Денис Дубачев, ведущий программист компании "Автоматизированные системы транспорта"
Денис
Дубачев

ведущий программист компании "Автоматизированные системы транспорта"
Дмитрий
Коновалев
© ComNews
10.01.2024

Разработчик аппаратно-программного комплекса рассказал, как развитие "умных" систем взимания платы способствует повышению комфорта для бизнеса и частных водителей.

Развитие цифровых технологий в транспортной отрасли – важнейшее направление для государства и бизнеса. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов во время ежегодного международного форума "Интеллектуальные транспортные системы России: цифровая эра транспорта", который состоялся в октябре. Технологии в этом году начали активнее внедрять в регионах. В 2023 году к программе внедрения интеллектуальных транспортных систем на дорогах подключился уже 51 регион. Год назад их было 43. Растет спрос на отечественные решения, связанные с бесконтактной оплатой проезда по платным участкам федеральных трасс. Разрабатывать и внедрять аппаратно-программные комплексы для платных магистралей одним из первых в России начал Денис Дубачев, ведущий программист компании "Автоматизированные системы транспорта". Его решения позволили повысить пропускную способность пунктов въезда на платные участки, удобство и скорость работы операторов, а также совместить ранее несовместимое оборудование. Об эволюции систем приема платежей на скоростных трассах и готовящихся новинках поговорили с автором разработок, Денисом Дубачевым.

Денис, ваш опыт в сфере автоматизации процесса взимания платы на платных участках дорог насчитывает более десяти лет. Как началась ваша карьера? Расскажите о первом опыте решения проблем.

Моим первым местом работы стала компания "Объединенные системы сбора платы" – крупнейший оператор платных дорог в России. Меня приняли на должность дежурного инженера по эксплуатации аппаратно-программного комплекса. Однако в свободное время я также занимался программированием для автоматизации процессов обслуживания оборудования и программного обеспечения. Мне стало интересно, как устроена система оплаты проезда на платных дорогах. Первой проблемой был как раз странный баг программного обеспечения на полосе - некоторые водители не могли покинуть участок по билету, который они получили при оплате на въезде. Система полагала, что билет уже использован, хотя водитель совершенно точно не был мошенником. Думаю, что в решении этой проблемы мне как раз помог свежий взгляд, а также максимальная скрупулезность и настойчивость. Специалисты со стажем не хотели даже браться за эту проблему, оценивая ее как нерешаемую, но с ростом трафика через пункты пропуска всё больше пользователей жаловались на нее. В результате я добрался до неочевидной причины - проблемы распознавания номера автомобиля из-за стрелы шлагбаума. Решение получилось очень простым - я предложил аппаратно отключать сигнал камеры во время открытия шлагбаума.

Своими умениями вы доказали, что обладаете всеми навыками для выполнения работ службы технической поддержки. В 2013 году компания создала новый отдел, куда вошли выдающиеся специалисты по работе с оборудованием и программным обеспечением системы взимания платы. Так компания получила огромную выгоду - собственный отдел технической поддержки позволил молниеносно устранять возникающие проблемы на платных участках и даже предотвратил появление многих из них. К тому же это решение было гораздо дешевле и надежнее аутсорсинга. На данный момент этот отдел поддерживает работу всей инфраструктуры платных дорог компании на федеральных трассах М-3 и М-4. Вы участвовали в организации работы этой службы, расскажите подробнее об этом опыте.

Мне было поручено наладить технологические процессы в новом отделе технической поддержки и настроить для этого специальную систему serviceDesk. Однако в ней не было многих функций, которые я считал необходимыми. Впоследствии новый функционал действительно оказался крайне полезным и незаменимым инструментарием в деятельности отдела. Чтобы внести дополнения, я с нуля всего за два месяца изучил новый для меня язык программирования PHP и принялся за масштабную модернизацию этого продукта. Сделал надстройки, и в результате появилась возможность, например, вести журнал технического обслуживания, отправлять СМС-оповещения на рабочие телефоны инженерного состава о критических событиях. Всех нововведений перечислить невозможно – их очень много маленьких и больших, но очень полезных. В результате мне во многом удалось наладить работу отдела технической поддержки в плане автоматизации процессов и улучшения сервисов.

После, уже в должности ведущего специалиста отдела технической поддержки, вы сыграли ключевую роль в создании уникальной системы мониторинга оборудования и программных компонентов на платных дорогах. Почему возникла такая необходимость?

На пунктах пропуска транспортных средств и на узлах трассы установлено специфическое оборудование, оно требует специальных протоколов и приемов работы, поэтому готовые решения нам не подходили. Я реализовал абсолютное большинство функций этой системы, она разрослась до уровня основного инструмента, который использовал в своей деятельности не только весь наш отдел, но и инженерный персонал, а с помощью оповещений об экстренных ситуациях информация моментально поступала руководству. Система используется в компании по сей день.

Создание системы интероперабельности в России – это еще одно ваше начинание, которое решило большую проблему автомобильных грузоперевозчиков в том числе. Теперь пользователь с одним транспондером может без проблем проезжать по всем платным дорогам, независимо от того, кто их обслуживает. Как вы пришли к этому решению?

С развитием платных дорог в нашей стране стало больше поставщиков электронных средств регистрации проезда, DSRC-транспондеров. Но они могли использоваться только на участках, находящихся под управлением конкретной компании-эмитента. Естественно, это создавало неудобства в первую очередь водителям и транспортным компаниям, которым приходилось покупать несколько наборов оборудования и вести несколько аккаунтов. При моем содействии был разработан специальный протокол обмена данными транспондеров между различными операторами платных дорог, а впоследствии и решение по обмену списками транспондеров. Я создал ядро сервиса интеграции компании "Объединенные системы сбора платы" в общую систему. Дальнейшей разработкой протокола межоператорского взаимодействия уже занимался технический комитет компании "Автодор", и 1 сентября 2017 года на всех платных участках России начала действовать промышленная система интероперабельности.

В 2021 году компания ОССП модернизировала самый первый платный участок в России — 414-464 км на трассе М-4 "Дон" и установила там новый комплекс взимания платы "Рутолл". Здесь вы тоже проявили свой талант и реализовали специальный интерфейс для управления обеими системами вместе. Это помогло установить новый комплекс практически незаметно для пользователей и значительно сократить издержки при проведении технических работ. Расскажите подробнее о своей разработке.

На самом деле разработкой этого интерфейса я с коллегами занимался ещё в 2017 году, задолго до модернизации участка. В этом же году интерфейс и был запущен в работу. Причиной было стремление улучшить функционал и удобство пользования штатной системой Tecsidel, эксплуатирующейся ещё с 2010 года. В итоге, уже через месяц после запуска все операторы стали использовать новый интерфейс для работы. Время обслуживания клиентов значительно сократилось за счет быстрого доступа к необходимым функциям системы. В результате компания стала получать меньше жалоб от пользователей. Для меня это был успех – я понял, что могу воплотить свои самые смелые идеи и сделать свою собственную систему от начала и до конца, не используя стороннее программное обеспечение.

Такая возможность вам представилась уже в должности ведущего программиста в компании одного из крупнейших поставщиков ИТ-решений для транспортной отрасли "Автоматизированные системы транспорта". Именно здесь вы разработали аппаратно-программный комплекс "Мегатолл", который ускорил процесс оплаты на пунктах пропуска. Его используют на десятках участков от Москвы и теперь до Хабаровска. Как часто модернизируете его?

К моменту перехода в компанию "Автоматизированные системы транспорта" у меня уже были серьезные и уникальные наработки - основные алгоритмы будущей системы, которые мы решили запатентовать. К тому же, я принял непосредственное участие в разработке технического задания и тем самым существенно улучшил качество системы на самых первых этапах её создания.

В самом начале было важно, чтобы транспорт не задерживался на пункте пропуска. Я нашел решение, благодаря которому принимать оплату можно без ожидания, когда предыдущий автомобиль полностью выедет – достаточно, чтобы он заехал на пост-классификатор, и платить уже может следующий. Затем, во время пандемии коронавируса, я внедрил в комплекс автомат, принимающий все виды оплаты без участия оператора. Наш комплекс используют такие крупные операторы платных дорог как "Объединенные системы сбора платы", "Автодор-ПД" и "Транстолл", являющиеся партнерами компании "Автоматизированные системы транспорта".

В процессе разработки и поддержки "Мегатолл" я часто сталкиваюсь с необходимостью расширения функционала, интеграции нового оборудования по желанию заказчиков. В прошлом году наша компания первой в России запустила разработанную мной систему, поддерживающую не только классические DSRC-транспондеры, но и набирающие популярность RFID-метки – доступные, компактные и практически вечные. Первой ее установили на трассе под Хабаровском, кстати. Ну и, конечно, я всегда стремлюсь к повышению удобства использования комплекса "Мегатолл" как пользователями, так и операторами. Поэтому постоянно рождаются и воплощаются в коде новые идеи и приемы работы. Мы "полируем" систему, стараемся довести её до идеала. Не исключено, что в следующих наших проектах тоже появятся новшества.

Вы не только занимаетесь практической стороной разработки систем, но и с недавних пор ведете научную деятельность. Буквально на днях вы опубликовали несколько статей в популярных научных изданиях. Расскажите подробнее, что вас побудило это сделать?

Я уверен что каждый профессионал рано или поздно приходит к мысли о передаче своего опыта другим людям. Не так давно я решил также представить накопленные мной знания широкой публике. Уже две мои статьи опубликованы в популярных в последнее время научных изданиях "Актуальные исследования" и "Инновационная наука", и я не собираюсь на этом останавливаться. Я горжусь тем, что могу привнести новые знания и опыт в индустрию IT.