Сергей Варнавский, ведущий системный архитектор Nexign
Сергей
Варнавский

ведущий системный архитектор Nexign
© ComNews
19.02.2024

В России, как и во всем мире, существует тренд на развитие IoT-экосистем (англ. Internet of Things - интернет вещей). Однако в нашем случае это еще и продиктовано необходимостью поддерживать развитие бизнеса телеком-компаний. IoT-проекты в этом плане - хорошая зона роста, однако она требует партнерского сотрудничества всех игроков рынка. О трендах IoT и влиянии на российский телеком расскажет Сергей Варнавский, ведущий системный архитектор Nexign.

По данным Ассоциации GSMA, к 2025 году число подключенных IoT-устройств во всем мире составит 25,2 млрд. Российский рынок также показывает положительную динамику: в 2022 году совокупная выручка российских операторов на IoT-рынке выросла на 24%, а количество подключенных SIM-карт увеличилось на 20%.

Данные говорят, что телеком-операторы в России и мире верят в развитие технологии интернета вещей и готовы инвестировать в развитие IoT-платформ и сервисов.

Почему телеком-операторы делают ставку на IoT

Перед поставщиками связи сейчас стоит глобальная задача - сохранять и повышать свою конкурентоспособность. Для этого нужно, с одной стороны, сокращать издержки и стоимость владения. А с другой - работать с клиентской базой, в том числе увеличивать свою ценность в глазах пользователей.

Востребованность технологий интернета вещей в потребительском сегменте также растет. Сам рынок потребительского IoT в 2023 году составил $5 млн, что на 21% больше, чем показатель прошлого года. Среди пользователей стабильно высок спрос на технологии Smart TV и "Умный дом".

Интернет вещей - технология, которая одновременно создает ценность для рядовых пользователей и выполняет задачи бизнеса и государства. В последние годы в России активно развивается B2G-направление. Бизнес участвует в тендерах по проектам умного города, а также развивает новые бизнес-модели.

Новые бизнес-модели применения интернета вещей в России

Перейти на дистанционный мониторинг соблюдения нормативов и записывать контролируемые метрики позволяет модель "Нормативный контроль". Она широко применима в добывающей отрасли, на химических производствах, среди региональных государственных заказчиков, компаний по переработке отходов и ГОКов. Например, городские администрации размещают датчики для учета содержания углекислого газа, сероводорода, аммиака, озона и других вредных веществ в воздухе. А на нефтегазовых предприятиях устройства отслеживают утечки вредных выбросов в атмосферу или нефти в окружающую среду.

Большой удар по экономике крупного предприятия - это внезапный выход из строя критического оборудования. Избежать внеплановых издержек поможет модель "Дистанционная диагностика, превентивное обслуживание и ремонт". При внедрении IoT можно снимать характеристики устройства, где установлен умный датчик. Такие данные с использованием ИИ помогут предсказывать возникновение аварий и проводить превентивный, менее затратный ремонт.

Наибольшую выгоду от применения IoT должна принести модель "Контроль операций". Технологии интернета вещей помогут существенно сократить влияние человеческого фактора на хозяйственную деятельность. Так, благодаря умным датчикам можно эффективно отслеживать состояние воды в водохранилищах и вовремя напоминать сотрудникам о необходимости дезинфекции. Модель "Контроль операций" широко используется в важных для России отраслях: животноводстве, сельском и рыбном хозяйстве. Датчики, например, позволяют следить за температурой тела коров или влажностью почвы - и автоматически приводить в действие исполнительные IoT-устройства: вентиляторы, машины полива и т.п.

Интернет вещей также помогает автоматизировать рутину и упростить жизнь малому и среднему бизнесу. Модель "Автоматизация операций" широко распространена в потребительском сегменте, где есть большой круг повторяющихся задач - размещение заказов на покупку расходников, заказ сервисных услуг.

Конечно, в основе работы каждой бизнес-модели IoT лежат технологические решения: системы хранения и обработки данных, облачные технологии. Также важную роль играет развертывание 5G-сетей, включая частные сети. Именно с технической стороной связаны некоторые вызовы для телеком-операторов на российском рынке.

Проблемы, с которыми сталкиваются телеком-операторы на российском рынке IoT

Ключевыми драйверами российского рынка M2M/IoT являются постоянно растущий спрос на новые технологические решения, развитие сетей связи и проникновение IoT-технологий во все сферы бизнеса. Несмотря на рост применения интернета вещей, отрасль сталкивается с определенными вызовами. Вот основные из них.

Медленное развитие сети

Развитие интернета-вещей требует энергоэффективных технологий. Поэтому важно, насколько активно в России будет разворачиваться 5G и другие типы беспроводных, специализированных для IoT, сетей и будет ли поставляться необходимое для работы сетей оборудование.

Покрытие сети - одна из самых острых проблем на данный момент. Например, каршеринг не может уехать за пределы Московской области из-за того, что отсутствует более-менее полное покрытие сети по федеральной трассе. Машины пропадают на большой срок, а IoT-эксплуатанты несут сильные риски.

Другой пример - умный дом. Из-за отсутствия сети в деревнях сложно использовать датчики по расходу газа или электричества. В результате тормозится автоматизация - сотруднику приходится обходить дома и вручную записывать показания.

Государство осознает эту проблему. В России есть инициатива по созданию федеральной сети для IoT в диапазоне 450 МГц. На запуск единого федерального оператора IoT-сети в 2025-2030 годах планируется направить более 100 млрд рублей. Но операторы считают, что этих средств будет недостаточно, а поскольку в большинстве субъектов РФ такие радиочастоты выделены одному оператору, то диапазон 450 МГц может грозить монополизацией рынка и ростом цен на услугу.

Нехватка оборудования и комплектующих

Многих российских потребителей IoT-устройств отключают от зарубежных платформ, в связи с этим растут эксплуатационные риски. Например, если мы говорим про такую важную для России отрасль, как сельское хозяйство, то техника, оснащенная умными устройствами, сегодня передает данные на зарубежные серверы, доступ к которым в современных реалиях затруднен или совсем невозможен.

Чтобы переоборудовать сельхозтехнику, нужно самостоятельно разрабатывать устройства и ПО, а для запуска производства необходимо тесное взаимодействие производителей устройств и платформ, бизнеса и государства.

В 2022 году совокупная выручка телеком-операторов на рынке M2M/IoT увеличилась на 24%. Несмотря на нехватку комплектующих, сложности в логистике и уход иностранных компаний, 2023-й тоже стал благоприятным для рынка: потребительский IoT показал рост на 21%, а промышленный - на 8%, или 144 млрд рублей в денежном выражении. Аналитики прогнозируют и дальнейшее его увеличение: до 189 млрд к 2026 году.

Отсутствие единой платформы

Сегодня системы видеонаблюдения могут закупать у одного вендора, датчики выбросов у другого, управление роботами - у третьего. В итоге получаем три разные системы, которые не объединены в единой управляющей платформе. Автоматизация в таких условиях сложнее, чем когда все процессы сквозные.

Недостаточная проработанность правовой базы

IoT-устройства дополнительно страдают от неоднозначной нормативной базы. Не каждый провайдер готов вкладывать деньги в IoT-сеть, которая требует партнерства с оператором мобильной четверки (NB-IoT-решения) либо имеет неясный правовой статус.

Отсутствие открытых, модульных IoT-платформ

Разнообразие оборудования и его производителей приводит к тому, что операторы связи вынуждены использовать практически уникальные платформы для каждого сервиса IoT. В последнее время ситуация становится еще более сложной в связи с уходом с российского рынка части производителей.

Открытая платформа для управления и эксплуатации IoT-решений позволит:

  • сократить расходы операторов на эксплуатацию и поддержку решений;

  • предложить производителям оборудования и решений единую площадку для стандартизации и гармонизации IoT-экосистемы.

Такая платформа должна обеспечивать защиту персональных данных пользователей. Для этого следует решать правовые вопросы, которые связаны с конфиденциальностью данных потребителей.

Безопасность данных, интегрированных в IoT-экосистемы

Чем больше устройств, тем масштабнее и многочисленнее кибератаки. Можно выделить два типа атак на IoT-устройства: DDoS-атаки и взлом устройств. Чтобы эффективно предотвращать атаки на серверную сетевую инфраструктуру, требуется глубокое понимание сетевых технологий, уязвимые места протоколов, на которых работает интернет вещей, например RFID, NFC, LPWAN и др.

В России есть несколько инициатив, которые помогут повысить устойчивость IoT-инфраструктуры и сервисов к кибератакам: совершенствование законов, введение сертификации IoT-сервисов, привлечение к проблеме внимания пользователей.

Основные выводы

Итак, с помощью IoT телеком-операторы могут существенно расширить портфолио своих сервисов, увеличить абонентскую базу и покрыть часть издержек. Бизнес-модели уже работают и приносят выгоду в разных областях и компаниям, и государству, но есть также другие потенциальные векторы развития:

  • поставки или производство собственного оборудования;

  • развитие 5G и альтернативных беспроводных сетей;

  • создание единой программной платформы, необходимой для ускорения разработки вертикальных решений;

  • разработка законодательных актов, которые обеспечат безопасность данных IoT-устройств и введут ответственность для разработчиков и производителей IoT-сервисов;

  • развитие экосистем, объединяющих производителей оборудования и программного обеспечения, интеграторов, бизнеса, а также бизнес-заказчиков.

Объем IoT-услуг не просто большой, а огромный. Инициативы по развитию сети и поставкам оборудования вряд ли реализуемы без сильной поддержки со стороны государства. Необходимы определенные требования и помощь операторам, а также приведение всего IoT-ландшафта к единому виду.