнее бодание между региональными ТВ-компаниями и сотовыми операторами за частоты, используемые для аналогового вещания, можно прекратить одним росчерком пера. Достаточно внести одну поправку в закон "О рекламе" (№38-ФЗ), устранив лоббистскую глупость, которую Госдума внесла в него почти 10 лет назад. При этом в выигрыше останутся и эти две стороны, и федеральные телевизионные холдинги.

Продление прав на аналоговое эфирное ТВ-вещание в России в последние годы отнимает массу времени и у участников рынка, и у регуляторов, а также создает постоянное ощущение неопределенности. Например, прошедшим летом Минцифры анонсировало продление возможности ТВ-вещания в аналоговом режиме на два года - до 19 августа 2025 года. Однако в итоге Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) продлила разрешения на использование частот (РИЧ) аналоговым вещателям лишь до конца текущего года. Это привело к тому, что 17 ноября 2023 года ГКРЧ вновь потратила время на обсуждение данной темы и в результате продлила телекомпаниям, которые имеют частоты для аналогового вещания, право их использования до 31 декабря 2024 года.

https://www.comnews.ru/content/230367/2023-11-24/2023-w47/1007/analogov…

Протокол заседания ГКРЧ от 17 ноября 2023 года еще не опубликован, но Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) уже знает, что РИЧ будут продлены примерно на 1500 частот, на которых в аналоговом режиме вещают телеканалы. Из приложения к протоколу заседания ГКРЧ от 17 июля 2023 года видно, что тогда комиссия продлила РИЧ на 1629 номиналов частот. Используют их 276 вещателей.

С трибун профильных мероприятий региональные телекомпании говорят о важности аналогового вещания, приводя три аргумента в его пользу. Во-первых, региональным вещателям не нашлось места в двух федеральных цифровых мультиплексах (хотя некогда обсуждалась возможность выделения одного из 10 слотов в мультиплексе для регионалов или создания третьего мультиплекса исключительно для регионального телевидения). Во-вторых, в двух федеральных мультиплексах нет вещания на языках народов России, а в национальных республиках и округах оно востребовано: например, Телерадиокомпания "Новый век" (ТНВ) из Татарстана транслирует видеоконтент и на татарском языке.

И в-третьих, в малых населенных пунктах до сих пор есть зрители, принимающие аналоговое ТВ на комнатную или крышную антенну. Глава ТНВ Ильшат Аминов на недавнем Конгрессе НАТ рассказал о попытке отключить аналоговое вещание в одном республиканском городском поселении (как выяснил ComNews, это был Заинск, с населением менее 40 тысяч человек). Из-за вала возмущений ТНВ была вынуждена его вернуть. Компания не знает, сколько именно жителей Татарстана смотрит ТВ в аналоговом формате, понимая лишь, что это люди старше 55 лет.

Но есть гораздо более важная причина, заставляющая телекомпании (причем не только региональные) цепляться за частоты для аналогового ТВ-вещания. Еще 10 лет назад государственные видеохолдинги (Первый канал, ВГТРК, "Газпром-Медиа Холдинг" и др.), напуганные быстрым переходом их традиционной аудитории в интернет, сети кабельного и спутникового ТВ, пролоббировали принятие закона, который запретил "распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств". Эти поправки в федеральный закон "О рекламе" (№38-ФЗ) Госдума приняла 4 июля 2014 года, а в силу они вступили с 1 января 2015 года.

Как следует из этой поправки, если телекомпания вещает исключительно в сетях кабельного, спутникового или IP-ТВ, она теряет право размещать телерекламу. Незадолго до вступления поправки в силу государственные видеохолдинги осознали, что вырыли яму не только конкурентам, но и себе. Дело в том, что и у Первого канала, и у ВГТРК, и у "Газпром-Медиа Холдинга" есть немало тематических каналов, которые также попадали под запрет на размещение рекламы. Поэтому лоббистская машина была включена во второй раз, и 31 декабря 2014 года, за день до вступления в силу поправок в закон "О рекламе", сразу 40 телевизионных каналов под шумок получили от Роскомнадзора лицензии на вещание на 34-м частотном канале (34 ТВК) в московском эфире. Среди счастливчиков оказались 14 каналов, которые производят структуры ВГТРК, 12 каналов "Газпром-Медиа Холдинга", пять Первого канала, пять "Ростелекома" и по одному - холдинга News Media Арама Габрелянова, ТНТ, подконтрольного властям столицы ОАО "Москва Медиа" и Европейской вещательной компании (16% ее акций принадлежали ВГТРК).

Очевидно, что 40 ТВ-каналов не могут вещать на одной частоте, но это никому и не нужно: обретя одну эфирную частоту, все эти каналы вмиг обрели право размещения рекламы.

Частные владельцы телеканалов тоже смекнули, что к чему, и с середины 2014 года стали активно скупать региональные телекомпании с эфирными лицензиями и предпринимать попытки получения эфирных частот. Правда, вторую лазейку государство быстро прикрыло: в июле 2014 года ГКРЧ ввела мораторий на присвоение новых эфирных ТВ-частот для городов с населением меньше 100 тысяч человек (в более крупных городах они распределяются только по конкурсу).

С тех пор прошло без малого 10 лет, но эта абсурдная ситуация длится до сих пор. Страхи государственных ТВ-холдингов ныне связаны не столько с риском ухода рекламных бюджетов в тематические каналы, сколько с работой онлайн-кинотеатров (прежде всего с созданием ими оригинального контента типа "Иви Originals" и KION Originals). Поэтому если убрать из закона №38-ФЗ глупую поправку о запрете на размещение рекламы всем каналам без эфирной частоты и лицензии, в выигрыше останутся все. Частные и государственные ТВ-компании прекратят бутафорское вещание ради сохранения рекламных бюджетов и быстро освободят аналоговый эфир, а сотовые операторы получат заветные частоты из верхнего дециметрового диапазона (694-790 МГц). И хотя из 1629 частот, которые ГКРЧ продлила для аналогового ТВ этим летом, в полосу 694-790 МГц попадают всего лишь 162 номинала (то есть менее 10%), для рынка мобильной связи это лучше, чем ничего.