Яков
Шпунт

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
11.03.2024

Аккумуляторы средств индивидуальной мобильности и электромобилей стали значимой причиной пожаров, в том числе в России. Проблема будет все больше нарастать, если не принять меры, причем почти для всех, поскольку обладатели таких транспортных средств имеются практически в каждом доме, по крайней мере в больших городах.

Литиевые батареи становятся все более значимой причиной пожаров в разных странах, в том числе и в России. Горят аккумуляторы мобильных телефонов, ноутбуков, различных средств индивидуальной мобильности (СИМ), электромобилей, а также источников бесперебойного питания. Но последние мы оставим за скобками, тем более что они были предметом для разговора в прошлой колонке.

https://www.comnews.ru/content/231085/2024-01-22/2024-w04/1002/speshit-…

К тому же объектов, где такие устройства применяются, не так много. Да, пожар в каком-нибудь ЦОДе или в аппаратной оператора связи затронет много людей, но все же опосредованно. А вот если загорится батарея какого-то электросамоката или сегвея, что, скорее всего, произойдет в жилом доме, то последствия ощутят и соседи владельца злополучного устройства. А их обладатели есть почти в каждом доме, по крайней мере в больших городах. При этом батарея СИМ довольно увесистая, и ее возгорание может привести к очень серьезным последствиям. Как предупреждают специалисты, возгорание батареи СИМ заполняет среднюю городскую квартиру токсичным дымом за 20 секунд. Потушить такое возгорание подручными средствами невозможно.

К тому же положение осложняет еще целый ряд факторов, усиливающих риск пожара или взрыва. Прежде всего, в средствах индивидуальной мобильности используются технологии быстрой зарядки с сильными токами. В аккумуляторах для систем бесперебойного питания или, например, в электробусах такие не используются. Положение осложняет и то, что очень многие владельцы СИМ применяют неоригинальные зарядные устройства, где может отсутствовать защита от переразряда.

Второй фактор риска - не слишком аккуратное использование СИМ. А для батарей опасны как механические повреждения, так и эксплуатация вне допустимого для них диапазона температуры и влажности. Те же самокаты многие на зиму убирают на балкон, что с высокой долей вероятности приводит к повреждению батареи, блоков питания и электронных компонент. Падения и столкновения также могут повредить батареи со всеми вытекающими. И наконец некачественный ремонт или тюнинг, в ходе которых умельцы часто пытаются поставить более мощные компоненты, на что СИМ не рассчитано.

В итоге возгорания литиевых батарей, по данным российского МЧС, по итогам 2023 года стали одной из значимых причин пожаров. Среди них есть и инциденты с погибшими. Так, 20 февраля 2024 года сгорела квартира на Линейном проезде в Москве, в результате чего погибло два человека и один пострадал. Причиной пожара стал взрыв батареи электросамоката во время зарядки. Несколькими днями позже случился пожар в китайском Нанкине, возникший на парковке электроскутеров, который унес жизни 15 человек, а еще 44 пострадали.

Не все просто и с электромобилями. С одной стороны, их возгорания происходят приблизительно на порядок (в 9-11 раз) реже, чем у традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Такие результаты показало исследование Ахенского университета в Германии. По данным исследований одной из швейцарских страховых компаний, электромобили загораются в 30 раз реже обычных авто.

Но с другой стороны, возгорания электромобилей происходят часто без видимых причин. Положение усугубляет то, что отсутствуют стандарты на расположение ключевых элементов конструкции, включая силовые кабели и саму батарею. Это обстоятельство существенно осложняет работу пожарных и спасателей по извлечению водителей и пассажиров из горящей машины. Да и любой пожарный знает, что тушить электрооборудование под напряжением, не обесточив его, опасно.

Плюс ко всему, есть риск, что уже потушенный и вывезенный на свалку электромобиль может загореться снова. Такие случаи уже фиксировались в США, Китае и других странах с большой долей электромобилей. При этом для электромобилей также остро стоит проблема использования неоригинальных зарядных устройств. Кроме того, зарядные устройства для некоторых электромобилей являются весьма интеллектуальными устройствами, которые, как оказалось, уязвимы для кибератак, и пожар вполне может стать результатом "работы" киберпреступников.

Отдельная история - пожарная безопасность складов, где хранится большое количество электромобилей и батарей. Есть примеры громких инцидентов. Так, 28 сентября 2023 года произошел взрыв в логистическом комплексе под Ташкентом, где хранились автомобили (в том числе электромобили) и запасные части для них. Грибовидное облако было видно на более чем 30 км, ударная волна выбила стекла в окрестных домах, погиб один человек, пострадало 160.

Обойтись без литиевых батарей для транспортных средств пока нельзя. Тут с батареями для ИБП, где есть альтернатива в виде проверенных кислотных, принципиальная разница. Конечно, альтернативы появляются. Например, в Китае обещают уже в текущем году выпустить на рынок натриевые батареи для электромобилей, которые, как говорят, полностью пожаробезопасны. Есть и другие новые многообещающие разработки, которые уже в обозримом будущем должны попасть на массовый рынок.

Но пока новые безопасные технологии не вошли в жизнь, придется принимать меры для того, чтобы снизить вероятность возгораний. Самая очевидная - необходимо вывести с рынка опасные зарядные устройства без защиты от переразряда, как для СИМ, так и для электромобилей. Ужесточение сертификации СИМ также дело практически неизбежное, и недобросовестные игроки начнут уходить с рынка.

Будут меняться и стандарты. Со временем, надеюсь, быстро, будет унифицирована конструкция электромобилей, что облегчит работу пожарных и спасателей. А вот на стандартизацию парковочных пространств усилий будет потрачено больше. И тут, к сожалению, возможны перегибы.