Сергей
Гурьянов
06.02.2024

Глава Минцифры Максут Шадаев на цифровом форуме ШОС в Алма-Ате заявил о планах министерства внедрить чат-бот на основе технологии GPT в работу портала "Госуслуги". Нейросетью дополнят функционал цифрового помощника робота Макса. Пользоваться будут российской языковой моделью. Подробности — в материале "Известий".

Когда чат-бот появится на "Госуслугах"

На панельной сессии форума в рамках Digital Almaty 2024 министр Максут Шадаев заявил, что уже в этом году Минцифры планирует начать использовать технологию GPT на "Госуслугах". В презентации говорилось, что с помощью этой языковой модели можно будет получать справочную информацию и заказывать конкретные услуги.

"Государственные услуги будут оказываться онлайн. Это означает, что в момент обращения будет выдаваться результат. При этом мы считаем, что нужно развивать проактивные услуги, которые могут оказываться без обращения, а все консультации должен выполнять GPT, заполняя за человеком необходимые заявления", — сказал он.

Сейчас на портале "Госуслуги" уже действует цифровой помощник робот Макс, который за время своего существования обработал более 450 млн запросов в режиме диалога. Именно его и усовершенствуют с помощью технологий GPT.

В Минцифры позже сообщили, что при внедрении технологии генерации ответа на "Госуслугах" будет использоваться российская языковая модель. В качестве примера таких моделей названы YandexGPT и GigaChat от "Сбера". Искусственный интеллект будет "отвечать на конкретные вопросы короткими и понятными ответами, сокращая путь пользователя", также он сможет "генерировать ответ из базы знаний "Госуслуг" под конкретный вопрос, ориентируясь на сформулированную жизненную ситуацию".

В 2024 году проект будет запущен в тестовом режиме. Пока в Минцифры не смогли предоставить подробности о проекте.

Какую модель используют

Изначально в СМИ в цитате Максута Шадаева ошибочно появился ChatGPT вместо GPT. Стоит уточнить, что GPT — это семейство языковых моделей, а ChatGPT — конкретная разработка компании OpenAI, основанная на нем. Эксперты заметили, что использование продукта от OpenAI в сервисе "Госуслуги" невозможно. Это же косвенно подтвердил и председатель российского правительства Михаил Мишустин, который, выступая на форуме в Алма-Ате, заметил, что мышление ИИ "зависит от набора данных и отражает специфику страны происхождения".

"В "мозгах" GigaChat и ChatGPT разные картины мира, и при допуске ИИ в решение критически важных отраслей очень важно использовать модели, которые отвечают общечеловеческим, мировым ценностям и, конечно, собственным национальным интересам. Мы это учитываем", — заявил он.

Главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению "Транспорт и логистика" НИЯУ МИФИ Роман Душкин согласился с Михаилом Мишустиным в том, что в подобного рода сервисы ни в коем случае нельзя внедрять решения, которые находятся на серверах других стран.

— "Госуслуги" — это критически важная государственная система, привязывать ее к ChatGPT, который находится неизвестно на чьих серверах, ни в коем случае нельзя, — сказал он "Известиям". — Это касается и моделей с открытым исходным кодом, которые называют моделями класса "черный ящик", — мы не знаем, что там внутри, на каких данных она обучалась, не были ли эти данные "отравлены".

Руководитель QA-отдела ИT-компании SimbirSoft Марина Тарасова заметила, что многие крупные IT-компании уже выпустили инструкции, запрещающие загружать в ChatGPT рабочую информацию о своих проектах, так как у этого сервиса недостаточный уровень доверия для критически важных отраслей.

Роман Душкин подчеркнул, что для "Госуслуг" должны использоваться только "гарантированно чистые" модели, которые находятся на отечественных центрах обработки данных.

— У нас такие модели есть — тот же GigaChat, который, как недавно сообщали, по некоторым метрикам уже превзошел ChatGPT-3,5 Turbo, — сказал эксперт. — Не отстают и "Яндекс", и разработчики других моделей.

Зампред комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Антон Горелкин также подчеркнул, что на российском рынке есть несколько сильных решений, которые не уступают разработке OpenAI, и сейчас Минцифры, вероятно, выбирает между GigаChat и YandexGPT. Сооснователь и генеральный директор финтех-платформы Mandarin Алексей Толстик сообщил, что проект реализует "РТЛабс", дочерняя компания "Ростелекома", которая развивает цифровую экосистему "Госуслуг". "РТЛабс" тестирует модели от "Яндекса" и "Сбера", при этом бюджет проекта и финансовая схема еще не определены.

Директор "Преферентум" (ГК Softline) Дмитрий Романов указывает, что даже при коллаборации с YandexGPT, GigaChat или другими российскими решениями разработчикам нужно будет "затачивать" языковую модель под тематику и специфику вопросов, которые задаются на "Госуслугах". Поэтому, вероятно, в конечном итоге это будет собственная нейросетевая модель, обученная на информации, которая уже собирается при использовании портала.

Что даст чат-бот "Госуслугам"

Член комитета Госдумы по информационной политике, ИT и связи Антон Немкин заметил, что Минцифры внедрением искусственного интеллекта в "Госуслуги" "может задать новый тренд социализации ИИ".

— Стратегии нашей страны в отношении ИИ — не "останавливать", а возглавить и занять лидирующие позиции в мире, — сказал депутат "Известиям".

Роман Душкин поясняет, что внедрение чат-бота в "Госуслуги" позволит сделать сервис более клиентоориентированным.

— Сейчас практически на каждую государственную услугу есть электронный сервис, но ориентироваться во всем этом становится уже крайне сложно, — говорит он. — Сейчас робот Макс по запросу находит и дает ссылку на конкретную госуслугу. Если мы будем использовать большую языковую модель, то нам не понадобятся какие-то кнопки — просто будем писать боту, что сделать, и в диалоговом режиме заполнять поля заявления. Будет здорово, кстати, если появится еще и голосовой ввод.

Главное, замечает Душкин, это не сделать цифрового помощника слишком словообильным, чем грешат некоторые чат-боты.

Технический директор PIX Robotics Кирилл Серов поясняет, что сейчас цифровой ассистент на "Госуслугах" работает по принципу поиска в браузере, перенаправляя пользователя на нужную страницу сервиса. Интеллектуальный чат-бот сможет давать более конкретные ответы на интересующие вопросы.

— По нашим наблюдениям, за счет использования технологии GPT точность ответов чат-ботов в среднем повышается на 40%, — сказал он "Известиям".

Марина Тарасова отмечает, что такого электронного помощника можно будет попросить подать заявку на регистрацию брака, получение водительского удостоверения, выписки или любой справки — и робот сделает это за пользователя, после чего отдаст ему на проверку и подтверждение.

— Кроме того, он сможет простыми словами описать порядок действий в сложных процедурах: сделках с недвижимостью, при усыновлении, регистрации автомобиля, ввезенного из-за границы и т.д., — сказала она. — Важно учитывать риски возможного неправильного поведения чат-бота. Финальное подтверждение действий всегда должно оставаться за человеком.

Будет ли чат-бот ошибаться

Антон Немкин считает, что использование ИИ является резонным решением с учетом, что многие вопросы, которые задают пользователи "Госуслуг", достаточно однотипны и повторяют друг друга.

— Да, возможно, оправданы опасения по поводу точности ответов, — продолжает Антон Немкин. — Но технология искусственного интеллекта позволяет постоянно повышать точность ответов цифрового помощника.

Антон Горелкин полагает, что разработчики портала учитывают эти риски, выстраивая обучение нейросети таким образом, чтобы у граждан была возможность обратиться за разъяснениями к компетентному сотруднику.

— И ни одна государственная услуга не должна оказываться на основе решения искусственного интеллекта, — подчеркнул он. — Подобные сервисы должны служить задачам сбора и обработки информации, но делегировать принятие решений нейросетям государство не вправе.

Роман Душкин отмечает, что большие языковые модели действительно могут выдумывать ответ без привязки к каким-либо точным знаниям, однако эта проблема разработчиками фактически уже решена: при разработке чат-ботов можно использовать не только саму языковую модель, но и четко прописанные правила реагирования на действия пользователя.

— В случае с "Госуслугами", конечно же, это будет в техническом задании, — уверен эксперт. — Модель будет отвечать за общение на естественном языке, но одновременно сможет снабжена базой знаний с правилами реагирования на те или иные ситуации.

Старший эксперт по ИИ-технологиям ООО "Аурига" Владимир Суворов замечает, что чат-боты способны предоставлять даже более точные ответы на вопросы, чем человек, однако "качество ответа зависит от формулировки вопроса".

Дмитрий Романов полагает, что чат-бот всё равно будет ошибаться и иногда давать неточную обратную связь, таких ситуаций не избежать, — но ровно так же поступает и человек. В этой ситуации важно научить чат-бот отвечать на уточняющие вопросы и быстро переключаться с темы на тему.

Новости из связанных рубрик