В 2023 г. лидером из соцсетей по использованию рекламодателями в России стала "ВКонтакте". За ней следуют Telegram и "Одноклассники". В топ-10 платформ, которые выбирают рекламодатели и блогеры, по-прежнему входят YouTube, Instagram* и TikTok. Российский рынок инновационной рекламы на онлайн-платформах составил 126 млрд руб. в 2022 г.
© ComNews
25.12.2023

По данным исследования "Отечественные и зарубежные социальные сети/онлайн-платформы: состояние, сравнительный анализ и перспективы", результаты которого 22 декабря представили Региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ), Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), количество отечественных социальных сетей в 2023 г. превысило количество иностранных, их доля составила 56%: в 2021 г. общее количество известных социальных сетей составило 41 (из них 18 - российские), а в 2023 г. количество игроков на рынке увеличилось до 63, из них 35 - это отечественные социальные сети.

"ВКонтакте", Telegram и "Одноклассники" авторы исследования рассматривают как развитые соцсети, а такие онлайн-площадки, как LOOKY, Yappy, TenChat, "Яндекс Музыка", "Звук" (платформа для прослушивания музыки от "Сбера"), обладают, по данным исследования, потенциалом быстрого развития.

Помимо этого, как отметил президент Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Борис Омельницкий, потенциал для размещения рекламы есть и у так называемых ретейл-медиа: "До 25% бюджета рекламодатели в России готовы выделить для экспериментов с рекламой. Наиболее интересным и растущим сегментом являются ретейл-медиа, потому что люди проводят много времени в интернет-магазинах и на маркетплейсах, оставляют отзывы".

По данным АРИР, отечественный рынок социальных сетей/онлайн-платформ можно считать сложившимся и самодостаточным с точки зрения рекламных параметров и потенциала дальнейшего маркетингового развития, однако считать его полностью российским пока преждевременно, так как устойчивые позиции занимают три иностранных платформы: YouTube, Instagram* и TikTok.

"Опрос рекламодателей позволил прояснить отношение бизнеса к российским социальным сетям и онлайн-сервисам: "ВКонтакте" имеет самый широкий набор рекламодателей - от представителей МСБ до крупнейших компаний. Данная платформа предоставляет разнообразные форматы по размещению, а авторам контента - возможности по монетизации. Второе место занимают Telegram и "Одноклассники", которые могут предложить высокие охваты рекламных кампаний, рассчитанных на разную аудиторию и географию. Российские рекламодатели также активно используют отечественные музыкальные платформы "Яндекс Музыка" и "Звук". LOOKY и Yappy предлагают пользователям и рекламодателям различные технологичные сервисы, растут по объемам аудитории, имеют хороший имидж по пользовательским оценкам, а также всю необходимую техническую и юридическую базу для дальнейшего активного развития", - отмечают авторы исследования.

https://www.comnews.ru/content/229948/2023-11-07/2023-w45/1008/uvelichivsheesya-kolichestvo-kontenta-pomogaet-biznesu-razvivat-brend

По словам исполнительного директора Ассоциации коммуникационных агентств России Валентина Смолякова, чтобы новые российские социальные сети могли конкурировать с зарубежными, им недостаточно создавать их копии - нужно добавлять уникальные функции.

"У нас до сих пор нет достойной альтернативы американскому видеохостингу YouTube, но есть несколько конкурирующих команд. Все, кто будет пытаться конкурировать с YouTube, должны создавать удобные рекламные инструменты для блогеров. Надо давать блогерам возможность больше зарабатывать и создавать удобные инструменты по переносу контента", - отметил Валентин Смоляков.

Ассоциация блогеров и агентств называет блогерами тех авторов в социальных сетях, кто зарабатывает на контенте или работает по бартеру: доля блогеров составляет 1-2% от аудитории социальных сетей, то есть около 2 млн человек. Порядка 5% из их - это топ-блогеры, у кого есть более миллиона подписчиков на платформе.

Как сообщила Татьяна Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств, по сравнению с 2021 г., в 2023 г. российский медиаландшафт изменился: tier-2 соцсетей расширился - эту нишу заняли российские соцсети.

"Как только соцсети-новички начинают вкладываться в маркетинг, рекламодатели присматриваются к ним. У блогеров ушел снобизм в отношении социальных сетей, и 5% блогеров, которые являются лидерами по популярности, уже ведут блог на нескольких, в том числе российских, онлайн-площадках", - заключила Татьяна Иванова.

* принадлежат Meta - компании, признанной экстремистской и террористической; запрещена в РФ