Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
26.12.2023

В 2023 году ComNews отпраздновал четверть века. Де-юре это случилось 15 июля, де-факто мы устроили торжественный прием 8 декабря. Но читателей ComNews - на три порядка больше, чем было гостей на приеме, поэтому на переходе в 2024 год хочется зафиксировать основные вехи первых 25 лет Информационной группы ComNews. Тем более что длинные новогодние каникулы располагают к чтению длинных и занимательных текстов.

"Мы не те, за кого себя выдаем", - это были первые слова, которые я почти экспромтом произнес в приветственной презентации на торжественном приеме в честь 25-летия ComNews 8 декабря. Это правда: четверть века назад мы собрались не для того, чтобы делать лучшее деловое издание о цифровых технологиях и телекоме. "Мы" - это группа редакторов из газеты "Деловой Петербург" ("ДП"). В те времена эта газета на 100% принадлежала шведскому издательскому дому Bonnier со 100-летней историей и была уникальной школой западной деловой журналистики - дисциплины, которой ни на одном журфаке России не учили ни тогда, ни сейчас. Как в любом хорошем издании, в недрах "Делового Петербурга" периодически рождались новые издательские проекты. В середине 1997 года шесть его редакторов из разных отделов решили создать новую газету - общественно-экономическую, ежедневную, большеформатную (А2 - "ДП" был таблоидом) и полноцветную. Мы назвали газету "Стандарт", имея в виду новый стандарт деловой журналистики.

В июне 1998 года трое из шести инициаторов проекта (еще трое испугались) ушли в отпуск, чтобы никогда не вернуться в "ДП" и подготовить для нового проекта "аэродром", на который должны были "сесть" немало сотрудников родной газеты. 15 июля 1998 года мы зарегистрировали компанию "Северо-Западная Медиа Группа" - именно от нее и ведет историю ComNews.

Полуторагодичная история подготовки проекта, включая печать пилотного номера газеты 17-19 августа 1998 года (если кто-то не знает или забыл - 17 августа 1998-го разразился самый большой за всю историю новой России экономический кризис), достойна отдельного повествования в духе довлатовского "Как мы делали газету". Если коротко - для реализации проекта мы договорились о кредитной линии величиной $720 тысяч с петербургским филиалом Международного московского банка (единственным на том момент кредитным учреждением в РФ со 100%-ным зарубежным капиталом), а гарантами согласились выступить свыше десятка разных петербургских компаний. Выпускать полноцветные газеты тогда не умела ни одна типография в Петербурге (полагаю, что и во всей стране), поэтому печатать ее мы намеревались в Финляндии (как и "ДП").

Августовский кризис застал меня с одним из партнеров в финляндском городе Ловииса, где мы печатали пилотный номер "Стандарта", в третьей по счету типографии (мы еще и выбирали). Типографский менеджер утром 19 августа 1998 года подозрительно спросил, уверены ли мы, что наша газета будет выходить - ведь в экономике России что-то происходит. Мобильного интернета и даже Wi-Fi в гостиницах тогда не было, мы ничего не знали о разразившемся кризисе, поэтому бодро отвечали, что в России постоянно что-то происходит и наши планы незыблемы. Финны в Ловиисе честно и бесплатно отпечатали сотню экземпляров пилотного номера (потенциальный заказ был для них сладким), и к вечеру 19 августа мы, груженые коробками с газетой, прибыли на поезде в Петербург - прямо как Ленин в апреле 1917-го.

Рис. 1. Первая страница пилотного номера газеты "Стандарт", вышедшего 19 августа 1998 года
Рис. 1. Первая страница пилотного номера газеты "Стандарт", вышедшего 19 августа 1998 года

По прибытии выяснилось, что российская экономика перевернулась вверх дном (курс доллара в одночасье скакнул с 6 почти до 24 рублей). Поначалу мы верили, что вскоре все рассосется, и исправно ходили в арендованный 400-метровый офис на 17-м этаже башни на Кантемировской улице. Но шли месяцы, и становилось ясно, что "незыблемый" газетный проект стал колоссом на глиняных ногах: валютный кредит в рублях подорожал вчетверо, при этом рынок рекламы просел в разы. К счастью, мы не успели залезть в этот кредит и финансировали деятельность, продавая рекламу в будущую газету под собственные имена (благо они были).

Чистосердечное признание

В самом конце 1998 года мы признались друг другу, что газета "Стандарт" уже не полетит. Из этого немедленно следовал вопрос: как жить дальше? Итогом первого полугода работы был рухнувший проект и долги в размере $53 тысяч (на такую сумму мы продали рекламу в будущую газету и все деньги потратили на подготовку). Возвращаться в "ДП" мы не хотели (да нас бы и не взяли как отщепенцев), никаких источников существования у всей команды не было, а за окном продолжал бушевать экономический кризис.

В начале 1999 года у нас возникло трезвое (в полном смысле этого слова - в конце 1998-го мы выпивали от безысходности ежедневно) понимание: если не полетел широкомасштабный проект на заемные деньги, то нужно приложить собственные, малые, силы к фокусной точке. Мы окрестили эту стратегию "принципом дятла" и стали думать, куда же долбить. Будучи выходцами из лучшей на тот момент деловой газеты страны, мы решили сфокусироваться на одном секторе экономики.

Я предложил телекоммуникационный рынок, о котором писал в "ДП" два с лишним года, приведя несколько аргументов. Во-первых, почти все операторские компании, созданные в России после 1992 года, были совместными предприятиями с западными партнерами (инвестфондами, вендорами и провайдерами услуг), и иностранные совладельцы в каждом СП диктовали спрос на деловую информацию и прозрачность бизнеса. Во-вторых, уже тогда было видно, что в этом секторе регулярно возникают новые технологии, которые создают новые рыночные ниши. В-третьих, в телекоме отсутствовал криминал - в отличие от банковского и топливного рынков, которые предлагали мои партнеры.

Выбрав телеком как точку приложения усилий, мы - по тому же принципу дятла - сформулировали концепцию первого продукта. Им стал ежегодник "Энциклопедия связи": несмотря на тяжеловесное название, это было деловое издание. Его контентом стала история в бизнес‑событиях каждого участника телекоммуникационного рынка Петербурга (в те времена федеральных игроков были единицы). На тот момент на питерском рынке связи было свыше 100 игроков (включая каждого интернет-провайдера), и мы обошли каждого из них ногами. Многие компании из тех, что помельче, видели журналистов впервые и страшно удивлялись, что мы хотим написать их историю и даже не просим за это денег.

Ежедневный ежегодник

В мае 1999 года из печати вышел первый выпуск ежегодника "Энциклопедия связи. Петербург Телеком". В нем было немало рекламы от вендоров (Siemens, Ericsson, Alcatel, Nokia, Italtel и др.) и крупнейших операторов ("ПетерСтар", "Совинтел", "Роснет", "Дельта Телеком", "Северо-Западный GSM" и т.д.). Он позволил расплатиться с половиной долгов (вторую часть мы смогли вернуть в 2000 году, после выхода второго выпуска "Энциклопедии"). Иных издательских идей у нас не было, и мы сели ждать наступления следующего года - на то он и ежегодник.

Рис. 2. Обложка четвертого выпуска ежегодника "Энциклопедия связи. Петербург Телеком" (май, 2022)
Рис. 2. Обложка четвертого выпуска ежегодника "Энциклопедия связи. Петербург Телеком" (май, 2022)

Но не тут-то было. Десятки компаний, которые мы обошли ногами при подготовке первого выпуска "Энциклопедии", стали наперебой звонить и сообщать о реализации планов, которыми делились при встрече. Очень быстро мы получили поток эксклюзивных новостей от участников телеком-рынка. Хорошему деловому журналисту новости жгут руки, и мы стали искать место для их публикации.

Мы начали сотрудничать с питерской редакцией газеты "Коммерсант", потом - с газетой Pulse (у нее был финский издатель), а в журнале "Эксперт Северо-Запад" даже договорились о ежемесячном приложении по телекому и ИТ.

Осенью 1999-го стало очевидно, что мы занимаемся ерундой, поставляя эксклюзивный рыночный контент в чужие СМИ за гонорары. Поэтому у нас возникла мысль публиковать эти новости самостоятельно. В воздухе опять замаячило слово "газета", но печатное новостное издание по одному рынку даже в теории выглядело странным, к тому же мы не понаслышке знали, сколько это стоит. И тогда кто-то из нас (возможно, это был пролетавший ангел) произнес словосочетание "интернет-газета".

Сейчас весь контент распространяется в интернете, и никого этим не удивить. Но в 1999 году все было по-другому. Во всем Рунете было чуть больше 4000 сайтов, и наш добрый знакомый Алексей Сигалов легко умещал их все в ежегоднике "Желтые страницы Internet. Русские ресурсы" (наподобие телефонного справочника Yellow Pages).

Рис. 3. Ежегодник "Желтые страницы Internet" в 1998-1999 годах собирал под одной обложкой все сайты в Рунете - их было чуть более 4000
Рис. 3. Ежегодник "Желтые страницы Internet" в 1998-1999 годах собирал под одной обложкой все сайты в Рунете - их было чуть более 4000

По данным IDC, в 1999 году в России было всего 1,2 млн интернет-пользователей (то есть 0,8% населения), включая тех, кто использовал только электронную почту. 1 марта 1999 года была основана первая интернет-газета Рунета - "Газета.ру".

Мы решили посоветоваться с теми, о ком намеревались писать, - с операторами связи. И большинство этих компаний, которые сами предоставляли интернет-услуги, очень скептически оценили идею интернет-газеты.

Communications News

15 апреля 1999 года журналист газеты "Коммерсантъ СПб" Алексей Ионов, который освещал рынок связи, запустил сайт "Новости коммуникаций Северо-Запада" с адресом comnews.ru, который расшифровывался как Communications News. На этом сайте он публиковал свои газетные статьи в большем объеме, выдавая по несколько публикаций в неделю.

Через полгода он понял, что поддержка и развитие новостного ресурса в интернете требует времени и денег, которыми он не располагал. Услышав, что мы думаем о создании интернет-газеты по телеком-рынку, Алексей Ионов предложил нам купить его сайт. После полуторамесячных переговоров 15 ноября 1999 года сделка состоялась.

Мы никогда не называли сумму сделки, но за давностью лет и отсутствием второй стороны (Алексей Ионов в июне 2012 года погиб в ДТП в Камбодже) это можно сделать. Стоимость покупки сайта ComNews составила $1820, хотя общественное мнение оценило ее в десятки тысяч долларов. Мы получили волну публикаций, в одной из которых говорилось, что это "первая в Петербурге сделка по продаже интернет-СМИ", а вторая постулировала, что это "первая в России продажа информационного сайта после кризиса 1998 года".

Сам Алексей Ионов опубликовал большую статью об этом в журнале "Коммерсант. Деньги", с заголовком "Один сайт чистой прибыли". В ней, в частности, автор сообщил: "…Северо-Западная Медиа Группа - компания, выпустившая петербургскую "Энциклопедию связи". У владельцев возникла идея создания собственного интернет-СМИ. И как раз в это время они узнали о возможности приобретения уже существующего в Петербурге информационного сервера. Поскольку в составе Северо-Западной Медиа Группы есть пара толковых журналистов, неплохо разбирающихся в телекоммуникационном рынке, я был уверен, что отдаю свое детище в хорошие руки".

Рис. 4. Статья продавца сайта comnews.ru Алексея Ионова в журнале "Коммерсант. Деньги" (24 ноября, 1999)
Рис. 4. Статья продавца сайта comnews.ru Алексея Ионова в журнале "Коммерсант. Деньги" (24 ноября, 1999)

Как была рассчитана некруглая цифра $1820, вспомнить уже невозможно. Скорее всего, она каким-то образом учитывала реальную доходность comnews.ru. Мы получили этот сайт с 600 читателями и двумя рекламодателями, которые платили по $150 в месяц за баннеры.

Но что гораздо ценнее, мы получили средство для "утилизации" (в лучшем смысле слова) деловых новостей телеком-отрасли, которое создавало лавры нам, а не другим СМИ, а также ежедневную занятость. И с первого дня в наших руках новости на сайте ComNews.ru (мы стали писать его название так) начали появляться в ежедневном режиме - благо, по замечанию Алексея Ионова, у нас была "пара толковых журналистов".

"Стандарт" 2.0

Не прошло и года, как у нас возникло буквально физическое ощущение, что нам нужно еще одно издание. На одном фланге мы имели новостную машину ComNews.ru, а на другом - тяжеловесную "Энциклопедию связи". Не хватало чего-то между: СМИ, которое было бы аналитичнее, чем сайт ежедневных новостей, и при этом оперативнее, чем "Энциклопедия связи". Так возникла идея аналитического журнала. Перебрав несколько вариантов названия, мы вынули из-под сукна имя погибшей в колыбели газеты - журнал стал именоваться "Стандарт".

Его первый номер вышел в октябре 2000 года. Поначалу "Стандарт" выходил с периодичностью шесть номеров в год, а с 2005-го стал ежемесячным. На страницах этого полноцветного издания можно было найти аналитику и прогнозы по всем секторам телекоммуникационного рынка (позднее - по ИТ и цифровым технологиям), а также интервью с ключевыми персонами рынка.

Рис. 5.1 Обложка первого (октябрь, 2000) номера журнала "Стандарт"
Рис. 5.1 Обложка первого (октябрь, 2000) номера журнала "Стандарт"Рис. 5.2 Обложка последнего (март, 2022) номера журнала "Стандарт"
Рис. 5.2 Обложка последнего (март, 2022) номера журнала "Стандарт"

Наряду с регулярными номерами, мы периодически делали специальные выпуски "Стандарта". Они появлялись к ярким отраслевым датам (20 лет сотовой связи в России, 30 лет интернета в России, 45 лет спутниковой связи, 120 лет со дня рождения Владимира Зворыкина и др.) и к крупным международным выставкам - это были англоязычные спецвыпуски, которые распространялись на ITU Telecom World в Женеве и Mobile World Congress в Барселоне.

Рис. 6.1 Обложка англоязычного спецвыпуска "Стандарта" к международной выставке CeBIT-2007
Рис. 6.1 Обложка англоязычного спецвыпуска "Стандарта" к международной выставке CeBIT-2007Рис. 6.2 Обложка англоязычного спецвыпуска "Стандарта" к международной выставке Mobile World Congress 2018
Рис. 6.2 Обложка англоязычного спецвыпуска "Стандарта" к международной выставке Mobile World Congress 2018

"Стандарт" содержал разностороннюю и качественную аналитику и инфографику, поэтому был очень популярен у участников рынка. Великий российский ученый из области телевещания Марк Кривошеев как-то сказал мне: "Все журналы лежат в приемных, а "Стандарт" - на столах у руководителей". А один заслуженный связист однажды похвалил нас за то, что мы издаем журнал по стандартизации (я не стал разубеждать его в этом заблуждении).

Мы протащили "Стандарт" даже через годы пандемии коронавируса, хотя она разрушила идею "офисного чтива" - когда один журнал могли прочитать десятки, а то и сотня специалистов. Но далее сопротивляться цифровому веку было невозможно, и весной 2022 года мы отказались от печатного журнала. Но дело его живет: теперь рыночную аналитику и прогнозы можно найти в специальном разделе Vision на портале ComNews.ru.

Далее - везде

Но вернемся к хронологии повествования, в 2001 год. Одной из наших идеологем с первых дней было то, что бизнес делают не компании, а люди. Поэтому в 2001 году мы запустили еще один ежегодник - "Кто есть кто в телекоммуникациях". Это была классическая книга Who is who, с биографиями и фото первых лиц в телеком-бизнесе и регулирующих органах.

С годами этот ежегодник расширял фокус, вбирая топ-менеджеров из сфер ТВ-вещания, ИТ, отраслевых цифровых технологий. Ныне он именуется "Цифровая трансформация. Кто есть кто" и вмещает свыше 2000 биографий. Разумеется, наряду с печатной книгой, которую попавшие в нее руководители из года в год хотят иметь у себя на столе или в шкафу, есть и онлайн-версия этого издания - с оперативными обновлениями. Наш период наблюдений за руководящим составом отрасли превышает 20 лет, и год к году сменяемость топ-менеджеров в компаниях и государстве составляет около 30%.

Рис. 7. Обложка ежегодника "Цифровая трансформация. Кто есть кто. 2023/2024"
Рис. 7. Обложка ежегодника "Цифровая трансформация. Кто есть кто. 2023/2024"

В 2002 году мы почувствовали, что скорлупа региональных телеком-рынков затрещала: в России стали появляться операторы связи федерального масштаба. Поэтому мы приняли решение об открытии офиса в Москве. Вскоре стало ясно, что деятельность во всероссийских масштабах из Москвы гораздо эффективнее, поэтому было решено создать для этих целей отдельную компанию. Долго придумывать название юрлица не пришлось: чуть ли не каждый связист в стране начинал утро с чтения новостей на ComNews, поэтому московская компания, зарегистрированная в марте 2003 года, получила имя ООО "КомНьюс Групп".

В начале 2004 года вышел первый выпуск ежегодника "Энциклопедия связи. Москва" - оммаж исчезающему локальному телеком-рынку столицы. В 2005 году ежегодник "Кто есть кто" стал единым для Москвы и Петербурга, а еще год спустя обрел федеральный ареал.

В 2005 году в рамках журнала "Стандарт" мы реализовали уникальный проект "Рынки связи стран СНГ": в течение года объехали все бывшие республики Советского Союза, повстречались там с первыми лицами всех телеком-операторов и регуляторов, и в каждом номере "Стандарта" (он как раз стал ежемесячным) появлялся обзор рынка одного из государств и сопутствующие материалы. В 11 номерах вышли обзоры рынков связи всех 11 стран СНГ, а в декабрьском номере мы дали сравнение всех этих рынков. Собранная информация была настолько уникальна, что инвестбанки и операторы из РФ, которые активно скупали активы в СНГ, на протяжении нескольких лет пользовались ею для оценки компаний и рыночных перспектив.

В 2006 году мы запустили исследовательский и консалтинговый бизнес - он был оформлен в отдельную компанию ComNews Research.

В 2007 году, когда российские связисты поглотили все доступные активы в СНГ и заинтересовались дальним зарубежьем, мы повторили в "Стандарте" подвиг 2005 года. Только на этот раз поездки совершались в дальние страны, к которым российские отраслевые инвесторы проявили явный интерес: Индия, Пакистан, Турция, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа и др. Проект "Дальнее зарубежье" в "Стандарте" имел не меньший успех, а наш обзор рынка связи Пакистана на английском языке еще долго оставался единственным полным и независимым исследованием в мировом масштабе.

В том же 2007 году мы создали дочернюю компанию "Комньюс Украина" в Киеве. Она занялась исследованиями местного рынка, а также подготовкой новостного и аналитического контента для ComNews.ru и "Стандарта". Правда, этой компании было суждено просуществовать всего три года: оказалось, что без полного контроля доходов и расходов вести там бизнес невозможно (позже я слышал аналогичный вывод не от одной российской фирмы, попытавшейся выйти на украинский рынок).

В 2008 году мы начали организовывать конференции, взяв на борт целую команду, которая в очередной экономический кризис ушла из известной event-компании Infor-Media. Оказалось, что слово "синергия" существует не только в книжках о бизнесе: сумма профессиональных умений пришедшей команды и знаний предмета в ComNews, помноженная на нашу богатую базу контактов и личное знакомство с первыми лицами всех ключевых компаний, дала фантастический результат. Направление ComNews Conferences, к которому мы поначалу относились как к стартапу, буквально за пару лет выросло в мощный бизнес, доходы которого перекрыли выручку всех издательских проектов ComNews.


Рис. 8. Направление конференций в 2008 году выстрелило в ComNews по принципу синергии

В 2009 году мы, при поддержке Минкомсвязи, запустили первый в истории ComNews конкурс - "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора", а в 2011 году - ComNews Awards. С тех пор это направление тоже развивалось, и в последние несколько лет мы ежегодно устраиваем конкурсы "Лучшие цифровые проекты для нефтегазового сектора" и ComNews Awards (последний отмечает наиболее значимые, уникальные и масштабируемые проекты цифровой трансформации в 10 крупнейших отраслях российской экономики).

Казалось, что счастью не будет конца: ComNews ощущал себя чуть ли не информационным монополистом на рынке деловой информации о телекоме, телевещании и разработке оборудования. Но в 2014 году все изменилось. Темпы роста российского рынка услуг связи, которые до этого исчислялись двузначными цифрами (и в абонентах, и в деньгах), резко снизились. Причиной тому было и насыщение основных рыночных сегментов, и появление бесплатных сервисов типа Viber и WhatsApp (которые отнимали хлеб у связистов), и очередной кризис в экономике (связанный с первыми западными санкциями). СМИ и конференции питаются из маркетинговых бюджетов, которые в случае любой экономической турбулентности попадают под нож первыми. И ComNews на собственной шкуре (точнее - кармане) ощутил это сокращение на телеком-рынке.

Цифровая экономика 360

Нам пришлось спешно искать новый источник благополучия. Этот источник мы разглядели на ИТ-рынке. Многие корпорации из различных отраслей стали смотреть на ИТ по-новому: не как на вынужденную расходную статью, а как на инструмент, повышающий эффективность основного бизнеса и создающий новые денежные потоки. В эту сферу в начале 2015 года мы и ринулись. Терминов "цифровая трансформация" и "цифровая экономика" тогда еще не было, и мы назвали эту сферу кургузым словосочетанием "ИКТ на вертикальных рынках" (отрасли экономики по-английски называют verticals) - насколько позволял доступный понятийный аппарат.

Это стало поворотным моментом. Мы решили осваивать новую сферу в отраслевом разрезе и каждый год запускать по одной новой ежегодной конференции, посвященной цифровой трансформации того или иного сектора экономики. Первым на этом пути стал Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России, который мы организовали в сентябре 2015 года (вскоре он стал именоваться Smart Oil & Gas). Следом аналогичные мероприятия стартовали и по другим вертикалям - электроэнергетике, сельскому хозяйству, горнорудной промышленности и металлургии, лесопромышленному комплексу, химии и др. Названия большинства этих форумов начинаются со слова Smart.







Рис. 9. Логотипы форумов ComNews по цифровой трансформации отраслей экономики РФ

Говоря языком маркетологов, это расширило наш адресуемый рынок фактически на 360°: из узкопрофильного информационного ресурса по телеком-рынку ComNews превратился в кросс-индустриального игрока, подмечая сходства и различия в применении цифровых технологий в разных отраслях экономики. Вслед за конференциями по этой тематике ее стали активно разрабатывать и наши СМИ, от ComNews.ru и вплоть до запущенного нами специализированного информационного портала "Цифровая экономика".

Даже для неспешного новогоднего чтения эта публикация уже длинновата, поэтому напоследок - коротко о планах. В 2024 году ComNews запускает несколько новых конференций: "Корпорации в цифре" (с фокусом на дочерние ИТ-компании крупных корпораций из всех секторов экономики), "Территория безопасности" (сразу четыре конференции по тематике ИБ под одним зонтиком), "Проектное управление" (во втором полугодии - следите за анонсами). Сразу два мероприятия мы проведем в Республике Казахстан: в мае в Алма-Ате состоится телекоммуникационный форум Telecom Eurasia, а в ноябре в Астане - форум Digital Enterprise (посвященный цифровой трансформации в промышленности). В рамках нескольких форумов серии Smart пройдут демодни индустриальных центров компетенций (ИЦК). В частности, демодень ИЦК "Химия" состоится на площадке форума "Цифровая химия".






Рис. 10. Новые форумы ComNews в 2024 году

Говоря о более долгосрочной перспективе, ComNews намерен сохранить и приумножить статус ключевой независимой площадки в русскоязычном интернете, оперативно отслеживающей деловые новости и тренды в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей и госуправления, а также бизнеса в области цифровых технологий, ИТ, телекоммуникаций и ТВ-вещания.

В целом мы намерены проработать ближайшие 25 лет с не меньшей бодростью и оптимизмом, чем первые четверть века. Встретимся на 50-летии ComNews!