Image by Freepik
14 марта корпорация Microsoft начала рассылать российским корпоративным пользователям и дистрибьюторам уведомления о приостановке доступа к облачным продуктам на территории России в самое ближайшее время. Под ограничения попадают такие продукты, как Power BI, Dynamics CRM, Office 365, SharePoint, OneDrive, Outlook, Project и т.д.
Яков
Шпунт
© ComNews
19.03.2024

Первым сообщил о рассылке таких писем Telegram-канал "Обсуждения на техдирском" вечером 14 марта 2024 г. Выдержка из письма: "Европейский союз недавно ввел новые экономические санкции, которые запрещают Microsoft поставлять определенное программное обеспечение для управления или проектирования (включая облачные решения) организациям, зарегистрированным в России. В соответствии с этим, согласно правительственным предписаниям, корпорация "Майкрософт" должна прекратить действие этих подписок, причем доступ ко всем данным будет потерян".

Днем позже получение таких писем подтвердила пресс-служба дистрибьютора Softline, причем не только от Microsoft, но и от Amazon и Google: "От лица ГК Softline мы подтверждаем получение официальной информации от Microsoft и Amazon о приостановлении доступа к облачным продуктам на территории России. В связи с этим ГК Softline предупреждает о возможных функциональных ограничениях в работе облачных продуктов и сервисов Microsoft, Amazon и Google. Согласно письмам от правообладателей, с указанной даты будет прекращен доступ к облачным продуктам, таким как (включая, но не ограничиваясь): Power BI, Dynamics CRM и др. Мы ожидаем, что приостановка также затронет облачные решения, содержащие эти продукты. Чтобы избежать полной или частичной потери информации, ГК Softline рекомендует всем компаниям в кратчайшие сроки выполнить резервное копирование данных, связанных со всеми облачными продуктами Microsoft, Amazon и Google".

Вечером 18 марта, как сообщил источник в отрасли, состоялись переговоры между представителями Microsoft и их дистрибьюторами. Представители Microsoft сообщили следующие подробности: "Сервисы будут заблокированы для российских организаций (включая образовательные), но точная дата названа не была. Точно известно, что под блокировку попадают Teams, One drive, Azure, Office 365 M365, все веб-службы (в том числе бесплатные), SQL On-prem Server, System center server (перестанут доставляться security updates), все версии Excel, Microsoft online protection, ключи для Visio и MS Office. Однако физических лиц и международных компаний блокировка касаться не будет".

Руководитель управления информационных технологий СКБ "Контур" Андрей Галиуллин напомнил, что 12-й пакет санкций ЕС вводит запрет на передачу ПО для управления предприятиями, промышленного дизайна и производства. "Продукция Microsoft широко представлена в данных сегментах - MS Dynamics, MS Power Bi и др. В 12-м пакете санкций упоминалось, что вендор может предоставлять услуги по данным видам ПО российским компаниям до 20 марта 2024 г. В отношении подконтрольных российских компаний срок был увеличен до 20 июня 2024 г., если у них нет специального разрешения регулятора. В 13-м пакете не было упоминания о новых ограничениях в части ПО, однако вендор мог самостоятельно их ввести", - рассказал он.

При этом пользовательская база у продуктов Microsoft, несмотря на все действия, которые предпринимал как сам вендор, так и российские регуляторы, остается значительной. Более 20% зрителей, принявших участие в опросе участников онлайн-конференции "Российская облачная инфраструктура", которая прошла 15 марта на площадке AM Live, заявили, что используют облачные сервисы от Microsoft, Google и Amazon.

Доля Microsoft Office, по оценке директора ООО "Айдеко" (Ideco) Дмитрия Хомутова, составляет около 80%. Генеральный директор ООО "Симпл" (SimpeOne) Сергей Чуканов назвал популярным продуктом также Microsoft Dynamics CRM: "Она была популярной CRM-системой в России, особенно среди крупных и средних предприятий, которые использовали другие бизнес-приложения экосистемы Microsoft Dynamics. Система часто использовалась для управления полным циклом взаимодействия с клиентами, включая продажи, маркетинг и обслуживание".

Однако очень многие пользователи продуктов Dynamics заместили их отечественными решениями. В частности, именно так, как сообщила пресс-служба ПАО "МегаФон", поступила Yota, которая обладала, по оценке TAdviser, одной из крупнейших инсталляций Dynamics CRM в России.

После ухода Microsoft из России, как отметил Сергей Чуканов, процесс миграции на российские CRM существенно ускорился: "Отсутствие технической поддержки и регулярных обновлений для серверных версий Dynamics CRM, размещенных On-Premise в инфраструктуре российских компаний, не оставляет другого выбора, кроме как мигрировать на альтернативные российские CRM-системы. С учетом повышенного интереса к российским CRM-системам в 2023 г. мы разработали платформенное бизнес-решение SimpleOne B2B CRM, где учтены лучшие мировые практики управления продажами в enterprise-сегменте и автоматизации работы продаж с длинным циклом сделки, характерным для решений класса Microsoft Dynamics CRM и Salesforce. В контексте миграции с зарубежных решений SimpleOne B2B CRM во многом схожа по структуре данных и по взаимодействию с системой. Это в значительной мере упрощает "переезд" пользователей на новую CRM".

Руководитель департамента инфраструктурного ПО "Системный софт" Тимур Бадретдинов назвал среди наиболее востребованных сервисов у бизнеса Office 365, Microsoft 365 и его сервисы Exchange Online, Teams, SharePoint Online, OneDrive, а также Power BI и Microsoft Azure, все они критичны для бизнеса, так как на них построены внутренние и внешние коммуникации и виртуальная инфраструктура для остальных бизнес-приложений.

Руководитель отдела ИТ ООО "Рексофт" Евгений Черток считает, что большинство российских компаний уже приняли необходимые меры и ограничения не нанесут существенного ущерба: "Под ограничения попали облачные сервисы для работы с документами и хранения документов, виртуальные машины, облачный Azure и т.п. Если говорить про крупные предприятия, то они остались только у тех, у кого были заранее проплачены длинные сроки. Все остальные российские заказчики за два года ушли из облаков Microsoft или задублировали системы в российских облаках или внутренней инфраструктуре".

Директор по развитию бизнеса компании-разработчика "Базис" Андрей Толокнов высказал мнение, что ограничение доступа к Azure в основном затронет частный сектор и не скажется на государственных структурах. Что касается Microsoft 365, то, по оценке представителя "Базиса", многие организации привыкли к ограничениям и обходят их, в том числе используя нелицензионное программное обеспечение.

Однако по мнению генерального директора ООО "Новые облачные технологии" ("МойОфис") Павла Калякина, ситуация для российского бизнеса в результате отключения сервисов Microsoft может стать критической: "Сложившуюся ситуацию на рынке можно назвать критической, так как иностранный вендор отключает россиян от облачной инфраструктуры. Компании, которые еще до прошлой недели размещали данные в облаках Microsoft, окончательно потеряют возможность с ними работать и рискуют полностью потерять доступ к данным уже через два дня".

Генеральный директор компании IW GROUP Александр Шибаев считает, что для России блокировка онлайн-сервисов Microsoft не несет серьезных проблем, однако отключение облака Google может иметь более серьезные последствия: "В российских компаниях сервисы от Microsoft уже практически не используются. Суть в том, что ранее, в рамках санкционной политики западных стран, в России был введен запрет на оплату онлайн-сервисов картами российских банков. Со временем у компаний закончились сроки лицензий, и это побудило большинство из них перейти на другие решения в рамках импортозамещения. Однако есть другие облачные сервисы, блокировка которых нанесет более серьезный урон для российских пользователей. Google, например, сам по себе критическая угроза в сторону РФ. Для мобильных сервисов серьезным ударом может стать невозможность нотификации самих мобильных приложений, которые работают под Android, ограничения доставки push-уведомлений и т.д. Что касается таких сервисов, как "Google Диск", "Google Таблицы", то здесь все, кто могли, уже перешли на российские аналоги. Данная ситуация только доказывает, что внешние сервисы, работающие по модели SaaS, сами по себе ненадежны и небезопасны в отличие от инхаус-разработок".

По мнению ведущего ресурса "Бизнес без опасности" Алексея Лукацкого, задача миграции с сервисов Microsoft сложна, прежде всего в силу сжатых сроков: "За оставшиеся дни осталось решить кучу вопросов - от поиска альтернативы до удаления чувствительных данных, которые располагались в облаках Microsoft, от выгрузки событий безопасности в открытом формате (если они нужны) до подготовки процедуры удаления всех установленных в вашей инфраструктуре агентов, а также блокирования ранее открытых портов на периметровых межсетевых экранах для средств защиты Microsoft".

По мнению представителя "СКБ Контур", такое заявление от Microsoft может иметь серьезные последствия для российского бизнеса: "Во-первых, компании, которые ранее использовали программное обеспечение Microsoft для управления или проектирования, могут столкнуться с проблемами в поддержке бизнес-процессов и операций. Это может замедлить или нарушить их работу, особенно если они зависели от конкретных продуктов или услуг Microsoft. Кроме того, если у компаний хранилась чувствительная информация в облаке или на других платформах Microsoft, они могут столкнуться с утратой доступа к этим данным. Это может оказаться критичным для бизнес-процессов, требующих оперативного доступа к данным или сохранности информации. Плюс ко всему, многие компании откладывали переход на последний момент. Некоторые уже перешли на альтернативное программное обеспечение, в то время как другие активно готовятся или уже находятся в стадии перехода. Наконец часть компаний - что всегда свойственно бизнесу - ищут или уже нашли способы оплаты ПО от Microsoft через альтернативные каналы". Дмитрий Хомутов назвал два наиболее популярных подхода: использование сервисов VPN или закупки через зарубежных юридических лиц.

Директор по информационным технологиям ООО "ЭджЦентр" ("EdgeЦентр") Сергей Липов, наоборот, считает продукты, к которым могут потерять доступ российские компании, критичными для бизнеса, и при их отсутствии пользователи ощутят существенные неудобства и, возможно, потерю прибыли. Также он обратил внимание, что не совсем ясно, касаются ли данные ограничения on-prem-версий продуктов с неистекшей лицензией, и этот вопрос требует дополнительного изучения и консультаций с юристами.

По мнению Дмитрия Хомутова, для бизнеса уход Microsoft с отечественного рынка не критичен: "Российский бизнес в большинстве своем перестал пользоваться иностранными разработками, так как сроки лицензий истекли, продлить их официально невозможно. Отсутствие у компаний импортного софта может означать скорейший переход к отечественным решениям. К тому же, следуя указу №250 президента Российской Федерации, все компании до начала 2025 г. должны перейти на отечественные ИT-продукты".

"Что касается способов сохранить работоспособность этих продуктов, то возможными вариантами могут быть использование VPN-сервисов или переход на on-prem-версии продуктов, если это не противоречит действующему законодательству. Однако стоит учесть, что такие решения могут нарушать условия лицензионного соглашения и потребуют дополнительного изучения юридической стороны вопроса", - такую рекомендацию дал Сергей Липов.
Он предложил сервис для перехода с MS Teams на "Контур.Толк" и "СКБ Контур". При этом лицензии отечественный вендор обещает предоставлять в том же объеме, что и действующие подписки на зарубежные продукты, а срок "переезда" составит один рабочий день.

Однако, как отметил заместитель директора и соучредитель компании VINTEO Дмитрий Серый, Microsoft Teams - это не просто видеосвязь, а полнофункциональная массовая ВКС-услуга с доступными тарифами для пользователей, в том числе бесплатными лицензиями для образовательных учреждений: "Пока в России нет сервиса, способного работать по такой модели, то есть соединить в себе ВКС и облако на базе оператора связи. Очередные ограничения Microsoft для российских пользователей - еще один драйвер для нашего рынка по созданию такой операторской модели".

К тому же, как предупреждает Тимур Бадретдинов, миграция таких сервисов на российские решения может занимать до нескольких месяцев: "Срок может варьироваться в связи с технической возможностью миграции, в зависимости от типа сервиса и объема данных на нем. При отключении со стороны вендора продолжать использовать облачный сервис не получится. Можно только успеть сохранить данные на локальные серверы или ПК. Однако оn-premise-продукты будут продолжать работать и после блокировки со стороны Microsoft. Остается только риск неполучения патчей безопасности или получения обновлений с вредоносными "закладками".

По мнению менеджера по облачным продуктам ООО "Связь ВСД" (Linx Cloud) Андриана Бушина, не меньше влияют на скорость миграции также каналы связи и количество пользователей, которые работают с продуктом: "Скорость миграции с этих продуктов зависит того, сколько в них хранится корпоративных данных и сколько пользователей. Вендор часто ограничивает пропускную способность канала для выгрузки данных с тенанта, особенно если он большой".

"Как все мы убедились после февраля 2022 г., продолжать использование любых иностранных сервисов после введения антироссийских санкций, даже получая их через механизмы серого импорта - это жизнь на пороховой бочке. Сервисы могут быть отключены в любой момент, поставив под удар всю инфраструктуру российского пользователя", - напоминает Дмитрий Серый.

"Многие пользователи иностранных платформ либо активно рассматривают альтернативные российские сервисы, либо уже мигрировали на них. Последний сценарий сейчас самый распространенный. Наши клиенты уже сталкивались с задачей экстренно мигрировать пользователей и данные в российский виртуальный офис и перезапускать все бизнес-процессы. На этом опыте мы построили платформу миграции и процесс онбординга новых клиентов, - уверен коммерческий директор "Яндекс 360 для бизнеса" Александр Чеснавский. - Все эти инструменты делают переезд для клиента максимально удобным, безопасным и быстрым. Кроме того, мы можем предоставить "Яндекс 360 для бизнеса" на триальный месяц, чтобы компания могла оценить все возможности нашего сервиса".

Руководитель департамента информационных технологий ООО "Первый Бит" Максим Горин назвал нынешнюю волну миграции с зарубежных сервисов как минимум второй, и такой возможностью уже воспользовались сотни компаний: "Первая волна миграции с зарубежных сервисов началась в середине 2022 г. В тот момент оплата зарубежных сервисов значительно усложнилась, и большая часть клиентов начала переезжать на российские альтернативы. Тогда наша компания "Первый Бит" начала активно переводить клиентов с сервисов Microsoft, Amazon и Google. Сейчас наблюдаем вторую волну перехода тех, кто продолжал ими пользоваться. Мы помогли более чем 1000 клиентов оперативно мигрировать и запустить работу без простоев бизнеса".

Новости из связанных рубрик