Евгений
Перельчук
17.01.2024

В первую очередь речь идет о продаже между физическими лицами по объявлениям на популярных агрегаторах. Можно ли говорить о сером рынке топлива в России?

Продажу топлива через интернет могут запретить. С таким предложением Михаилу Мишустину выступили в ассоциации игроков топливного рынка "Надежный партнер". Говорят, что неизвестно, что разливают в гаражах, какого качества это топливо, и каким образом оно попало в руки частных лиц.

Говоря о продаже топлива через интернет, ассоциация имела в виду в первую очередь агрегаторы объявлений. На "Авито" тысячи подобных предложений как от вполне официальных юрлиц, компаний-посредников между нефтебазами и водителями, так и от совсем уж частников, условных "Петровичей" из гаража. Льют все — бензин с любым октановым числом, дизельное топливо. И льют большими объемами. Вот что рассказали радиостанции по одному из таких объявлений:

— Как я могу приобрести, доставка или куда-то самому нужно прийти?

— Нет, самому надо в Коптево приехать и заправиться.

— А почему так дешево, не разбавленный?

— Нет, обычное топливо.

— То есть все по ГОСТу, все в порядке с ним?

— Да, по ГОСТу.

— Просто на заправке одна цена, у вас другая.

— С нефтебазы закупаем и продаем.

— А можно, допустим, на пробу 50 л взять, а потом, если пойдет, то, может быть, и большой объем взять?

— Можно, конечно, почему нет.

— Оптом сколько у вас, откуда, от какого значения идет опт?

— От двух тонн, наверное, где-то.

— А две тонны — это сколько будет?

— По 40 рублей сейчас, было по 38, сейчас чуть цену подняли.

В письме ассоциация предлагает вообще запретить физлицам продавать топливо. В комментарии представителя "Авито" Business FM подчеркивается, что в настоящее время подобные сделки законом не запрещены, а окончательные договоренности между продавцом и покупателем всегда индивидуальны:

"Продажа топлива в настоящий момент не запрещена законом, этот товар можно свободно продавать на любой площадке. Большая часть объявлений размещена профильными компаниями, в том числе, работающими с производителями топлива. Цена, указанная в объявлениях, может зависеть от объема и вида продаваемого топлива, окончательные договоренности по цене продавец и покупатель обсуждают лично, в зависимости от деталей конкретной сделки. Для того, чтобы сделка прошла успешно, мы рекомендуем обращать внимание на рейтинг и отзывы, задавать уточняющие вопросы в чате с продавцом. Для нас важна прозрачность сделок, и, если мы получаем сигналы на нарушения, обязательно отправляем профиль или объявления на дополнительную проверку".

Претензий у официальных юрлиц к частникам множество. Чаще всего на "Авито" выставляется топливо по сопоставимым с заправками ценам, однако все знают, что, если позвонить и сказать, что хочешь скидку, тебе всегда пойдут навстречу. Никто, как правило, не проверяет качество такого топлива, в отличие, к слову, от АЗС и регулярных инспекций. Более того, уверена ассоциация, все эти объемы, полученные непонятно, где и как, еще и хранятся как попало.

Так что неплохо было бы устроить рейды по таким гаражам для выявления нарушений в правилах пожарной безопасности, говорит один из инициаторов обращения, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. Заодно он оценил объемы нелегального топливного рынка в России: "Это очень сложно, потому что мы же не знаем полный объем, мы не знаем, какое количество топлива у этих людей хранится, мы не знаем, ворованное оно или не ворованное, произведено ли оно по ГОСТу или не уплачены акцизы. Или, может быть, вообще оно произведено из какой-то ворованной нефти. Но в любом случае это сотни миллионов рублей. Даже если это хороший продукт, и он ворованный, то он уже, по сути, не очень хороший — это раз. Во-вторых, даже если он где-то был сворован и качественный продукт, но как он хранится и с чем он там смешивается, мы это не знаем. В-третьих, что там под видом гостовского продукта продают, мы тоже не знаем. Может быть, там какие-то растворители или печное топливо. Есть базовые вещи: первое — это продается неправильно, второй момент — это хранится неправильно, что может создать угрозу жизни и здоровью людей".

Скептики могут сказать, что своим обращением Мишустину игроки топливного рынка просто пытаются избавиться от рынка, так сказать, местных "разливаек", потому что переживают за свой кусок пирога. Реальность же такова, что запросы о полном запрете продажи топлива "от физлица другому физлицу" выглядят вполне адекватными, считает независимый эксперт Дмитрий Лютягин. И цепочка, по его мнению, тянется с кризиса прошлого года, когда на АЗС в южных регионах наблюдался дефицит топлива: "Если бы мы были в процессе реформирования рынка, как в 90-е годы, наверное, такая схема была бы вполне приемлема. Я все-таки считаю, что наш рынок достаточно неплохо эволюционировал [с того момента]. Вот такого рода схемы, когда частное лицо не несет соответствующих гарантий качества предоставляемых услуг, продаваемого товара, это, наверное, не лучшая практика, и я бы этот рынок не назвал цивилизованным. Мы с вами столкнулись с достаточно серьезным топливным кризисом. Осенью в России наблюдался достаточно серьезный дефицит по отдельным видам топлива, который приводил к существенному росту цены. И одним из таких драйверов как раз были "серые" НПЗ, и деятели, которые топливо закупают для того, чтобы потом перепродать. Полагаю, что это имеет место быть".

В пресс-службе "Авито" добавили, что доля объявлений о продаже топлива составляет менее 0,01% от общего их числа, а большая часть предложений поступает от профильных компаний, работающих с производителями топлива.

Новости из связанных рубрик