30.09.2003

На первой в России конференции по проблемам спама (Москва, 24-25 сентября) борцы со спамом (а также анонимно присутствовавшие в зале спамеры) обсудили перспективы этой борьбы. Полностью ликвидировать электронный мусор невозможно, но можно ограничить. В том числе и юридически - если Госдума согласится внести изменения в процессуальные кодексы, КоАП и закон "О рекламе". Впрочем, эти вопросы будет решать уже следующая Дума.

Массовая рассылка рекламных сообщений по e-mail именуется спамом в силу исторических причин. В последние несколько лет наблюдается настоящий бум навязчивой электронной рекламы: по данным экспертов, сегодня в российском Интернете каждое второе e-mail письмо - спамерское. Ежедневно в Рунете рассылается 25-30 млн таких писем. В 2004 г., как ожидается, доля "мусора" достигнет 70%.

Спамовые рассылки дешевы. И незначительного процента заинтересовавшихся хватает, чтобы рекламодатель отбил затраченные средства. Как отмечает Кирилл Чистов, директор московского офиса фирмы "Интернет-проекты" (рассылки subscribe.ru), по стоимости в пересчете на размер охваченной аудитории (десятки долларов за сотни тысяч адресов) спам оказывается даже выгоднее телевизионной рекламы - при этом "порог вхождения" (минимальная сумма затраченных средств) при спамовой рекламе гораздо ниже, чем на телевидении. В сущности, для малого и среднего бизнеса спам - вне конкуренции.

При этом общественное мнение считает рекламу при помощи спама грубым нарушением интернет-этикета. Большинство получателей спама выражают недовольство, а многие предъявляют претензии провайдерам. Но провайдеры сегодня оправдываются тем, что вопреки существующему мнению они вовсе не заинтересованы в спаме. Конечно, во многих случаях заработок провайдера пропорционален объему переданных данных. Однако, говорит Николай Федотов, отвечающий за безопасность сетей ОАО "РТКомм.Ру", "на долю электронной почты приходится лишь несколько процентов трафика российского Интернета - это не те объемы, из-за которых провайдеры поддерживали бы спамеров. Ведь забот спамеры приносят в сотню раз больше, чем обычные пользователи".

Надо сказать, что сегодня в России (как, впрочем, и в мире) не существует точного общепринятого определения понятия "спам". Придумать такое определение непросто: то, что одному человеку покажется раздражающей рекламой, для другого - нормальное коммерческое предложение.

Чтобы бороться со спамерами юридическими методами, потребуется немало изменений в российских законах. Как утверждает менеджер по работе с госорганизациями московского офиса Microsoft Михаил Якушев, ситуация здесь выглядит следующим образом. Прежде всего требуется изменить процессуальное законодательство - чтобы в России появилась работоспособная система сбора доказательств в Интернете. Далее понадобится добавить в закон "О рекламе" упоминание о рекламе по электронной почте и уточнить в этом законе понятие "недобросовестная реклама". Это позволило бы государственным надзорным организациям и профессиональным сообществам "воспитывать" заказчиков спама. Кроме того, следует предусмотреть ответственность за деятельность распространителей спама, внеся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, - чтобы можно было спамеров хотя бы оштрафовать.

Впрочем, по прогнозам представителей недавно созданной Национальной коалиции против спама, оценивать все эти предложения придется уже следующему составу Госдумы - и только после решения первоочередных, по мнению большинства депутатов, вопросов. Соответственно, ожидать первых попыток практического применения законов против спамеров в России не стоит раньше середины будущего года.

А до тех пор борьба со спамом в России будет по-прежнему осуществляться в основном техническими средствами. Крупные провайдеры уже устанавливают всяческие e-mail фильтры. Спамеры изучают способы пробивать эти фильтры. Развернулось бесконечное соревнование брони и снаряда.

Профессиональные борцы со спамом хорошо понимают, что полностью изжить спам как явление уже невозможно. "Наркоманию тоже не победили, - говорит главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская. - Но риски для наркоторговцев значительно повысили. Хорошо бы и спам загнать в эту область". "Сегодня спам на 1-2 порядка дешевле других рекламоносителей, - отмечает Игорь Ашманов, один из организаторов состоявшейся на прошлой неделе в Москве антиспамерской конференции. - И наша задача - сделать его дороже".

Увеличение объемов российского рынка мусорных e-mail (эксперты оценивают его в $2-3 млн ) и рост профессионализма его участников (во многом вызванный необходимостью преодолевать все более сложные фильтры) привел к укрупнению игроков этого рынка - непрофессионалы сходят с дистанции. Отечественные спамеры уже разделились по специализациям (поставщики баз e-mail адресов, рассыльщики и т. п.).

В отсутствие правовых норм борьба с интернет-хулиганами приводит к конфликтам между самими провайдерами доступа и услуг. Периодически компании, контролирующие различные ресурсы Интернета, отключают получение почты с чужих ресурсов, хозяева которых, по их мнению, недостаточно энергично борются со спамерами. Благо в новом российском законе "О связи" требования к связности телекоммуникационных сетей значительно ослаблены.

Как рассказывает Ашманов, российские спамеры, помимо основного вида деятельности, стали предлагать услуги по компрометации интернет-ресурсов. Например, после масштабной рассылки от имени некоторой компании ее сайт могут вовсе закрыть.

Кое-кто из провайдеров уже говорит о том, что слишком ретивые антиспамеры могут принести не меньше вреда, чем спамеры. "Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется", - цитирует анекдот времен СССР Елена Колмановская из "Яндекса".

Источник: Русский фокус" от 29 сентября 2003 года