Юлия
Мельникова

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
18.12.2023

Бесспорно важная и наверняка нужная инициатива по ограничению использования мобильных телефонов на школьных уроках вынесена на уровень федерального закона, который в спешке принят в трех чтениях. В итоге закон исполняться не будет и потребует доработки или как минимум дополнительной серии подзаконных актов к нему. Вместо этого государство могло бы не бороться с прогрессом, а придумать варианты использования смартфонов в образовательном процессе.

В среду, 13 декабря, Совет Федерации одобрил законопроект об ограничении использования телефонов в школах. 27 октября 2023 года 20 депутатов Госдумы и два сенатора внесли этот законопроект в нижнюю палату парламента, 16 ноября он прошел первое чтение, а уже 6 декабря Госдума приняла документ сразу во втором и третьем чтениях. Нет никаких сомнений, что последний штрих, чтобы законопроект стал законом, - подпись президента РФ документ вскоре получит.

Изменениями в закон "Об образовании в Российской Федерации" (№273-ФЗ) перечень обязанностей обучающихся (ч.1 ст.43) дополнен новым пунктом - "не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев". Данная норма вступит в силу со следующего учебного года - с 1 сентября 2024-го.

Екатерина Тягай, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, рассказала ComNews, что новые нормы не регламентируют, должны ли будут учащиеся оставлять телефоны где-то на хранение, и, если да, за чей счет такое хранение должно быть организовано, а также кто будет нести ответственность за сохранность сданных мобильных устройств.

Как рассказала "Известиям" соавтор законопроекта председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, место хранения техники будет определять профильное министерство, то есть Минпросвещения России.

Кроме того, из формулировок закона фактически остается неясным: запрещается ли использование только мобильных телефонов или также иных подобных устройств, например, планшетов; запрещается ли такое использование в принципе или только для определенных целей (в качестве шпаргалок и подсказок, например); смогут ли школьники использовать мобильный телефон на перемене.

При этом, согласно новым изменениям в №273-ФЗ, "контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в организации, осуществляется педагогическими, руководящими работниками такой организации, а также иными лицами, на которых возложены соответствующие обязанности".

Как следует из обновленной редакции ч.4 ст.43 ФЗ "Об образовании в РФ", за нарушение обязанностей к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор и даже отчисление из школы.

Таким образом, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон максимально неконкретен. Юристы сходятся во мнении, что закон будет трудно воплотить в жизнь и было бы предпочтительнее, чтобы он был сформулирован более понятно.

Проблема смартфонов на уроках не нова и актуальна. Однако непонятно, почему столь узкий вопрос удостоился целого федерального закона. Обычно закон регулирует многогранную и сложно устроенную предметную область либо рынок (например, закон "О персональных данных" или закон "О связи"). Запрет на использование учениками сотовых телефонов де-факто касается внутренних правил поведения в школе, и для этого было бы более чем достаточно приказа Минпросвещения.

Не менее удивительна скорость принятия закона: от момента его внесения в Госдуму до принятия в трех чтениях и одобрения верхней палатой парламента прошло всего полтора месяца. На контрасте можно вспомнить злободневный законопроект о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные жилые дома, который Госдума не может принять вот уже девятый год (глава думского комитета по информационной политике, ИТ и связи Александр Хинштейн обещал завершение этого процесса до конца 2023 года).

Запрет - самое простое, что может сделать чиновник, и самое сложное с точки зрения контроля исполнения. Далеко не факт, что использование мобильных телефонов в школах нужно запрещать. Так, академик Российской академии образования, директор московской школы №109 Евгений Ямбург выступил за то, чтобы не запрещать телефоны, а научить детей пользоваться ими в правильных целях. "Это сложный вопрос. Потому что, во-первых, для того чтобы запретить, нужно иметь право отобрать. Ни педагог, ни охранник не имеет права чужую частную собственность взять и забрать. Во-вторых, это оперативная форма связи с родителями. По телефону они определяют, где ребенок, что с ребенком и так далее", - прокомментировал инициативу Евгений Ямбург.

Академик прав - надо идти вперед и менять систему образования, а не пытаться отнимать смартфоны. Уже давно, например, существует высшее дистанционное образование, и вместо стандартных экзаменов преподаватель дает выполнить студенту практическое задание (так как дистанционно невозможно запретить "списывать", используя интернет). Все нынешние школьники родились "с телефоном в руках" и не представляют жизнь без него, в отличие от думских депутатов, которые склонны видеть в телефоне лишь зло и помеху для учебы.

Закон оставляет множество вопросов как правового характера, так и технического воплощения в жизнь, а также очевидно породит кучу проблем вместо решения главной задачи - дать каждому школьнику хорошее среднее образование.

Норма документа предусматривает меры вплоть до отчисления из школы, но кто докажет, что ученик виноват столь сильно, что его нужно отчислить, и кто пойдет в суд, когда родители наказанного ребенка подадут иск о неправомерном изъятии частной собственности или о невозможности связаться с ребенком, чтобы, например, напомнить ему вовремя выпить лекарство. Кто из учителей возьмет на себя ответственность жаловаться на детей и наказывать их, или на это будет выделен отдельный охранник в каждый класс - снимающий на камеру урок и каждого ребенка.

Из текста закона следует, что телефон пронести в школу можно и даже нужно - на случай чрезвычайной ситуации. Такая ситуация всегда происходит неожиданно, и телефон должен находиться в кармане или рюкзаке ученика. Но соавтор законопроекта Нина Останина сообщила, что место хранения техники будет определять профильное министерство - выходит, что телефоны детям придется сдавать как минимум на время уроков. В случае ЧП все школьники побегут в эту телефонную комнату, создавая затор и топча друг друга, - это может создать ситуацию чрезвычайней, чем чрезвычайная.

Но и в обычное время идея хранения телефонов в специальном помещении не выдерживает критики. Большинство детей (хотя бы из начальной школы) не могут и полдня находиться без связи с родителями, поэтому каждую перемену возле хранилища будет собираться толпа жаждущих получить телефон учащихся, и перемены явно не хватит, чтобы раздать и снова собрать их у детей. Кроме того, во время урока привязанные к смартфонам подростки вместо того, чтобы слушать учителя, будут отсчитывать минуты в ожидании заветной перемены.

Если телефоны будут сдаваться на хранение, то школе понадобятся дополнительные ресурсы - отдельное помещение, система охраны и материально ответственное лицо с немалой зарплатой, поскольку не каждый за небольшое вознаграждение готов ежедневно отвечать за сохранность сотни смартфонов, цена которых зачастую превышает месячную зарплату учителя.

Теоретически существовал иной вариант заставить учеников не пользоваться телефоном на уроке (более простой и менее затратный) - на законодательном уровне разрешить проносить в школу только кнопочные телефоны. Но на практике и он неработоспособен: на входе в каждую школу пришлось бы ставить раму-металлоискатель и досматривать учеников, как в аэропортах. Это долго и дорого, и непонятно, что делать с теми, у кого обнаружится смартфон.

Вряд ли закон о запрете использования мобильных телефонов в школах обрадовал и сотовых операторов. По данным Росстата, доля детей и подростков в возрасте до 18 лет в 2020 году составляла 22,4% от общей численности россиян. Подростки - наиболее "качающая" категория абонентов, и можно смело предположить, что школьники потребляют как минимум 25% всего трафика сотовых операторов.

К слову, в отличие от чиновников, операторы идут в ногу с подростками и поощряют рост успеваемости учеников, несмотря на использование гаджетов. Например, в феврале 2023 года сотовый оператор Tele2 запустил проект "Мегабайты за оценки": за каждую пятерку ученикам начисляется 200 Мб интернет-трафика.

Однозначно, проблема зависимости детей и подростков от гаджетов существует. И решать ее надо спокойно и продуманно, но не на уровне федерального закона. Его посыл верен, но способ именно такого регулирования, скорее всего, провалится. Попытка бороться в школах с электронными калькуляторами уже была - едва ли нужно наступать на те же грабли второй раз. Сложно представить последствия данного закона для учителей, детей и родителей. Вместо того чтобы заниматься борьбой с прогрессом, государству и Министерству просвещения надо думать о том, как задействовать мобильные устройства, которых раньше не было, в образовательном процессе и формировать культуру их использования.